Как в пандемию меняется фармацевтический бизнес
О том, какие коррективы коронавирус внес в фармацевтическую индустрию, какой она стала и какие уроки извлекла и еще будет извлекать, рассказывает Марк Ламбрехт, директор глобальной практики здравоохранения и биологических наук SAS.
Пандемия как фактор роста
Хотя фармацевтическая отрасль пострадала не так сильно, как, например, туризм или ресторанный бизнес, это не означает, что события последних почти двух лет прошли для нее бесследно. Они не просто внесли коррективы в привычные схемы работы, но одновременно стали катализатором и фактором роста. С этим согласны и лидеры фармацевтических корпораций — так, глава компании Pfizer сообщил изданию The Economist, что пандемия, по его мнению, изменила "Большую фарму" к лучшему, что отрасль стала более гибкой, маневренной и инновационной. При этом выросла и репутация отрасли: рейтинг одобрения в фармацевтической индустрии, по данным опроса Harris Poll за последний год, вырос с 30% до 60% по сравнению с прошлым годом.
Фарме, как и всем, пришлось перейти в режим онлайн, и это затормозило ряд жизненно важных процессов. По данным консалтинговой компании Oliver Wyman, набор новых пациентов для клинических испытаний в условиях пандемии упал на 80%. Однако сейчас в этой сфере наблюдается восстановление, поскольку компании переходят на цифровые инструменты, позволяющие работать дистанционно: это удаленный мониторинг, электронный скрининг, телеконсультации и т.п. Благодаря переходу в онлайн теперь в испытаниях могут участвовать группы населения, которые раньше оставались в стороне — например, из–за того, что живут вдали от мегаполисов.
Социальное дистанцирование и перевод сотрудников из офисов в онлайн затронуло и фармотрасль, которая перешла на цифровые каналы взаимодействия. Как пишет The Economist, виртуальные контакты компании Eli Lilly, по словам ее руководителя, в 2020 году увеличились более чем в 10 раз по сравнению с предыдущим годом. Он считает, что тенденция сохранится, поскольку позволяет связаться с врачами или любыми другими специалистами, с которыми сложно встретиться офлайн.
Под влиянием пандемии и тотального перехода в онлайн объем генерируемых данных возрос в несколько раз, и сегодня требуются все более мощные аналитические инструменты, чтобы с ними работать. Поэтому очевидно, что модернизация и цифровизация — императив для фармацевтических компаний, и их руководители и владельцы это понимают. При этом налицо тенденция к децентрализованному анализу данных. Недавно в ходе совместного исследования BioPharma Dive и SAS почти 65% респондентов заявили, что либо уже планируют модернизацию подходов по работе с данными клинических испытаний, либо задумываются об этом. Децентрализация клинических испытаний требует адаптировать существующие схемы под новый формат, но вполне возможно, что в свете перемен в ближайшем будущем появятся и другие, ранее не применявшиеся модели их проведения.
"Точно в срок" — слишком поздно
Опыт пандемии говорит о том, что при формировании цепочек поставок в будущем следует иметь в виду и возможность серьезных потрясений. Для этого цепочки поставок должны быть интеллектуальными и уметь быстро адаптироваться не только к рутинным, но и к значительным переменам. В свою очередь, это опять–таки требует мощных аналитических инструментов, в первую очередь прогнозных, на основе искусственного интеллекта. Поэтому логистика — еще одно направление, которое фармацевтическим компаниям приходится радикально пересматривать для обеспечения своевременной поставки медикаментов, в том числе вакцин.
Цепочки поставок, предполагающие, что товар поступает "точно в срок" — уже вчерашний день. Сейчас необходимо работать на опережение — в ближайшем будущем появится все больше цепочек поставок, где учитываются всевозможные факторы "на всякий случай". Как следствие, мы увидим все больше внедрений искусственного интеллекта (ИИ).
Смена логистической парадигмы повлияет и на продажи. По расчетам McKinsey Global Institute, переход к цифровым продажам может повысить производительность всей отрасли на четверть, поскольку он позволит сократить и штат, и бюджеты, выделяемые отделам маркетинга и продаж, которые в среднем "съедают" почти 40% операционных расходов фармкомпаний.
Однако для обеспечения новой логистики необходима также интеграция разрозненных хранилищ данных. Сегодня и качество данных, и условия их хранения в фарме, да и не только в фарме, оставляют желать лучшего. Опрос HIMSS, проводившийся при поддержке SAS, показал, что более 50% мировых лидеров в области здравоохранения соглашаются с тем, что работа с данными организована в их компаниях не так хорошо, как хотелось бы, и еще "есть над чем поработать". Особенно это касается использования аналитики данных и прогнозного моделирования. Сегодня нужна аналитика в реальном времени, которая поможет оптимизировать цепочки поставок и сделает их более устойчивыми к возможным потрясениям в будущем.
Материал предоставлен SAS