Потенциальные пациенты гемостазиолога
Кому необходима консультация данного специалиста и всегда ли отклонения в анализах — повод для беспокойства, рассказывает Лидия Бузян, врач терапевт–гемостазиолог сети центров репродукции и генетики "Нова Клиник".
Существует несколько групп поводов для посещения гемостазиолога. Обязательно стоит посетить этого врача, если у вас невынашивание беременности (выкидыши, замершие беременности), осложнения при беременности (отслойка плаценты, нарушение кровотока, задержка роста плода, преэклампсия). Неудачи имплантации в протоколах ЭКО хоть и не являются однозначным показанием, но консультация со специалистом лишней не будет.
О посещении гемостазиолога стоит задуматься при отягощенном семейном анамнезе. В данном случае это тромбозы, инсульты и инфаркты у родственников 1–2 линии в возрасте до 55 лет (мужчины), либо до 60 лет (женщины), возникшие без явных провоцирующих причин, например, онкологии или сахарного диабета, а также повышение артериального давления во время беременности у мамы/тети/сестры и невынашивание беременности в семье (не единичный случай). Стоит отметить, что далеко не все пациентки подробно знают, какими болезнями страдают их родственники и как протекали беременности у женщин в роду, к тому же тема замерших беременностей, выкидышей и осложнений зачастую табуированная. Но пациенткам все же стоит осторожно расспросить ближайших родственниц об их беременностях, объяснив, что это нужно для того, чтобы у врача было больше сведений для ведения беременности.
На кровоток влияют и некоторые хронические заболевания — артериальная гипертензия, сахарный диабет первого или второго типа, аутоиммунные болезни (системная красная волчанка, склеродермия, ревматоидный артрит, неспецифический язвенный колит, антифосфолипидный синдром), хроническая болезнь почек, если она в данный момент обострилась или проявляет себя в течение жизни.
Также это необходимо при выявленной тромбофилии, наличии мутации F5 Лейден или мутации F2 (20210) протромбина, концентрации гомоцистеина в крови более 8 мкмоль/л в настоящее время, наличие антифосфолипидных антител (повышенный уровень волчаночного антикоагулянта, антител к кардиолипину, бета–2–гликопротеину).
Еще один повод — тромбоз любой локализации, в т.ч. появившийся во время предыдущей беременности, тромбоз и тромбофлебит в послеродовом периоде, инсульт и инфаркт в анамнезе.
Существуют также "малые" факторы риска: возраст старше 40 лет, первая беременность, многоплодие, интервал между родами более 10 лет, ожирение 2-3 степени (ИМТ 35+), семейный анамнез по преэклампсии (повышение артериального давления при беременности у родственниц). По отдельности они могут и не представлять особой угрозы, но в совокупности двух–трех вероятность проблем при беременности возрастает.
Какие осложнения беременности могут стать причиной посещения гемостазиолога? Это отслойка хориона/плаценты, внутриматочная гематома (особенно рецидивирующая), выявление высокого риска преэклампсии по данным скрининга в 12 недель. Сюда же относятся нарушение кровотока, структурные изменения плаценты по УЗИ (признаки преждевременного старения), задержка роста плода и повышение АД, впервые возникшее во втором или третьем триместре.
В числе новых показаний — коронавирусная инфекция. Даже перенесенная в бессимптомной форме или с минимальными проявлениями (насморк, потеря обоняния), она доказано повышает риск отдаленных негативных последствий. Основная мишень ковида, как и тромбофилии, — плацентарный кровоток, поэтому принимать решение о назначении разжижающей поддержки необходимо максимально скоро после подтверждения диагноза.
Часто гинекологи рекомендуют обратиться к гемостазиологу и назначат влияющие на кровь препараты при различных отклонениях в анализах. При этом нужно помнить, что для показателей гемостазиограммы, Д–димера, а также тромбодинамики, тромбоэластограммы во время беременности нет строгих норм. И даже если какие-либо показатели гемостаза многократно превышают условную норму, то это не должно служить самостоятельным поводом для назначения или коррекции лечения. Направление на консультацию при значимых отклонениях в анализах возможно, но врач не обязательно назначит лечение.
Что необходимо знать об этих показателях?
Фибриноген — острофазовый белок, который повышается при воспалении, стрессе, любом системном процессе. При беременности может быть значительно повышен в норме. Растворимые фибрин-мономерные комплексы (РФМК) могут повышаться вслед за фибриногеном по тем же причинам.
Д–димер может в третьем триместре превышать норму в 10–15 раз и не мешать вынашиванию беременности. Если же назначено разжижающее лечение — его цель не "снизить" Д–димер, а сохранить беременность и предупредить осложнения.
Укорочение активированного частичного тромбопластинового времени не имеет никакого клинического значения, а МНО информативно только для пациентов, принимающих варфарин.
В любом случае, цель консультации — не "лечить анализы", а искать причины выхода показателей за пределы референсных значений.
Отдельно стоит сказать о применении гепаринов при ЭКО. Множество исследований показали повышение результативности ЭКО на фоне гепаринопрофилактики в протоколе, однако крупных значимых исследований нет. Кроме того, схемы назначения таких препаратов различны. Поэтому их назначение должно основываться на индивидуальной оценке риска как тромботических, так и акушерских осложнений. Сейчас гепарины однозначно необходимы при тромбофилии, высоком риске тромбоза и синдроме гиперстимуляции яичников.
По материалам вебинара "Вымыслы и правда о тромбофилии"