Фармацевтический онлайн: минимум динамики за два года
Первая двадцатка
В сравнении с семидесятипроцентным «прибавлением» января-марта данная цифра действительно не так уж велика. Общий же объем реализованных и забронированных онлайн единиц аптечного ассортимента (включая также парафармацевтическую продукцию) по результатам прошедшего года приблизился к отметке в 295 млрд. руб. (расчеты проводились в итоговых ценах с учетом НДС).
Двести шестьдесят с половиной миллиардов — "львиную долю" названной суммы — составила общая выручка "первой двадцатки" фармритейлеров интернет–сегмента. В относительных значениях присутствие ТОР–20 впечатляет еще сильнее — 88,4%. По средним размерам прироста лидеры также опережают коллег.
Драйвер роста онлайна — "офлайновая" аптека
При этом даже у компаний, занявших первые строки рейтинга в своем сегменте, продажи в 2022-м году росли менее ощутимо, чем в 2021-м. Двузначной цифрой характеризуется только динамика сети "Апрель" — ее результаты в онлайне увеличились более чем в два с половиной раза. Однако такой рекорд обусловлен расширением именно физического (а не виртуального) присутствия. За минувший год игрок фармрынка открыл больше двух тысяч трехсот новых "точек".
С такими темпами могут соперничать разве что маркетинговые союзы и сервисы-агрегаторы: АСНА в минувшем году прибавила шестьдесят два процента в интернет–сегменте, "Здравсити" приблизился к 50%-й отметке, показав сорокавосьмипроцентный рост, а "Аптека.ру" выросла почти на четверть (плюс 24%). У всех трех организаций за прошедший год произошло значительное пополнение — при этом четкой пропорции между числом новых аптек–участниц и объемами онлайн–динамики отмечено не было.
Важно отметить и то, что "гиганты фармацевтики" активнее всего расширяли свои ряды весной и летом, а к наступлению нового 2023 г. этот процесс существенно замедлился. И даже более того: список участников "Аптеки.ру" уменьшился на несколько сот аптечных предприятий. А сеть "Имплозия", тоже имеющая достаточно широкий охват, потеряла в онлайне около пяти процентов своих рублевых результатов. В целом денежная динамика интернет–сегмента оказалась немногим меньше, чем в позапрошлом году — сорок и несколько десятых процента в сравнении с прежними 53%.
Противоположные тренды
Снижение интереса к фармацевтическому онлайну в конце минувшего года стало результатом целого комплекса различных тенденций. Среди них стоит отметить:
- сокращение доходов у значительной части населения — и вызванное этим снижение покупательской активности (в некоторых ситуациях людям приходится экономить даже на лекарствах);
- меньшая активность фармкомпаний–производителей в области продвижения (что также объяснимо трендом экономии).
Поэтому логично, что вложения в онлайн стали в настоящее время менее привлекательны. Многие, конечно, рассматривали возможность участия в недавно стартовавшем "пилот" по доставке "рецептуры". Однако сама процедура дистанционной реализации назначаемых врачом препаратов пока требует ряда организационных уточнений.
Если же рассматривать долю интернет–сегмента в реализации фармпродукции "в целом", то за минувший год она достигла результата в 16,5%. Такие рекордные значения вызваны не только приростом онлайна — но и замедлением динамики традиционного отпуска.
Классический формат прибавлял в объемах в три раза медленнее, чем "дистант". С другой стороны, новые направления всегда растут стремительнее, чем уже зарекомендовавшие себя и приобретшие заслуженное доверие в своей целевой аудитории.