О проблемах малого бизнеса, а также о своем взгляде на нынешнюю ситуацию с аптеками рассказала учредитель и одновременно заведующая аптечным пунктом, обладающая неиссякаемой жизненной энергией, Шляхтина Оксана Викторовна.
Оксана Викторовна, насколько сейчас сложно выжить самостоятельной аптеке?
— Выживать сегодня в аптечном бизнесе действительно очень сложно, но мы держимся. Если честно, мы живем по принципу: "Нам бы день простоять, да ночь продержаться!" Непосредственно я работаю здесь с 2005 года. Люди отмечают наше постоянство и называют нашу аптеку домашней. Времена сейчас непростые и особо приятно теплое отношение наших покупателей и их волнения, что мы можем закрыться.
Малому бизнесу сейчас очень нужна поддержка, а все сконцентрировано на крупных сетях. Когда началась пандемия, мы не смогли получить льготу, так как у нас была задолженность по оплате. Выручка была очень низкой, плюс текущие оплаты товара, выплаты з/п, коммунальных платежей и торгового сбора. В настоящее время мы также написали письмо, в котором просим предоставить льготы и очень ждем положительного решения. В феврале 2020 года была Прокурорская проверка и Департамента здравоохранения, в этом году в январе опять проверка Департамента.
Не секрет, что небольшие аптечные предприятия вынуждены прекращать свою работу, они просто закрываются. У сетей есть возможность взять кредит, а для представителей малого бизнеса это почти не реально. Раньше–то было проще, можно было приехать в офис сервиса "Малый бизнес Москвы" или позвонить и получить правовую консультацию по проверкам, льготам, сейчас же достучаться невозможно. По телевизору можно услышать одну информацию, а когда на самом деле начинаешь с этим сталкиваться, понимаешь, что перед тобой — стена! Ту же заявку на льготы можно подать только раз в год, ранее же мы ее получали без особых проблем. Мы существуем за счет того, что я все делаю сама — являюсь и учредителем, и стою за первым столом, и занимаюсь бухгалтерией.
На сколько же хватает Вашей энергии! Расскажите, как пришли в фармацию?
— Я в свое время окончила Донецкий фармацевтический колледж, работала по специальности в Украине, а в 2001 году приехала в Москву. Трудилась сотрудником первого стола, потом пробовала себя в качестве менеджера по продажам среднего и высшего звена в некоторых фармацевтических компаниях. Затем пришла к самостоятельному открытию несколько аптек, которые, к большому огорчению, через определенное время пришлось закрыть из-за постоянного роста аренды. В настоящий момент у нас одна аптека, которую и стараемся сохранить.
От всей души желаем Вам этого! Месторасположение аптеки можно считать удачным?
— Обычный "спальный" район Выхино с удаленностью от станции метро. Раньше рядом с нами вообще не было никаких конкурентов, а сейчас в радиусе 200 метров более четырех сетевых аптек. Недалеко от нас находится хороший медицинский центр, в котором принимали врачи общей практики. Сейчас, правда, он переориентирован на лечение ковида, но все равно люди идут к нам.
Кто являются вашими постоянными клиентами?
— К нам приходит много местных жителей, практически всех посетителей мы знаем в лицо, их дети выросли на наших глазах. Много клиентов преклонного возраста, которые скрупулезно сравнивают цены, так как даже небольшая ценовая разница является для них значительной. И они выбирают нас! Зачастую благодаря рекламе люди думают, что в сетевых аптеках стоимость ниже, но это не всегда так. Я тщательно мониторю и это помогает регулировать цены на препараты (исключение — список ЖНВЛП), поэтому они у нас они достаточно конкурентные. Помимо этого, в нашей аптеке владелец СКМ может рассчитывать на скидку в размере 3%. Когда мы привозим препарат под заказ, тоже ставим минимальную наценку.
Через дорогу от нас находится Государственный университет управления, так что преподаватели и студенты — тоже в числе наших постоянных посетителей. Часто заходят сотрудники торговых центров и магазинов, которые функционируют неподалеку, хотя рядом с ними — торговые точки сетей, но... Многие препараты они могут купить у нас дешевле на 100-150 рублей!
Немаловажно и качество обслуживания, профессиональное консультирование…
— Конечно, люди отмечают это. Мы стараемся помочь каждому, объяснить, поговорить, дать совет. Часто можно услышать: "В соседней аптеке фармацевт кивнет сухо и продолжает заниматься своими делами! А Вы всегда выслушаете и поможете!" И мне очень приятно слышать такие слова.
Я люблю общаться с людьми, мне на самом деле интересно говорить с ними обо всем: о детях, их проблемах, тревогах и надеждах, даже о домашних любимцах. Времена сейчас сложные, многим не хватает простого человеческого общения. Эти люди знают меня много лет, доверяют и могут поделиться сокровенным.
Часто люди обращаются за консультацией?
— Да. Например, сейчас многие болеют ОРВИ, спрашивают у фармацевта препараты для лечения, многие уже готовятся к весне — консультируются по лекарствам против аллергии. Буквально на днях приходила женщина, попросила совета по средствам ухода за лежачим больным. Она потом еще раз вернулась с благодарностью, сообщила, что все рекомендованное (памперсы, пеленки, средства по уходу) пригодилось, и приобрела еще по назначению врача.
Иногда мы вместе с покупателем разбираемся, что ему выписал врач. Еще можно услышать вопрос: "А зачем мне это?" Наверное, на приеме у врача за положенные 15 минут пациент не успевает расспросить о нужном, теряется, забывает. Тогда он приходит к нам в аптеку за помощью и получает ответы.
Зачастую посетители (в первую очередь, пожилые пенсионеры) просят написать им на упаковке, как принимать препарат — видимо, для них так привычнее.
Приходилось ли Вам оказывать помощь людям?
— Можно сказать, что я это делаю постоянно. Вспоминается случай. Приходил в аптеку мужчина, и мне он показался каким-то потерянным. Мы разговорились. Оказалось, он приехал работать из Перми и попал в неприятную ситуацию — у него украли телефон, деньги и документы. Я нашла телефон социальной службы, дала деньги на дорогу. Потом перезвонила туда, уточнила. Действительно, этот человек обратился за помощью и ему помогли, начали восстанавливать документы.
Я не могу пройти мимо человеческой беды. Иногда люди заходят в аптеку просто посидеть, успокоиться. Я всегда спрашиваю, нужно ли помочь? Если человеку плохо, стараюсь оказать первую помощь, вызвать скорую. Времена — сложные, ситуации — разные. Зачастую люди прибегают в аптеку, просят о помощи, и я всегда стараюсь делать все от меня зависящее.
Учитывается ли специфика микрорайона при заказе препаратов?
— Безусловно. Ассортимент аптеки насчитывает более 2000 наименований. У нас пользуются спросом в основном лекарственные препараты — средства от аллергии, кашля, насморка, давления, для лечения горла, сердечно–сосудистой системы. Мне показалось, антибиотики сейчас врачи назначают не так часто. А товары парафармации у нас вообще спрашивают редко.
Аптечная организация должна реагировать на спрос, но кто формирует его в большей степени — реклама или медицина?
Могу сказать, что рекламу чаще всего смотрят люди "60+". Часто приходят с вырезками из газет, хотят купить БАД, приводя аргумент: "Сейчас выпью это средство и начну бегать!" Им что–то другое предложить просто невозможно, они хотят "именно этот препарат". Молодежь чаще приходит с рецептами, может спросить аналоги, если цены покажутся высокими.
Сложностей во взаимодействии с дистрибуторами не возникает?
— У нас сложились хорошие доверительные отношения с поставщиками, тем более что мы работаем с ними уже много лет. Стараемся брать товар на реализацию с учетом не больше одной недели отсрочки, иначе цена будет выше, а нам хочется быть конкурентоспособными. Конечно, ситуации бывают разные, иногда мы просим немного продлить срок, и они обычно идут нам навстречу.
Сейчас многие предпочитают делать заказ в Интернете, бронируют препараты на сайтах–агрегаторах по поиску. Вам интересно присутствие на них?
— Мы работали с известной интернет-аптекой. И сначала эта идея показалась заманчивой, но потом поняли, что для нас это невыгодно. Привозили очень много товара, который фармацевт должен был разобрать — иногда до 100 заказов. Не все заказы были востребованы, приходилось делать возврат. Помимо этого, люди привыкали к таким заказам, и часть наших посетителей ушла в интернет. Получается работы много, а рентабельность близка к нулю. Так что с интернетом у нас взаимности не получилось. Выкладывать прайс на сайте–агрегаторе? Можно подумать об этом, но не сейчас.
Как Вы смотрите на то, что определенная часть аптечного ассортимента переходит в торговый ритейл?
— Лично я отношусь к этому веянию спокойно — главное, чтобы это не касалось серьезных препаратов. В нашем аптечном пункте не так много БАД, и в этом вопросе я не чувствую конкуренции.
Много говорится о разрешении дистанционной торговли, доставки лекарств населению. Вы — за?
— Соглашусь с тем, что существует категория граждан, которая нуждается в этом, есть и те, кто могут себе позволить сделать заказ на дом на любую сумму и оплатить доставку. Если же она через интернет, нужно знать, на каком сайте заказать препарат. Всемирная сеть — это большой простор для аферистов и сбыта разного рода фальсификатов, Это очень опасно для здоровья. У каждого препарата есть показания и противопоказания. И если в аптеку можно позвонить и спросить, то кто даст консультацию на сайте? Также стоит учитывать тот факт, что многие препараты проходят маркировку и возврату не подлежат. Поэтому я считаю, что доставка должна быть привязана к стационарной аптеке, у которой есть лицензия на фармацевтическую деятельность.
Как Вы пережили период внедрения обязательной маркировки?
— Думаю, что большей части наших посетителей все равно, что напечатано на упаковке. А вот аптеке провести ее не так просто. Иногда мы получаем товар, а программа "висит". В результате — пришло огромное количество товара, а продать я его не могу. Второй момент — каждая марка, несет удорожание продукции, также программное обеспечение и ее обслуживание стоит денег. Конечно, задумка хорошая, но ее воплощение оставляет желать лучшего.
Что думаете о ЕНВД?
— Мы пользуемся упрощенной системой налогообложения. Конечно, введение ЕНВД было бы для нас интересно, если бы условия для всех аптек были одинаковыми, как для сетей, так и для небольших аптек. Допустим, одинаковый налог, который составит 5% от прибыли. Для большой аптеки это одна сумма, а для маленькой — другая. То же можно сказать о налогах и штрафах для микропредприятий.
Также хочу отметить, что доступной информации сейчас не так много, и найти ее очень сложно. А ведь человеческий фактор никто не отменял. Когда-то мы приезжали в Департамент имущества, говорили со специалистами. А сейчас работает одно окно, через которое за день проходят сотни людей. И никому нет дела до проблем конкретного малого предприятия. Конечно, автоматизация — это прекрасно, но диалога нет совсем. Также и с "Малым бизнесом Москвы", куда просто невозможно дозвониться. Поверьте, это проблема не только наша, многие ее подтверждают. Раньше мы платили налоги и спали спокойно, а сейчас платим — и не спим.
Но в будущее смотрите с оптимизмом?
— Конечно, без него никак нельзя! Я по натуре очень оптимистичный человек и всегда ищу выход из любой ситуации. Мы живем и ищем варианты сохранения бизнеса! Не зря и аптечный пункт называется "Энергия"! Это — наш стиль. И оформлен интерьер его позитивно, мы старались внести что-то солнечное, теплое, потому что душе хочется праздника!
В эту аптеку вложено много сил и средств и мы надеемся, что сможем ее сохранить! Нам хочется развиваться и двигаться вперед. На самом деле, бывают периоды роста и падения. И если сейчас у нас спад, дальше обязательно должен быть взлет! И я по–настоящему жду этого каждый день и верю, что нас поддержат. Ведь наша страна имеет все возможности для этого!