Ничего нового, кризис доверия
В первый день работы форума, обсуждая особенности весны 2022 года, на пленарном заседании участники кардинально разошлись в оценке событий. Рустем Муратов, ген. директор и член совета директоров "Биннофарм Групп", уверен, что «ничего супернеобычного с рынком не происходит». «Те, кто давноработают, могут множество аббревиатур вспомнить: ДЛО, 7 нозологий, ЖНВЛП, маркировка, и так каждый год. Ничего нового:да, вызовы другие, да, в первый раз сталкиваемся с ситуацией, когда очень высокиекредитные ставки не даютвозможности развиваться. Кто работал в самый пик пандемии ковида, тот все выводыпо поводу цепочек поставок сделал. Кто выводовне сделал, это уже другой вопрос, потому что ситуация была крайнепохожая", — сказал Р.Б. Муратов.
Он пояснил, что ничего нового, отличающегося от весны прошлого года, у нас нет. Просто другой набор вызовов.
По его мнению, компании реагируют по–разному, а по главному вопросу сегодня импортозамещения и развития своего бизнеса сами они какие–то выводы либо делают, либо нет. "Если да — тогда все в порядке, это отразится в стратегии компании, ее работе. Если нет — тогда это новая и необычная ситуация, с которой надо что–то делать", — пояснил он.
А вот Петр Родионов, ген. директор "ГЕРОФАРМ", считает, что нынешняя ситуация кардинально отличается от той, которую проходила отрасль в эпоху ковида.
"Во-первых, мир не был фрагментирован, как сейчас: дружественные и недружественные страны. Во-вторых, мир был рационален, решенияпринимались исходя из экономических предпосылок. В-третьих, не было кризиса доверия. И он возник не на пустом месте, а ввиду тех решений, которые принимают нашизападные партнеры –американские, японские. Практически каждуюнеделю мы получаем новости, что поставщики отказывают отгружать препараты в Россию", — сказал П.П. Родионов.
Он подчеркнул, что их компания полного цикла приняла решение к концу года выйти на 100% замену компонентов, которые ранее покупались в недружественных странах. И если компания рассматривает российского поставщика, то узнает, из каких компонентов тот производит фармпродукцию, и в случае установления у него поставок из недружественных стран, "ГЕРОФАРМ" старается заменить такого поставщика, потому что доверия, что поставки состоятся, никакого. "Мы не верим ни одной декларации, ни одному подписанному контракту, ведь есть примеры, когда товар по 100% предоплате не отгружается в РФ по каким–то нерациональным причинам. Прямого запрета на поставку лекарств в Россию нет, санкции не коснулись фармацевтического бизнеса. Есть только одно ограничение, а именно — на поставки оборудования двойного назначения", — рассказал глава компании "Герофарм".
Он не сомневается, что санкции введены надолго и число решений о закрытии своего бизнеса в нашей стране и об уходе из России будет увеличиваться. Строить стратегию своей компании необходимо исходя из этих предпосылок. "Атмосфера недоверия порождает другие подходы к планированию и инвестиционным возможностям. Считаю, что в России они появятся. Во многих штаб–квартирах за рубежом весь российский бизнес воспринимается как токсичный актив. Они были бы рады продать свои активы нашим компаниям или китайским, или другим. Если Минздрав, отвечающий за лекобеспечение, применит идеологию, что любые заверения от компаний из недружественных стран обнуляются, пока товар не пересечет нашу границу, и не примет с Мипромторгом стратегию замены, тогда в этих условиях для нас открываются новые инвестиционные возможности в плане номенклатуры, мощностей, заводов и пр.
Это прекрасное время, когда можно инвестировать, несмотря на огромную неопределенность и молниеносную и не всегда обдуманную регуляторику, но весна этого года дает новые инвестиционные возможности в РФ, и прежде всего, для российского бизнеса", — сказал П.П. Родионов.