27.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
27.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Здравоохранение // Заболевания

Консультация гемостазиолога: когда она нужна

Беременность — дело ответственное. В течение девяти месяцев будущей маме предстоит чаще посещать врачей и сдавать анализы. В некоторых случаях пациентки узнают о проблемах со свертываемостью крови, и тогда встает вопрос о назначении дополнительных обследований и посещения врача-гемостазиолога.

Потенциальные пациенты гемостазиолога

Кому необходима консультация данного специалиста и всегда ли отклонения в анализах — повод для беспокойства, рассказывает Лидия Бузян, врач терапевт–гемостазиолог сети центров репродукции и генетики "Нова Клиник".

Бузян Лидия

Существует несколько групп поводов для посещения гемостазиолога. Обязательно стоит посетить этого врача, если у вас невынашивание беременности (выкидыши, замершие беременности), осложнения при беременности (отслойка плаценты, нарушение кровотока, задержка роста плода, преэклампсия). Неудачи имплантации в протоколах ЭКО хоть и не являются однозначным показанием, но консультация со специалистом лишней не будет.

О посещении гемостазиолога стоит задуматься при отягощенном семейном анамнезе. В данном случае это тромбозы, инсульты и инфаркты у родственников 1–2 линии в возрасте до 55 лет (мужчины), либо до 60 лет (женщины), возникшие без явных провоцирующих причин, например, онкологии или сахарного диабета, а также повышение артериального давления во время беременности у мамы/тети/сестры и невынашивание беременности в семье (не единичный случай). Стоит отметить, что далеко не все пациентки подробно знают, какими болезнями страдают их родственники и как протекали беременности у женщин в роду, к тому же тема замерших беременностей, выкидышей и осложнений зачастую табуированная. Но пациенткам все же стоит осторожно расспросить ближайших родственниц об их беременностях, объяснив, что это нужно для того, чтобы у врача было больше сведений для ведения беременности.

На кровоток влияют и некоторые хронические заболевания — артериальная гипертензия, сахарный диабет первого или второго типа, аутоиммунные болезни (системная красная волчанка, склеродермия, ревматоидный артрит, неспецифический язвенный колит, антифосфолипидный синдром), хроническая болезнь почек, если она в данный момент обострилась или проявляет себя в течение жизни.

Также это необходимо при выявленной тромбофилии, наличии мутации F5 Лейден или мутации F2 (20210) протромбина, концентрации гомоцистеина в крови более 8 мкмоль/л в настоящее время, наличие антифосфолипидных антител (повышенный уровень волчаночного антикоагулянта, антител к кардиолипину, бета–2–гликопротеину).

На приме у гемостазиолога

Еще один повод — тромбоз любой локализации, в т.ч. появившийся во время предыдущей беременности, тромбоз и тромбофлебит в послеродовом периоде, инсульт и инфаркт в анамнезе.

Существуют также "малые" факторы риска: возраст старше 40 лет, первая беременность, многоплодие, интервал между родами более 10 лет, ожирение 2-3 степени (ИМТ 35+), семейный анамнез по преэклампсии (повышение артериального давления при беременности у родственниц). По отдельности они могут и не представлять особой угрозы, но в совокупности двух–трех вероятность проблем при беременности возрастает.

Какие осложнения беременности могут стать причиной посещения гемостазиолога? Это отслойка хориона/плаценты, внутриматочная гематома (особенно рецидивирующая), выявление высокого риска преэклампсии по данным скрининга в 12 недель. Сюда же относятся нарушение кровотока, структурные изменения плаценты по УЗИ (признаки преждевременного старения), задержка роста плода и повышение АД, впервые возникшее во втором или третьем триместре.

В числе новых показаний — коронавирусная инфекция. Даже перенесенная в бессимптомной форме или с минимальными проявлениями (насморк, потеря обоняния), она доказано повышает риск отдаленных негативных последствий. Основная мишень ковида, как и тромбофилии, — плацентарный кровоток, поэтому принимать решение о назначении разжижающей поддержки необходимо максимально скоро после подтверждения диагноза.

Часто гинекологи рекомендуют обратиться к гемостазиологу и назначат влияющие на кровь препараты при различных отклонениях в анализах. При этом нужно помнить, что для показателей гемостазиограммы, Д–димера, а также тромбодинамики, тромбоэластограммы во время беременности нет строгих норм. И даже если какие-либо показатели гемостаза многократно превышают условную норму, то это не должно служить самостоятельным поводом для назначения или коррекции лечения. Направление на консультацию при значимых отклонениях в анализах возможно, но врач не обязательно назначит лечение.

Что необходимо знать об этих показателях?

Фибриноген — острофазовый белок, который повышается при воспалении, стрессе, любом системном процессе. При беременности может быть значительно повышен в норме. Растворимые фибрин-мономерные комплексы (РФМК) могут повышаться вслед за фибриногеном по тем же причинам.

Диагностика

Д–димер может в третьем триместре превышать норму в 10–15 раз и не мешать вынашиванию беременности. Если же назначено разжижающее лечение — его цель не "снизить" Д–димер, а сохранить беременность и предупредить осложнения.

Укорочение активированного частичного тромбопластинового времени не имеет никакого клинического значения, а МНО информативно только для пациентов, принимающих варфарин.

В любом случае, цель консультации — не "лечить анализы", а искать причины выхода показателей за пределы референсных значений.

Отдельно стоит сказать о применении гепаринов при ЭКО. Множество исследований показали повышение результативности ЭКО на фоне гепаринопрофилактики в протоколе, однако крупных значимых исследований нет. Кроме того, схемы назначения таких препаратов различны. Поэтому их назначение должно основываться на индивидуальной оценке риска как тромботических, так и акушерских осложнений. Сейчас гепарины однозначно необходимы при тромбофилии, высоком риске тромбоза и синдроме гиперстимуляции яичников.

По материалам вебинара "Вымыслы и правда о тромбофилии"

Специализированные
мероприятия
 
   
Статьи подрубрики заболевания:
Артериальной гипертензии нужны госгарантии

Артериальная гипертензия — основная причина ряда угрожающих сердечно-сосудистых состояний, включая ишемическую болезнь сердца, острую сердечную недостаточность, инфаркт и инсульт. Участники проведенного Комитетом Госдумы РФ по охране здоровья заседания круглого стола «Артериальная гипертензия как социально значимое заболевание» обсудили меры, которые могли бы сделать болезнь более управляемой.

ЖНВЛП: шанс на лечение для пациентов с лимфомами

Ежегодно 15 сентября отмечается Всемирный день борьбы с лимфомами. В этот день врачи и ученые повышают осведомленность людей о злокачественных заболеваниях крови и лимфатической системы, их симптомах и ранней диагностике, привлекают внимание к проблемам, связанным с обеспечением помощи онкогематологическим пациентам.

Профилактика: задачи врача и пациента

Одна из целей отечественного здравоохранения — увеличение средней продолжительности жизни до 78 лет к 2030 году. Не последнюю роль в ее достижении играет профилактика заболеваний. Принято считать, что к ней относятся сбалансированное питание, физическая активность, отказ от вредных привычек и, конечно же, диспансеризацию. Однако на практике эти простые, на первый взгляд, меры не всегда оказывают нужный эффект. Многое зависит не только от мотивации каждого человека, но и от готовности системы здравоохранения посмотреть на профилактику болезней шире.

Герпес-вирусная инфекция - проблема современной медицины

Одной из важных особенностей во взаимодействии организма и окружающей среды является способность его иммунной системы формировать устойчивость по отношению к инфекционной нагрузке, которая в настоящее время претерпевает серьезные изменения. Появилась определенная возможность прогрессирования различных оппортунистических инфекций, одной из них, самой таинственной, является вирус герпеса.

Мораторий на проверки - причина массового отравления

Необходимо отменить мораторий на проверки бизнеса. По крайней мере, в сферах, где есть потенциальные угрозы жизни и здоровью граждан. В этом уверен заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по охране здоровья Алексей Куринный.

 

Специализированные
мероприятия