Онлайн–канал: стремительный рост "гигантов фармрынка"
В эту цифру входит как собственно интернет-реализация аптечного ассортимента, так и бронирование. Расчеты проводились в итоговых ценах с НДС.
Рекордный прирост и предельная концентрация
Доход первых девяти месяцев года уже значительно больше, чем объем онлайн-сегмента фармрынка за весь 2021-й год. В сравнении тем же периодом года минувшего рублевый прирост реализации приблизился к отметке в пятьдесят один процент (до достижения данной цифры не хватило всего 0,3%). В первом полугодии нынешнего года значения прироста были еще выше. Особенно с января по март, когда из-за ажиотажного спроса на лекарственные препараты рост составил 69,6%.
На сегодня онлайн–сегмент занимает почти одну шестую от общего объема отечественной фармацевтической розницы (16,3%). Годом раньше доля «электронной коммерции» составляла чуть больше одной восьмой (13,3%).
Более 84% выручки в интернет-направлении фармрынка — 180,5 млрд. руб. из 213,4 млрд. — приходится в этом году на "первую двадцатку" фармритейлеров. И все же с середины года степень концентрации в фармацевтическом онлайне немного уменьшается. Все больше организаций "второго эшелона" обращают внимание на данное направление — и делают свои первые шаги в новом сегменте. В этой тенденции велика роль аптечных сетей регионального масштаба. Как правило, у таких аптечных организаций сформирована лояльная аудитория своих посетителей. И им можно предложить новую дополнительную услугу — такую, например, как интернет–бронирование необходимого препарата.
Офлайн и интернет не всегда синхронны
Но вернемся к гигантам фармрынка. Наибольшую динамику в онлайне к настоящему моменту показывают "Апрель" (увеличение в 2,2 раза) и "Еаптека" (рост двукратный). По долям в общем объеме e-comm аптечного ассортимента они также занимают две первые строки в рейтинге.
Цифры близки, а вот "факторы роста" различны. Только за июль-сентябрь краснодарский дискаунтер открыл семьсот сорок восемь аптечных "точек". Такой темп экстенсивного развития означает, что практически каждый рабочий день в сети появлялось… по двенадцать новых аптек. Если такие объекты сразу же подключались к онлайн–направлению, объемы притока посетителей вряд ли могли не возрастать — в особенности при условии грамотного продвижения.
"Еаптека" придерживалась иного формата развития: ее инфраструктура почти не менялась. "Бронзовый" участник онлайн–рейтинга фармритейлеров — аптечная сеть "Ригла" — отстает от "Еаптеки" на несколько сотых процента, хоть и уступает ей по значениям динамики.
Почти двукратный рост — 98% — показывает и онлайн-программа объединенной сети "Эркафарм" и "Мелодия Здоровья". В невиртуальной реальности сеть открыла семьдесят девять новых точек.
В то же время онлайн и офлайн не всегда развиваются синхронно. В различных организациях — различные приоритеты. АСНА за июль–сентябрь открыла только восемнадцать новых аптек — а в направлении "интернет–коммерции" показала взрывной рост (56%)! "Здравсити" вырос в онлайне на 53% — и при этом прибавил тысячу восемьсот тридцать. К Аптека.ру за III квартал подключились 4815, а объемы онлайна выглядят скромнее — увеличение на 28%.