О рабочих буднях и уникальности, технологиях производства и целебных свойствах растений рассказывает истинный энтузиаст своего дела, человек, всецело отдающий себя любимой профессии, — управляющая аптекой, Ирина Владимировна Трушкина.
Ирина Владимировна, Вы — врач, аллерголог–иммунолог, доктор медицинских наук, тем не менее, решили заняться фармацевтическим производством. Чем был обоснован Ваш выбор?
— Вы правы, я в свое время окончила педиатрический факультет, затем — ординатура, аспирантура и докторантура на кафедре госпитальной педиатрии. Изучала гомепатию, гомотоксикологию, фитотерапию и другие направления натуропатии. В настоящее время прохожу обучения по антропософской фармации, а также по управлению и экономике фармации.
Были ли у Вас единомышленники тогда в познании натуропатии?
— В свое время судьба свела меня с прекрасным специалистом, широко известным в медицинских кругах доктором Олегом Петровичем Гитбиндером. Он врач семейной медицины со специализацией в области кинезиологии, натуропатии и эмоционального здоровья.
Длительное время в своей практике мы использовали европейские гомеопатические и фитопрепараты, цветы Баха и соли Шюсслера, которые постепенно стали недоступными для российского рынка.
Наши пациенты привыкли к этим лекарствам, нуждались в них. Сначала мы пробовали изготавливать препараты для своих пациентов самостоятельно. В основном это были композиции из цветочных эссенций, изготовленных по технологии Эдварда Баха.
Более 200 лет назад английский доктор Эдвард Бах изучал роль душевного состояния человека в процессе возникновения у него различных заболеваний. Он пришел к заключению, что эффективность лечения зависит от особенностей личности пациента, от его психоэмоционального состояния. Ему удалось разработать ценные лекарства на основе растений для коррекции эмоциональной сферы.
Мы начали серьезно заниматься данным направлением, так как помимо пациентов к нам начали обращаться еще и коллеги. Изучали опыт и технологии малых фармацевтических производств европейских и американских коллег. Через какое-то время мы пришли к решению лицензироваться и открыть производственную аптеку, чтобы изготавливать препараты, которые ранее получали только из–за рубежа.
Так два года назад здесь, по адресу: Алма-Атинская ул., д. 9 корп. 2 и состоялось открытие нашей аптеки.
В чем заключается специфика работы, если говорить доступным языком?
— Попробую… Есть система, которая называется сompounding pharmacy, это производство персональных лекарственных форм для пациентов с особыми потребностями. К нам обращаются люди, имеющие множественные аллергии на аптечные средства, вспомогательные вещества в лекарствах, а также те, кому нужны особые дозы или формы: маленькие дети или пожилые люди, например, не могут проглотить таблетку, им нужны лекарства в виде растворов, свечей или даже в виде конфеток.
Если говорить об аллопатии, то около 60% лекарств изначально были разработаны на основе изучения растений. Задача фармацевтики выделить активный компонент, научиться его синтезировать и производить в промышленных масштабах. При таком подходе мы совершенно забываем о том, что растения имеют в своем составе тысячи компонентов, которые действуют синергично.
А когда выделяется одно вещество, оно действует иначе, чем весь комплекс.
В фармации принято использовать физическое тело растения — корни, стебли, листья, цветы, при этом не учитывая, что у того же растения есть так называемое "тонкое тело", или "тело жизненных сил", "эфирное тело", то есть энергия, которая делает неживой объект живым. То, что отличает цветок от камня — это наличие эфирного тела. И когда мы говорим о фитотерапии в нашем понимании, наша задача — сохранить в препаратах жизненные силы растения.
Это оригинальные технологии производства, когда мы сохраняем растение, готовим его особым способом и получаем не только физический эффект, но и тот, который будет влиять на психоэмоциональную сферу.
Мы работаем в концепции системы PNEI (психо–нейро–эндокринно–иммунология). Все функции организма контролируются иммунной, эндокринной, нервной системами, а во главе всего стоит психика. И если на уровне психики происходят изменения, в ту же секунду они влияют на наше тело. Медицина в основном работает с физическим телом, с психикой не работает практически никто. Но в мире давно разработаны такие препараты, и мы специализируемся именно на них.
Как бы Вы обозначили основную специализацию аптеки? Что отметите особо в ассортименте?
— Наша основная специализация — это низкодозная терапия (гомеопатия, гомотоксикология) флоротерапия (применение эссенций цветов Баха), тканевая биохимическая терапия солями Шюсслера, фитотетрапия. Кстати, хочу подчеркнуть, что мы являемся единственными производителями таблетированных солей в России, я говорю о солях Шюсслера.
Помимо этого, в течение многих летмы собираем аутентичную российскую коллекцию цветов, выпускаем глицераты — серию настоек лекарственных трав, собранных в соответствии с принципами функциональной медицины на органическом глицерине. Как я уже отмечала, это глубокое погружение в тонкий мир, с использованием всех сил растений.
Где выращиваются растения, используемые в производстве?
— У нас есть свой аптекарский огород, который находится в монастыре, расположенном в двухстах километрах от Москвы. Также у нас имеются площадки в Иркутской области, в Горном Алтае, где заготавливаются дикорастущие растения. Мы делаем клеточный сок прямого отжима пихты, сосны, кедра и масла на основе молодых лапок хвойных.
Врачи сотрудничают с вашей аптекой?
— Да, к нам часто обращаются клиники, которые разработали свои рецептуры и понимают, что именно нужно их пациентам. Иногда какая–то компания находится на этапе разработки собственной формы и им нужна лицензированная лаборатория.
Мы тесно работаем с врачами, имеющими собственные разработки, готовим им небольшие партии препаратов для пациентов.
Большую же часть производства у нас занимают комплексные гомеопатические препараты.
В своей практике мы идем не от метода лечения и диагноза. Мы стремимся идти от человека и его проблем, т.е. от того, что изначально привело к развитию болезни. Понимаете, у каждого человека есть своя собственная причина заболеть. Это могут быть даже отношения в семье или бизнесе, ведь все болезни рождаются в коммуникации. В зависимости от того, в какой области лежит конфликт и как человек его проживает, в том органе и произойдет соматизация. Каждая эмоция имеет собственную локализацию в теле. Поэтому наша задача — "раскрутить" эту историю в обратную сторону и найти "точку невозврата", когда возникло заболевание. При этом симптом мы не рассматриваем как некое зло. Симптом — это попытка самоизлечения. Например, если организм встретился с агрессивным вирусом, что он может сделать? Только уничтожить его. Что нужно, чтобы иммунная система заработала? Должна подняться высокая температура как показатель того, что организм пытается самостоятельно убрать вирус.
Посетить врача нашего профиля достаточно непросто, чтобы он выписал персонально изготовленные лекарства. Поэтому у нас есть и препараты трансперсональные — изготовленные по отработанным рецептурам европейской фармакопеи.
Наше направление достаточно сложное, специалистов в стране не так уж много, поэтому мы открыли собственную школу «Натура» для врачей, психологов, массажистов, кинезиологов, где обучаем использованию натуропатических средств.
Вы отметили, что далеко не каждый позволит себе посещение профильного врача. Получается, среднестатистический пациент не может получить помощь?
— В мире хорошо отработаны рецептуры, которые помогают при тех или иных заболеваниях. На нашем сайте natura-pharma.ru люди могутпочитать о своих заболеваниях, дано описание средств, ведется блог, в котором мы пишем, на что обратить внимание, какая психосоматика, какие базовые проблемы чаще всего встречаются, дана примерная схема терапии. Наша Школа работает в очно-заочном формате, можно брать уроки дистанционно, причем приходят для обучения не только специалисты, но и обычные люди. Мы убеждены, что сначала нужно научиться, понять, что это твое направление, а потом приходить за лекарствами.
Первые пять уроков раскрывают общую концепцию функциональной медицины, которая рассматривает человека целиком, с учетом психики, тела и жизненных обстоятельств. Это базовые уроки, которые объясняют, что такое лекарство, как возникает воспаление, что такое соединительно–тканный матрикс, детоксикация. Свои вопросы могут люди задавать и в телеграмм-канале.
Что из внутриаптечных заготовок можете порекомендовать человеку, случайно зашедшему в аптеку?
— У нас можно приобрести серию Flowers Energy — комплексы, которые гармонизируют психоэмоциональные реакции, дренажные гомеопатические препараты, специальные наборы детоксикации, аптечки, соли Шюсслера, цветы Баха. Это внутриаптечные заготовки, которые подходят широкому кругу. Тем не менее, мы против неосознанной терапии и стараемся сделать так, чтобы нашу продукцию покупали только подготовленные пациенты, те, кто участвуют с врачом в процессе излечения, делают свой выбор осознанно.
А для большой аудитории у нас есть серии свежевыжатых внутриклеточных соков, масла и глицераты. Мы работаем в партнерстве с аптеками в Москве и по России, которые реализуют нашу продукцию. Как правило, это одна аптека на город. Ведь масштаб здесь не нужен, это ручное производство малыми сериями.
Ваша аптека находится в тихом спальном районе, это может быть связано с учетом специфики работы?
— Да, Вы правы, мы осознанно удалились от центра города и создали специально условия тишины для того, чтобы провизоры могли сосредоточиться на работе. Эмоциональное состояние сотрудников невероятно важно для процесса, тем более что производство сложное. Если специалист устал или пребывает в плохом настроении, мы разрешаем не выходить на работу.
Здесь каждый отвечает за свой участок, фармацевты обучены нашим технологиям. Я сама обучалась в Италии, Германии, Швейцарии. На данный момент я прохожу пятилетнее обучение в Германии по антропософской фармации. Мы пользуемся опытом немецких коллег, которые имеют двухсотлетнюю историю производства и делятся своими технологиями. Наша область деятельности интересна тем, что в ней принято делиться знаниями. Можно сказать, мы занимаемся космическими вещами, достаточно тонкими и сложными, где каждый день, час и минута имеют значение для процесса.
Как Вы находите специалистов?
— Мы стараемся подобрать коллектив единомышленников. Травники, которые выращивают и собирают растения, делают матричные настойки, работают с нами много лет.
В аптеке трудится 10 специалистов, которые заняты в производстве. Соглашусь, найти провизора достаточно сложно. Для нас важна пунктуальность, четкость, умение слушать, делать и переделывать. Нужно спокойствие, обучаемость и колоссальное терпение, а научить мы сможем. Я заметила, что у наших специалистов развивается очень высокая чувствительность. Одна из наших фармацевтов была способна взять в руки упаковку препарата и назвать его. Может показаться, что это чудо, но мы работаем долго, и все свои препараты чувствуем руками. Лекарственные средства, приготовленные по нашим технологиям, обладают собственной энергией.
Можно ли найти информацию об аптеке на других сайтах?
— Мы — внутриаптечное производство, поэтому можем быть представлены только на своих сайтах. Информация о нас есть на сайтах партнеров, но они только принимают заказы, не реализуя их напрямую.
Ваша аптека готова заниматься доставкой лекарств населению?
К доставке я отношусь положительно, и сейчас мы оформляем соответствующие документы, так как считаем это направление интересным.
Каким Вам видится дальнейшее развитие деятельности?
— Развитие — через образование, я бы даже сказала, скорее не для специалистов, а для широкой аудитории. Мы говорим: "Школа здоровья", имея ввиду здоровый образ жизни, умение отрабатывать эмоциональные состояния. Человеку нужно жить осознанно и понимать, что с ним происходит. Здоровый образ жизни — это когда ты понимаешь свою цель, для чего живешь, каким путем идешь. И этому мы пытаемся обучить.
Если говорить о развитии аптеки как объекта бизнеса, то мы ищем партнеров, специализированные аптеки, которых бы заинтересовала натуропатия. Нам бы хотелось, чтобы присутствие нашей продукции было в каждом городе — точка, где человек может приобрести препарат, минуя режим ожидания. У нас есть научный отдел, где мы постоянно разрабатываем новые формулы, проводится постоянный мониторинг, какие составы и комбинации веществ разрабатываются в мире. Я присматриваюсь к нутрициологии, направлениям, которые на уровне микроэлементов, витаминов и биологически активных веществ корректируют процессы метаболизма.
По нашему основному направлению — психосоматике — читаем лекции на различных площадках, принимаем участие в конференциях. Надеюсь, что возможность развиваться будет у нас и дальше.
Думаю, мир "потрясет" еще несколько лет, а затем медицина будет пересмотрена. За последние 10 лет подходы в ней уже очень кардинально пересматривались. Как я уже говорила, мы переходим на другой уровень медицины, где симптом не будет являться проблемой. Симптом – это уже решение проблемы. А если медицина развивается в ином направлении, значит, будут нужны иные лекарства. Я верю, что так и будет.