Свежие статьи подрубрики государственное регулирование:

 
Digital_ban
АРФП_баннер
ЗиД_бан
Logic
   
   

НЕТ ДАННЫХ, НЕТ РЕШЕНИЙ

Деловое издание "Ведомости" и организация "Цифровая экономика" при поддержке Центра компетенций цифровой трансформации сферы здравоохранения Минздрава РФ провели эфир, посвященный цифровой трансформации сферы здравоохранения во время пандемии коронавируса.

Цифровизация системы здравоохранения — одна из ключевых задач национального проекта "Здравоохранение". Она реализуется в рамках федерального проекта "Создание единого цифрового контура здравоохранения на основе единой государственной информационной системы здравоохранения". На проект по цифровизации выделено порядка 10% средств, предназначенных на нацпроект, это около 170 млрд руб. Основная цель цифровизации здравоохранения — повышение качества и доступности медицинской помощи. Пандемия коронавируса ускорила процесс цифровизации отрасли. К примеру, объем предоставления телемедицинских услуг по всему миру увеличился в 15–20 раз.

На фоне возросшего спроса на дистанционное взаимодействие федеральные органы управления здравоохранением столкнулись с проблемой сбора данных о реальной ситуации в субъектах в структуре здравоохранения.

Дмитрий Селиванов, директор Департамента цифрового развития и информационных технологий Минздрава России, отметил, что ведомством в кратчайшие сроки был создан информационный ресурс по учету данных больных Covid–19. И собирали данные уже не из бумажных отчетов, а из медицинских систем. Благодаря сбору информации удалось проследить, как развивается пандемия в регионах, и принимать решения о мерах помощи конкретным субъектам РФ. На этом же ресурсе будет вестись учет вакцинировавшихся граждан, а также собираться информация, позволяющая выплачивать врачам средства за работу с ковидными пациентами.

Но важно не просто получать данные, они должны быть качественными, соответствовать стандартам Минздрава, важно их грамотно обработать и проанализировать. У регионов до последнего времени не было ответственности за корректное предоставление данных, отметил Михаил Левин, руководитель Центра компетенции цифровой трансформации сферы здравоохранения Минздрава РФ. Ключевыми проблемами сбора данных он назвал регламентные вопросы, технические, организационные. "Управление на основе данных — это и есть цифровая трансформация. Надо еще решать инфраструктурные задачи: автоматизированные рабочие места, подключение к защищенным сетям передачи данных, внедрение медицинских информационных систем, доступ граждан к этим сервисам. Ведь если нет данных, то нет решений", — сказал Левин.

Бережливая1

В Сахалинской обл. цифровизацию здравоохранения начали с проекта "Бережливая поликлиника". О проекте рассказал Вячеслав Аленьков, зампредседателя правительства Сахалинской обл. Во всех ЛПУ области была оптимизирована логистика, работа регистратуры, call–центров, самих врачей, процедурных кабинетов, унифицированы вопросы, связанные с планировкой помещения. Результатом стало создание единой информационной системы, единого центра архивных изображений, что позволило быстро тиражировать решения на уровне региона. Все поликлиники сегодня подключены к широкополосному интернету, обновлена инфраструктура. Цифровая поликлиника дает пациентам возможность не ходить в регистратуру, чтобы получить медицинскую книжку, записаться на прием по всем каналам возможной связи, иметь обратную связь и мн. др.

Медицинскому персоналу дает доступ к единой информационной системе, из которой можно получить архивы медизображений, данные анализов пациентов, пользоваться электронными подписями и др.

ЭлектронныйРецепт

В Белгородской обл. реализовали проект "Электронный рецепт". Пациент приходит к врачу, один раз дает свое согласие на получение информации в электронном виде, скачивает приложение "Электронный рецепт", после авторизуется через ИСИА и автоматически вся его медицинская информация попадает в приложение. В аптеке (более 50% из них в регионе подключены к сервису) человек открывает QR–код в телефоне, фармацевт его считывает и выдает лекарственный препарат. По данным Евгения Мирошникова, начальника Департамента цифрового развития Белгородской обл., в регионе выдано уже более 200 тыс. электронных рецептов.

"ЦИФРОВОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ" Covid–19

Телемедицина уже стала нашей реальностью. Получить дистанционную консультацию врача, не выходя из дома, особенно в период карантинных ограничений, бесценно.

Анна Фофанова, руководитель направления МТС eHealth, представила проект цифрового мониторинга состояния пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями (ССЗ). Он был разработан совместно с ФГБУ "НМИЦ кардиологии" Минздрава РФ с учетом действующих клинических рекомендаций по лечению ССЗ в России.

В мобильное приложение, которое пациент скачивает после регистрации в системе мониторинга, встроена нейросеть, позволяющая пациенту, просто сфотографировав экран тонометра или продиктовав данные смартфону, автоматически загружать данные в дневник наблюдения. Данные поступают в личный кабинет врача, при этом врач не отвлекается от работы СМС-оповещениями, он заходит в кабинет, когда ему удобно, и уже по ситуации связывается с пациентом.

По словам Фофановой, через приложение можно контролировать состояние здоровья неограниченного количества пациентов, ведь тонометры есть у 95% людей старше 35 лет. "Все данные будут проанализированы и загружены в систему, а потом проанализированы на уровне региона по эффективности назначаемой терапии, по количеству кризовых состояний и, главное, это эффективная система профилактики", — отметила представитель компании. Она также напомнила, что такие простые действия, как периодическое измерение давления, правильное питание и 5 тыс. шагов в день, необходимы для здоровья сосудов и могут продлить активную жизнь человека на 10 лет.

Увеличившееся количество телемедицинских консультаций привело к росту запросов со стороны медицинского сообщества и коммерческих организаций по регулированию процесса оказания медпомощи в таком формате.

По словам Олии Артемовой, заместителя директора Департамента цифрового развития и информационных технологий Минздрава России, 9 из 10 запросов говорят о том, как важно уметь читать законодательство и правильно его интерпретировать. Например, нет необходимости ставить диагноз во время телемедицинской консультации "врач — врач". Она нужна для уточнения диагноза, решение по которому в итоге принимает лечащий врач, все остальные участники — это консультанты.

В Минздрав также от ряда профессиональных сообществ поступают предложения о внесении изменений в законодательство, касающихся снятия ограничений на проведение медосмотров с применением телемедицинских технологий, снятия ограничений на установление диагнозов, возможности осуществлять врачом консультацию вне медорганизации.

"Профессионалы осторожно относятся к постановке диагноза вне очного приема. Без предварительного осмотра врачом, без физического контакта, когда, например, необходима пальпация или взвешивание пациента, ставить диагноз крайне опасно", — считает Олия Артемова. Сейчас Минздрав совместно с 53 главными внештатными специалистами рассматривает предложение использовать при дистанционном осмотре результаты исследований пациента и другие инструментальные методы для постановки диагноза. После эксперимента в одной из клиник станет ясно, будет ли это предложение реализовано на практике.

"УМНАЯ КЛИНИКА": ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА СЛУЖБЕ В МЕДИЦИНЕ

Определение, что такое "умная клиника", дал Михаил Плисс, директор по направлению "цифровая медицина" компании "Русатом Инфраструктурные Решения".

Это, прежде всего, учреждение, где лечат (роботохирургические операционные, контроль пациентов в реанимации).

Это "умное здание", где медицинский персонал не отвлекается на поиск медкарты пациента или переустановку емкости с водой для кулера.

Это прямое операционное управление клиникой с помощью IT-систем и технологий: мобильная передача данных, роботизация, технологии информационной безопасности, технологии управления жизненным циклом данных и др.

Это управление здоровьем населения. Технология, которая на основе анализа больших данных о заболеваниях по обращениям, анализирует эту информацию и позволяет органам здравоохранения по-умному планировать оказание медпомощи в клиниках.

ИТ_поликлиника

И "умная поликлиника" — это место, где есть ресурс, чтобы она стала таковой, включая в первую очередь человеческий.

Проект «умной клиники» реализовали в Национальном медицинском исследовательском центре им. В.А. Алмазова в Санкт-Петербурге.

Как рассказал Дмитрий Курапеев, заместитель генерального директора по информационным технологиям и проектному управлениюНМИЦ им. В.А. Алмазова, полтора года назад началось формирование проектного офиса, соответствующих регламентов, обучение управленческого звена принципам проектного управления.

"Показали коллегам, что нужно, прежде всего, поменять в нашей работе. Поменять сбор данных, аналитику, субъективный выбор тех или иных решений заменить объективным, основанным на данных", — пояснил Курапеев.

Один из проектов "умной клиники", над которым сейчас работают в центре, — безопасная среда медучреждения. Проект наблюдения за пациентами высокого риска запускается уже в этом году. Таким пациентам выдается носимое устройство для мониторирования основных жизненно важных показателей под наблюдением специалистов. Дмитрий Курапеев подчеркнул, что пациент должен получать абсолютно полную цифровую помощь во взаимодействии с клиникой.

Шарафанович Анна
13.10.2020
Комментарии
Оставлять комментарии могут только члены Клуба. Авторизоваться. Вступить в Клуб.


 
Digital_ban
АРФП_баннер
ЗиД_бан
Logic
   
   

Войти
* обязательные поля
Зарегистрироваться