29.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
29.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Фармрынок // Ассортимент

Маркетинг приведет к успеху

По словам Германа Иноземцева, гендиректора ООО "Лекарственная экосистема" PharmaSpace, прошлый год оказался сложным для многих отраслей, и фармрынок не стал исключением, несмотря на то, что сначала он продемонстрировал рост в денежном выражении (DSM Group оценила его в 9,8%).

Таким образом, объем фармрынка превысил 2 трлн. руб.  Во многом он произошел за счет спроса, связанного с пандемией, инфляции, подорожания упаковок и переключения населения на более дорогие ЛС.

Однако рост оказался неравномерным, разные лекарственные портфели оказались в разных ситуациях. При этом нельзя забывать, что объем потребления фармацевтической продукции в натуральном выражении упал на 4%.

Кроме того, компаниям приходилось оперативно подстраиваться под меняющиеся обстоятельства, например, введение дистанционного формата работы и разрешение онлайн-торговли ОТС–препаратами. В любом случае, нынешний год бросает свои вызовы. Так, в первом чтении были приняты поправки в Федеральные законы — №61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" и №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". В частности нас может ожидать ограничение маркетинговых бонусов от производителей аптечным сетям и ограничение отсрочки оплаты дистрибуторам, которая составит 90 дней максимум.

Помимо этого запущенная в прошлом году система МДЛП с 1 июля перестанет работать в упрощенном режиме и снова вовлечет все звенья цепочки поставок.

Нельзя забывать и о неравномерном воздействии пандемии на рынок и покупательскую способность в разных категориях – повышенный спрос на некоторые ЛС падает и снова появляется, а высокая посещаемость аптек сменяется периодами затишья. Эти процессы влияют на коммуникацию как с врачами и первостольниками, так и с покупателями и пациентами – подключаются ее новые каналы, старые же кратковременно или в долгосрочной перспективе перестают использоваться.

Эпидемиологический кризис приводит к экономическим сложностям, и доступные населению средства, в т.ч. для покупки ЛС и парафармацевтики, сокращаются.

Как в такой ситуации сохранить уровень продаж и работать с потребителем в новых условиях?

Замдиректора по маркетингу ООО "МНПК "БИОТИКИ" Елена Машковцева обратила внимание, что взаимоотношения между участниками рынка достаточно стабильные и прозрачные, между всеми игроками есть определенные договоренности. В случае серьезных изменений участникам понадобится 1-2 года для установления новой формы взаимоотношений. Нельзя забывать и о том, что аптеки не только социальные организации, обеспечивающие доступность ЛС для потребителя, но и коммерческие организации, которые должны получать прибыль. Поэтому производители должны сделать так, чтобы их товары можно было продавать выгодно. Для этого они должны быть известными и эффективными.

Инструменты должны давать результат

Для успешной работы компании сегодня используются различные маркетинговые инструменты, но какие из них будут эффективными и подходящими? Опытом делятся представители фармкомпаний.

Кочержинский Максим

Независимый эксперт Максим Кочержинский подчеркнул, что пандемия подтолкнула фармкомпании к активному использованию digital–коммуникаций, при этом они не только запустили технические инструменты, но и поменяли сознание маркетологов. Благодаря digital можно создавать адекватные модели взаимодействия с клиентами, тем самым оптимизируя развитие бизнеса. Также для компаний важно экспериментировать и выделить свою performance–стратегию.

Руководитель отдела торгового маркетинга компании Bionorica Мария Войлошникова отметила, что performance–маркетинг используется в фармотрасли не так давно, поэтому кажется чем–то новым, однако в ритейле данное понятие существует уже более 10 лет, и все игроки онлайна ориентируют свои активности на performance–показатели. Компания также старается интегрировать этот инструмент в свою работу, но ключевой проблемой является отсутствие собственной точки продаж в онлайне — все препараты продаются через маркетплейсы, онлайн–аптеки и с помощью других партнеров. Из–за этого важную для работы сквозную аналитику от партнеров получить сложно, из–за чего не удается в полной мере отследить путь покупателя в онлайне и его действия при совершении покупки. Но, несмотря на трудности, компания стремится их преодолеть. Первый шаг — недавно завершившаяся тестовая кампания с крупной онлайн–площадкой.

Что касается эффективности различных форматов для размещения фармпродукции при продвижении, то М. Войлошникова считает, что здесь все зависит от категории продукта и нозологии. Например, для гинекологической линейки эффективной стала контекстная реклама, но бывают случаи, когда необходим другой инструмент – таргетированная реклама, охватывающая большую аудиторию. Если говорить о размещении в e–commerce, то здесь на первый план выходит скидка. Компания подходит к ней осознанно, выбирая ее оптимальный процент и просчитывая результаты и последствия. Стоит отметить, что для некоторых ЛС предусмотрен курсовой прием, поэтому цель Bionorica — не демпинг конкурентов за счет снижения цены здесь и сейчас, а повышение комплаентности потребителя, чтобы он не бросал терапию и получил эффективное лечение.

Что изменилось при взаимодействии с потребителями и аптеками? Эксперт полагает, что большие преимущества дал оперативный переход на онлайн-коммуникации, дающий огромные возможности для работы с первостольниками. Если раньше компания проводила обучающие мероприятия с ограниченным географическим охватом и числом участников, то теперь можно провести вебинары и другие онлайн–мероприятия в любой точке нашей страны с привлечением широкой аудитории.

В случае с потребителями тоже многое изменилось: люди стали больше экономить и искать выгодные предложения, поэтому взаимодействовать с ними нужно сразу на двух площадках — в офлайне и в онлайне. Новое поколение потребителей обладает иными потребностями, которые необходимо учитывать. Простое размещение рекламного баннера не повысит продажи, поэтому нужно сделать так, чтобы потребитель сразу понял, чем выгодно предложение.

В работе с аптечным сегментом компания активно использует визуальный мерчандайзинг, однако старается уходить от рыночных клише, а ставит перед собой цель с помощью визуализации не только привлечь внимание покупателя, но и построить с ним эмоциональную связь. Т.е. мерчандайзинг в данном случае – совокупность проектных, дизайнерских и коммуникационных решений.

Коммерческий директор SunPharma Виктор Афанасенко полагает, что омниканальный подход в продажах дает стабильность. Компания всегда может переключиться, направив инвестиции из одного канала продвижения в другой. Но любой комплексный подход требует больших вложений, и компания должна это учитывать.

И.о. директора по маркетингу аптечной сети "36,6" руководитель службы заботы о покупателях, Мария Гузовская считает, что актуальные тренды потребительского поведения связаны с пандемией и опасением покупателя за свое здоровье, поэтому сеть работает над созданием безопасных зон в аптеках, и не последнюю роль в этом играет визуальный мерчандайзинг, обеспечивающий еще и эмоциональную безопасность, например, за счет дополнительного освещения и использования декоративных элементов, создающих спокойную обстановку в аптеке.

Планировка делается максимально открытой, используются различные модульные решения, позволяющие быстро менять торговый зал и делать акцент на промоакции. В оформлении используются спокойная цветовая гамма, выделяется прикассовая зона.

Поскольку покупатель старается проводить в аптеке меньше времени, возникает необходимость интерактивного общения покупателем. Подобное нововведение реализовано в аптеке нового формата "36,6". В будущем сеть планирует создавать в аптеках специальные зоны, где люди могут делать фото и узнавать новую информацию, а потом делиться этим контентом в соцсетях. Это способствует развитию бренда сети и повышению лояльности покупателей.  

Измеряем и дифференцируем аудиторию

Руководитель направления по работе с фармацевтическими компаниями платформы Segmento Анна Жукова отметила, что фармкомпании хотят изучать сегменты своей аудитории в онлайн, их интересуют разные характеристики выбора, они акцентируют внимание на источниках данных и таргетинге, который может использовать программатик–платформа. Segmento использует аудиторный таргетинг на основе данных аудитории, которая использует сервисы экосистемы Сбербанка. Для поиска нужной аудитории можно настроить таргетинг на основе собственной таксономии и различных источников. Есть возможность использования категорийного таргетинга на основе данных о тематике сайта и о том, как ведет себя потенциальный клиент–пациент, у которого возник интерес к некой проблематике.

Продвижение ЛС в онлайне

Использование данных банка, мобильного оператора, транзакционных данных чека, партнеров (например, Озон и платформа ОФД) позволяет максимально точно старгетироваться на аудиторию и показать ей необходимую информацию.

Важно отметить, что ОФД позволяет оценить покупательскую способность в офлайне. Если, к примеру, пришел запрос на продвижение определенного препарата (в большинстве случаев безрецептурного), то Segmento вначале уточняет емкость по транзакциям ОФД по нужному препарату и по ЛС–конкурентам, выделенными заказчиком. Это нужно для того, чтобы понять, насколько точным будет таргетинг.

Сегодня компания совместно с ОФД занимается проектом по исследованию аудитории, позволяющему оптимизировать все медийные размещения. Бренд–заказчик и его конкуренты оцениваются по различным срезам: интересам, частоте покупок, наличию детей и животных и другим факторам.

По материалам конференции "Pharma Today: Маркетинг и продажи в фарме"

Специализированные
мероприятия
 
   
Статьи подрубрики ассортимент:
Ситуация с льготным лекобеспечением требует проверки

Правозащитники обратились в Генпрокуратуру по поводу нехватки льготных лекарственных средств и увеличения числа жалоб граждан на невозможность получить нужные им льготные лекпрепараты.

Почти 100 онкопрепаратов выпускают три фармкомпании России

Российские фармацевтические компании активно наращивают производство жизненно важных препаратов для лечения онкологических заболеваний.

Из обращения отозваны две серии препарата Бензиэль

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения сообщает о решении отозвать из обращения несколько серий препарата «Бензиэль», производства ЗАО «Канонфарма продакшн» (Россия).

Почему ФАС поставила на паузу госзакупку АРВ-препарата?

Антимонопольным ведомством приостановлена закупка лекарства для антиретровирусной терапии. Причиной стало обращение производителя оригинального препарата по поводу условий аукциона.

Не допустить дефицита - главная задача рынка

Фармотрасль продолжает жить во времена ограничений и вызовов. И пусть приходится подстраиваться под новые условия, меняя бизнес-процессы и приоритеты, ее главная цель неизменна — обеспечить пациентов лекарствами. Для этого нужно не только выводить на рынок новые продукты, но и организовать хорошо зарекомендовавшим себя лекарствам подходящие условия для реализации.

Специализированные
мероприятия