Михаил Степанов: проблемы с ЕИС могут решаться неделями
В чем они заключаются — и какими могут быть пути решения? На вопросы МА отвечает Михаил Степанов, директор производственной аптеки в Поволжье.
Михаил, расскажите подробнее о процедуре передачи препаратов из производственной аптеки в медицинскую организацию. Какие этапы она предусматривает?
— Сама закупка лекарств происходит через конкурентные государственные торги.
До 2022 года никаких трудностей с оформлением процедуры не было. Все ее детали — товарная накладная, счет, счет–фактура, УПД, акт приема–передачи — оформлялись на бумажном носителе и в дальнейшем передавались вместе с поставкой лекарственных препаратов. А вот с нынешнего года введено обязательное взаимодействие через единую информационную систему. Теперь все, что раньше оформлялось на бумажном носителе, нужно дублировать или оформлять в данной системе.
Чтобы оформить передачу заказанных препаратов, нужно выполнить ряд действий, но не автоматизированных, а в "ручном" режиме.
Что это за действия?
- Во-первых, войти на площадку ЕИС.
- Во-вторых, выбрать нужный контракт.
- В-третьих, создать документ электронного актирования.
- В-четвертых, указать дату составления документа.
- В-пятых, указать порядковый номер документа.
- В-шестых, заполнить "Титул заказчика", вплоть до банковских реквизитов. Если же юридический адрес заказчика не совпадает с местом поставки продукции, предстоит заполнить графу "место поставки товара". Названное действие — по сути, квест.
Но и это еще не все…
- В-седьмых, следует заполнить "Титул поставщика", опять же вплоть до банковских реквизитов.
- В-восьмых, выбрать, какая продукция поставляется, и отметить ее количество. При этом нужное количество сразу же указать нельзя. Процедура будет выглядеть следующим образом.
Вначале выбираешь весь поставляемый ассортимент — например, 36 позиций. Далее возвращаешься к первой позиции поставляемой продукции, открываешь карточку для данной позиции… И только открыв карточку, можно указать необходимое количество для всех единиц выбранного наименования.
Алгоритм предстоит повторить для всех 36 позиций, то есть выполнить последовательность указанных действий тридцать шесть раз.
Это тоже еще не все.
- В-девятых, необходимо указать содержание операции — отметить, что продукция передана.
- В-десятых, следует указать дату передачи лекарственных препаратов.
- В-одиннадцатых, предоставив информацию о лице, передавшем продукции (ФИО, должность, основания передачи).
- В-двенадцатых, добавить подписанта.
- В-тринадцатых, приложить дополнительные документы.
- И, наконец, в-четырнадцатых — подписать документ электронного актирования.
Хотел бы еще раз подчеркнуть: все это — ручное заполнение. И только для одной накладной! Если накладных десять — названный алгоритм следует выполнить десятикратно.
С какими проблемами, связанными с работой ЕИС, производственные аптеки сталкиваются дополнительно?
— У аптечной организации кратно увеличивается финансовая нагрузка. Ведь появляется необходимость оплачивать работу квалифицированных ИТ-специалистов на постоянной основе. А их услуги очень дороги.
Также предстоит замена учетной программы. Она повлечет за собой перенастройку всех автоматизированных рабочих процессов, включая программу бухгалтерского учета (что тоже очень и очень затратно).
Например, у нас уже есть наработанная годами учетная автоматизированная программа, которая отвечает всем потребностям и производственной аптеки, и медицинской организации. В приобретение программы и ее усовершенствование вложено более двухсот тысяч рублей. Однако теперь данная программа не подходит: требуется заменить ее на другую, подходящую для ЕИС. Новый программный продукт надо будет не только приобрести, но и "дописать" с учетом потребностей аптечной организации. Приобретение и последующая автоматизация обойдутся аптеке в сумму от 450 тысяч рублей.
Есть и технический аспект. Любая проблема в ЕИС далеко не всегда решаема сотрудниками производственной аптеки. Они являются специалистами в других областях, но не в сфере информационных технологий. Поэтому необходимых в данном вопросе компетенций у них нет.
Может показаться, что от фармацевта или провизора ничего особенного не требуется: только обратиться в службу техподдержки и рассказать о проблеме. Но задайте себе вопрос: если у вас что-то сломалось в компьютере, всегда ли вы сможете точно описать произошедшее?
В случае с ЕИС дела обстоят точно так же. Если сотрудник аптеки сформулирует вопрос не вполне точно, вместо ответа ему придет формальная отписка с предложением читать руководство по работе с информационной системой. Но ведь решением проблемы это не является!
Порочный круг замкнулся: мы вернулись к вопросу про квалифицированных специалистов в области ИТ.
А насколько оперативно отвечает служба технической поддержки?
— К сожалению, проблемы с ЕИС могут решаться неделями. Например, по состоянию на 22 апреля с. г. у нас "висит" обращение от 8 апреля. Прошло 14 дней. Как в такой ситуации поступать аптеке? Ежедневно названивать в техподдержку и слушать механический голос робота?
Дозвониться в данную службу — отдельная задача. Время между набором номера и ответом специалиста может составлять сорок минут. И так бывает нередко.
А в результате заведующая и руководитель занимаются теперь только ЕИС. Времени на работу по профилю практически не остается. По сути, теперь надо нанимать сотрудника для взаимодействия с данной системой. Это дешевле, чем приглашение квалифицированных ИТ–специалистов. Но это тоже не решение.
Если данный сотрудник заболеет или уволится, кто будет заниматься работой с ЕИС? Производственная аптека — как правило, аптека независимая или относящаяся к очень малой сети. Малые предприятия не могут делегировать полномочия, требующие принятия ответственных решений, и в случае ошибки ответственность несет руководитель. А штрафы для аптечных организаций, сегодня, увы, "зашкаливают".
Хотел бы обратить внимание: коллектив нашей производственной аптеки более-менее технически подготовлен. Но что происходит в других производственных аптеках?
Наверное, сегодня необходимо приостановить действие нормы об обязательности взаимодействия производственных аптек с ЕИС. Придержать до тех пор, пока не появятся эффективные типовые ИТ–решения в данной области.
Также необходима встреча представителей аптек и аптечных объединений с профессиональным сообществом 1С для создания программного продукта, подходящего для деятельности производственных аптек.