28.03.2024 Издается с 1995 года №2 (359) фев 2024 18+
28.03.2024 Издается с 1995 года №2 (359) фев 2024
// Здравоохранение // Государственное регулирование

Оценка эффективности и безопасности лекобеспечения

При внедрении в практику новых стандартов оказания медицинской помощи, метода лечения или препарата следует учитывать не только их эффективность и безопасность, но и востребованность, нагрузку на бюджет, а также другие факторы, например, социальные.

Именно поэтому сегодня большое внимание уделяется оценке технологий здравоохранения, благодаря которой в перспективе можно усовершенствовать всю медицинскую систему, а значит, спасти больше жизней.

Учитываем пользу и вред

По словам профессора кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья с курсом ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России Марии Авксентьевой, цель оценки технологий здравоохранения — информационное обеспечение формирования политики здравоохранения. Это мультидисциплинарный процесс систематического, прозрачного обобщения информации о медицинских, экономических, социальных и этических последствиях применения технологий в здравоохранении.

Авксентьева Мария

Происходит систематическая оценка свойств технологий, влияющих на здоровье, последствий их применения — прямых и ожидаемых, непрямых, нецелевых и побочных. Кроме того, необходимо проводить систематический анализ доказательств эффективности и безопасности каждой такой технологии, ее экономическую оценку (клинико– и фармакоэкономический анализ, анализ влияния на бюджет) и анализировать дополнительные факторы — социальные, этические, важность для пациентов и т.д.

Важно адекватно оценивать затраты, ассоциированные с нежелательными реакциями, чтобы с позиции системы здравоохранения не было переоценки расходов. Для этого в критерии методологического качества была внесена оценка затрат на основе тарифов государственной системы здравоохранения. Однако, исходя из практики, можно увидеть, что правила оплаты за счет средств ОМС не предполагают, что система в полном объеме возмещает расходы на нежелательные реакции и осложнения. Это вызвано растущей стоимостью лечения при ограниченном бюджете и тем, что развитие нежелательных реакций рассматривается как управляемое, предотвратимое явление и, скорее, как повод для наказания, а не поощрения, и тем более не как повод для экономического стимулирования медицинской организации. Еще одна причина — высокие тарифы на коррекцию нежелательных реакций: по мнению специалистов, управляющих системой здравоохранения, они могут привести к неоправданному завышению расходов. Для борьбы с этим нужно совершенствовать оплату нежелательных реакций и осложнений, уточнять правила расчета затрат на их лечение при разработке программ, проектов и нормативных документов.

Взаимозаменяемость

Начальник отдела методологического обеспечения проведения комплексной оценки технологий в здравоохранении ФГБУ "ЦЭККМП" МЗ РФ Анастасия Почуприна убеждена, что оценка технологий здравоохранения проинформирует медицинскую общественность о возможностях и последствиях внедрения новых технологий с точки зрения их безопасности и эффективности для пациента, повышения рациональности использования доступных средств.

Оценку технологий здравоохранения можно рассматривать как средство экспертной поддержки управленческих решений в важнейшей области управления здравоохранением, как способ повышения эффективности распределения ресурсов в системе здравоохранения с ограниченным финансированием или механизм оценки ценности и добавленной клинико-экономической выгоды новых препаратов, медизделий и технологий.

К примеру, оценка технологий здравоохранения может применяться после регистрации лекпрепарата для его включения в клинические рекомендации на основании результатов клинической апробации, а также до регистрации лексредств для тяжелых и жизнеугрожающих, в т.ч. орфанных заболеваний у детей.

Помогут они и при формировании перечней высокотехнологичной медпомощи, которое проводится с учетом экономической обоснованности метода. Также нужно учитывать следующие критерии:

  • метод является новым сложным и (или) уникальным;
  • он ограниченно применяется на территории нашей страны и обладает высокой клинико–экономической эффективностью, исходя из предъявленных расчетов и структуры среднего норматива финансовых затрат на единицу объема предоставления медпомощи, при оказании которой он будет применяться или применяется.

При оценке технологий здравоохранения важен сбор данных о результатах лечения в рамках соглашения о разделении рисков. Подобный подход имеет значительные преимущества:

  • Прозрачность принятия решения о назначении терапии.
  • Утверждены критерии и условия обеспечения пациентов.
  • Определены критерии оценки эффективности и безопасности, а также кратность их мониторинга.
  • Эффективность и безопасность лечения контролируется в рамках регистра, за него отвечают определенные лица.
  • Решение об эффективности и безопасности принимают ведущие клинические эксперты.
  • Определены сроки обеспечения по утвержденным условиям.
  • Экономическое бремя для системы здравоохранения снижается, а по опыту других стран среднее снижение цен при разделении рисков составит 30%.

В связи с этим требуется дальнейшая интеграция подходов оценки технологий здравоохранения в принятии управленческих решений, в т.ч. с применением цифровых инструментов оценки эффективности и безопасности текущего лекарственного обеспечения.

И для всей системы, и для ее отдельного субъекта

Создается впечатление, что оценка технологий здравоохранения решает глобальные задачи, однако она может помочь и работе конкретной медорганизации.

Барышева Валерия

Доцент кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья с курсом ОТЗ ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России Валерия Барышева отмечает, что, например, сбор и анализ информации о фармакотерапии повысит качество оказания медпомощи пациенту. Он позволит внедрять в клиническую практику наиболее эффективные и безопасные медицинские вмешательства, в т.ч. инновационные, стандартизирует подходы оказания помощи внутри медицинской организации с формированием безопасной для пациента и персонала рабочей среды, уменьшит число необоснованных назначений, устранит и предупредит нарушения при оказании помощи, а также усовершенствует организационные технологии.

При проведении сбора и анализа информации лучше всего использовать медицинскую инфорсистему, в которой можно получить сведения по конкретному вопросу. Рекомендовано проводить анализ использования лекарств сначала на уровне медучреждения, где можно получить данные об употреблении лекпрепаратов при определенной нозологии. При выявлении значимых отклонений анализ проводится на индивидуальном уровне (по отдельным медицинским картам пациентов), что также возможно через информационную систему, для определения причин отклонений и систематических ошибок.

По материалам Российского конгресса "Безопасность фармакотерапии 360°: NOLI NOCERE!"

Специализированные
мероприятия
 
IT  в фармацевтике
Платиновая унция
RU PHARMA 2024 ban  
   
 
   
Статьи подрубрики государственное регулирование:
Минздрав отчитался и наметил перспективы

Министр здравоохранения М.А. Мурашко на минувшей неделе отчитался перед депутатами Комитета по охране здоровья Государственной думы, рассказав о результатах и направлениях работы, в том числе в сфере фармацевтической помощи.

Службу "03" нужно срочно спасать

"Скорая помощь" задыхается от нехватки кадров. Решить эту проблему предложено посредством организационных мер, а именно — уточнения профстандарта для врача скорой медпомощи. Проект соответствующего документа подготовил Минтруд.

Дополнение перечней лекарств одобрено Минздравом

На заседании специальной комиссии МЗ РФ по вопросам составления ключевых списков лекпрепаратов одобрено предложение дать статус ЖНВЛП всем заявленным наименованиям. Некоторые препараты для лечения пациентов с рассеянным склерозом — дивозилимаб (в форме концентрата) и сампэгинтерферон бета-1а (в виде раствора) — предложено внести в состав списка "четырнадцати нозологий".

Финансирование здравоохранения увеличится

С развитием медицины и увеличением продолжительности жизни система здравоохранения требует больше ресурсов, и главный из них — финансовый. Каким направлениям в системе медицинской помощи сегодня уделяется наибольшее внимание и какие законы позволят улучшить ее качество?

Проблема здравоохранения — недофинансирование

Недостаточное выделение бюджетных средств — главная трудность в работе системы здравоохранения России. Об этом говорили представители Минздрава РФ, Счетной палаты, медицинского сообщества на панельной сессии в рамках X Межведомственной конференции "Финансирование системы здравоохранения: проблемы и решения".

Специализированные
мероприятия
 
IT  в фармацевтике
Платиновая унция
RU PHARMA 2024 ban