Лабазан Магомедович, почему Вы решили заняться аптечным бизнесом?
— Я человек многосторонних интересов, бизнесом занимаюсь давно — и не только фармацевтическим. Будучи инженером-технологом по образованию, в свое время, как Вы уже отметили выше, я окончил фармколледж по специальности «фармация» – просто всегда любил эту профессию.
Сначала у меня была аптека в спальном районе столицы. А около трех лет назад я решил открыть аптеку здесь — в центре (неподалеку от Садового кольца и Павелецкого вокзала), в Большом Строченовском пер. 4, стр. 1. Этой единственной на сегодняшний день моей аптеке отдаю все свои силы и знания.
Занимаясь фармацевтическим бизнесом, я помогаю людям — возможно, кому–то мои слова покажутся высокопарными, но это не так, потому что полученная специальность фармацевта всегда имела для меня особую ценность.
Конечно, для того, чтобы открыть аптеку в центре Москвы, нужно быть большим энтузиастом и искренне любить свое дело. У меня есть и опыт, и какие–то свои личные наработки, благодаря которым предприятие держится на плаву.
Месторасположение аптеки можно считать удачным?
— После внедрения программы "Моя улица" по благоустройству столицы пешеходная часть была расширена, и в связи с этим уменьшился доступ к аптеке проезжающего транспорта. Тем не менее, если есть необходимость, машину можно поставить в переулке возле аптеки, зато пешеходный поток увеличился. Мимо нашей аптеки проходит огромное количество людей — как москвичей, так и гостей столицы.
Хорошую проходимость поддерживают и посетители поликлиники, расположенной недалеко от нас. Часто идут с рецептами, и к отпуску лекарств по ним, кстати, относимся очень строго.
Оправдывает ли себя круглосуточный график работы?
— Безусловно! Москва не спит, Павелецкий вокзал живет полной жизнью — к нам 24 часа в сутки приходят и приезжают посетители. Наш график работы является плюсом и для жителей близлежащих домов, которые в любое время могут обратиться за помощью. Ведь рядом с нами больше нет дежурных аптек с таким графиком.
Как оцениваете ситуацию с лекарственными препаратами, сложившуюся в этом году в связи с известными событиями для нашей страны?
— Вне сомнений, на сегодняшний день ситуация на фармацевтическом рынке в связи с двухлетним периодом пандемии изменилась, плюс общий экономический кризис... Весной этого года более 80 наименований препаратов исчезло с нашего рынка, но успокою – сейчас они постепенно начали возвращаться на полки аптек.
В связи со сложившейся ситуацией правительство РФ разрешило нам заниматься параллельным импортом лекарственных средств, что немаловажно для работы аптечных предприятий. Конечно, есть вопросы, связанные с транспортировкой, сроками и ценообразованием. Тем не менее, хочу отметить, что в настоящее время цены на некоторые препараты уже начали снижаться.
В период повышения цен основной удар пришелся на аптеки, так как люди напрямую выражали недовольство работникам первого стола. Мы терпеливо пытались объяснить, что ситуация зависит не от самих аптек, а рост цен связан с курсом валюты и сложной экономической ситуацией в стране.
Сейчас многие импортные препараты возвращаются на рынок и ажиотаж постепенно снижается. Даже если каких–то лекарств до сих пор нет в наличии, мы всегда можем предложить адекватную замену. На сегодняшний день поставщики работают в обычном режиме, ситуация входит в обычное русло. Думаю, к концу августа ситуация стабилизируется.
Хочу отметить, что на фармацевтическом рынке постоянно появляются новые препараты, и об этом должны знать не только фармацевты и провизоры, но и врачи. Все мы должны работать в тесном контакте. Есть старые, проверенные лекарственные средства, которые выписываются на протяжении многих лет. Но о новинках также все должны быть осведомлены для применения в ежедневной практике. Профессия фармацевта, как и врача, такова, что нужно постоянно совершенствоваться, идти в ногу со временем, и мы не стоим на месте.
Уверена, что у Вас работают квалифицированные кадры!
— Да, у нас работают три опытных квалифицированных специалиста. Мы все стараемся грамотно оказывать фармацевтическую помощь и обеспечивать население всем необходимым из аптечного ассортимента.
Аптека небольшая, коллектив подобрался дружный. Я считаю, что главное для работника первого стола — это профессионализм, стараюсь подбирать сотрудников, которые могут чему-то научить и меня.
Такие качества как терпение, отзывчивость, доброжелательность, вежливость, являются обязательным дополнением к профессионализму. И, конечно, в этой профессии необходимо постоянное обучаться — столько всего нового появляется на фармрынке! Желание совершенствоваться должно присутствовать всегда.
Профессия провизора достаточно востребована на столичном рынке, и я думаю, каждый профессионал заинтересован не "стоять на месте", а развиваться, постоянно повышая свой уровень, двигаться дальше.
Что пользуется спросом в аптеке?
— Как и в любой аптеке, у нас пользуются спросом сезонные препараты, лекарства для лечения ОРВИ, а также БАДы, шампуни, косметика — все, что востребовано ежедневно. Мы учитываем пожелания посетителей. Я лично занимаюсь организационными вопросами, слежу за порядком в аптеке, выполнением заказов.
Что можете противопоставить конкурентам — тем же сетям-дисконт, которые находятся недалеко от вас?
— Конечно, самостоятельной аптеке работать сложно, можно сказать, что мы держимся на энтузиазме и безграничной любви к своему делу. Посетители отмечают грамотные консультации наших фармацевтов, которые могут уделить достаточно времени каждому. Посочувствовать, дать совет, поддержать в тяжелой ситуации. Мы к каждому человеку относимся с душой. Я всегда иду навстречу людям. У нас можно заказать препарат с минимальной наценкой и быстрой доставкой, что очень важно для наших посетителей. Для владельцев СКМ также предусмотрена скидка в размере 3%.
Мы хотим, чтобы люди, которые приходят в нашу аптеку, остались довольны. Лично я несу ответственность за свой бизнес и стараюсь грамотно организовать работу. Я болею душой за свою аптеку, можно сказать, что это мое дитя. И постоянные клиенты знают, что к нам можно обратиться в любой ситуации и всегда получить поддержку!
Сейчас многие предпочитают делать заказы на лекарства в интернете. Как Вы к этому относитесь?
— На данный момент мы не подаем данные о себе в справки, не работаем с сайтами–агрегаторами, хотя и был такой опыт. Думаю, это более актуально для крупных аптек и сетей. Мы берем ассортиментом, а не количеством! Я считаю, что на сегодняшний день у нашей аптеки нет такой необходимости, мы работаем в непосредственном общении со своими посетителями. Может быть, со временем мы вернемся к этому вопросу — жизнь не стоит на месте — заказы в сети интернет на самом деле становятся очень востребованным сервисом.
Хочу отметить интересный момент. Когда началась пандемия, сработало так называемое "сарафанное радио". Был момент, когда в сетевых аптеках исчезли препараты, а у нас еще были остатки, и люди начали приходить к нам. Значит, нашу аптеку знают и передают информацию друзьям и близким.
Что думаете о разрешенной доставке лекарств населению?
— Доставка препаратов нужна. Я столкнулся с тем, что большое количество пожилых людей зачастую просто не может выйти из дома. А социальные работники приходят не каждый день. Есть категории населения, которым доставка жизненно необходима. Иногда мы стараемся помочь нашим постоянным посетителям, которые нуждаются в этом, и можем отнести препарат в случае крайней необходимости.
А как отнеслись к обязательной маркировке? Была обязательной для лекарств, а в следующем году новый этап — для БАД и медицинских изделий…
— По моему мнению, это удар по малому бизнесу. Во–первых, маркировка — это приобретение нового оборудования, обслуживание программ, а для этого нужны дополнительные средства. Мы не можем ввести в штат человека, который бы занимался маркировкой, мне все приходится делать самому. Хорошо, что я немного разбираюсь в программировании, стараюсь вникать во все тонкости, а у кого нет таких навыков?
Если говорить о введении маркировки как о декларировании прозрачности бизнеса, то могу заметить: мы уже не один год приобретаем препараты у крупных проверенных поставщиков, и фальсификатов у них быть не может.
Что нужно аптеке для того, чтобы стать успешной?
— Думаю, на первом месте стоит грамотная и слаженная работа руководителя и коллектива аптеки. Умение находить общий язык с посетителями, оперативно реагировать на их запросы. Конкуренция сейчас очень большая и важно занять свою, особую нишу. Честным, ответственным отношением к работе завоевать доверие людей.
По моему мнению, самое главное в нашем деле — помогать людям, особенно пожилым, одиноким. К нам обращается много пенсионеров. И я рад, что мы помогаем им. Я даже получил благодарственное письмо от Совета ветеранов района Замоскворечье за оказанную помощь, что очень ценно и важно для меня, как руководителя, и для всего моего коллектива.
Вы оптимист?
— Я в первую очередь реалист, но настроенный оптимистично. Без этого в бизнесе ничего не добьешься! Изучаю экономику, которая интересна для меня как наука, стараюсь постоянно совершенствоваться и понимаю, что такое фармацевтика во всем мире и в России. По моему мнению, фарминдустрия в нашей стране находится на стадии возрождения, ее развитие еще впереди! Это огромный пласт работы, связанный с научной и предпринимательской деятельностью.
Если говорить обо мне, я буду развивать свою аптеку дальше и надеюсь, что мы будем успешны в своей работе. И сделаю для этого все, что от меня зависит!