Свежие статьи подрубрики педиатрия:
Что происходит на рынке Медизделий
Аптека 2018
Аптечный Саммит
Что происходит на фармацевтическом рынке
Калининград
Интершарм
 
 

ОПТИМАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

Человеку любого возраста важно соблюдать принципы здорового питания. Первым из них является принцип соответствия энергетической ценности рациона энергозатратам человека, иначе, сколько съел пищи в калориях, столько должен и потратить. Второй принцип — соответствия химического состава рациона физиологическим потребностям человека в пищевых веществах.

Доклад акад. РАМН, проф. Виктора Александровича Тутельяна «Оптимальное питание в раннем возрасте — здоровье на всю жизнь»  на прошедшей научно-практической конференции "Фармакотерапия и диетология в педиатрии" был встречен с воодушевлением. Выступление В.А. Тутельяна сопровождалось наглядной информацией, что способствовало лучшему его восприятию. В своем докладе проф. В.А. Тутельян ознакомил присутствующих с результатами проведенных в 2006 г. в 6 административных округах исследований особенностей питания детей в раннем возрасте, также были выявлены отклонения от современных научных принципов вскармливания детей.

— Для роста и развития ребенка необходимо грудное вскармливание (ГВ), именно оно обеспечивает рациональный метаболизм, формирование иммунной системы, способствует образованию плотной костной ткани, а также снижается риск возникновения онкологических заболеваний в дальнейшем. Можно с уверенностью сказать, что сегодня матери осознали всю необходимость ГВ, что наглядно иллюстрируют полученные в ходе исследований данные. В 2000 г. на грудном вскармливании находились 29,5% детей, в 2012 г. — уже 40,6%. Установлено, что уровень образования матери влияет на частоту и продолжительность грудного вскармливания. Матери с высшим и неоконченным высшим образованием кормят грудью больше, чем малообразованные мамы. На протяжении длительного времени педиатры, неонатологи пытались подобрать качественный по своему составу заменитель грудного молока, в случае невозможности кормления ребенка грудью. В 1847 г. поступали просто: разводили коровье молоко водой и доводили полученную смесь до комнатной температуры, в 1867 г. пробовали использовать пшеничную муку, солод и калий. В начале ХХ в. для искусственного вскармливания применяли рисовый отвар, в 1950–1960 гг. смешивали лактозу с витаминно-минеральным комплексом. В настоящее время используют пре- и пробиотики, лютеин. Детям показано грудное молоко, молочные смеси, фруктовые и овощные пюре, соки, каши, мясные и рыбные продукты, специализированные молочные продукты. Важным показателем введения прикорма является возраст ребенка. Данные исследований показали, что большая часть детей начинают получать соки с трех месяцев (29,3%) и четырех месяцев (24,9%). Фруктовые пюре наиболее часто начинают давать детям в 4 месяца (32,4%), к 7 месяцам почти все дети (91,4%) получают фруктовое пюре. Каши начинают вводить в детский рацион с 4–6 месяцев (20–23%). Сливочное и растительное масло в 12 месяцев были включены в рацион питания почти у всех детей (95%). К желтку яйца начинают приучать с 6 месяцев, к году почти все дети (92,9%) потребляют желток. Различные виды мясных пюре дети получают с 6–8 месяцев (21,5%).

К году мясо введено в рацион почти всех детей (99%), сыр впервые включают в рацион питания детей от 7 до 13 месяцев (73,5%). Рыбные пюре, к сожалению, не пользуются популярностью у мам, их выборочно начинают давать детям с 6–9 месяцев. Коровье, козье молоко с 4-месячного возраста получали 26% детей, к 7 месяцам половина детей получают молоко. Кефир дети (23%) получают с 5 месяцев, к 7 месяцам 41% детей потребляют этот вид молочного продукта. Творог начинают вводить в рацион с 5 месяцев (12,5%), к 7 месяцам он включен в рацион половины детей, к 9 – 80%.

При этом заслуживают серьезного внимания выявленные факты раннего введения в питание младенцев коровьего молока и других неадаптированных молочных продуктов, которые содержат избыточное количество белка и кальция, что негативно сказывается на функции незрелых почек. Все это может привести к развитию железодефицитной анемии, нарушениям азотистого и водно–солевого обмена, кислотно–щелочного баланса у детей первого года жизни. Другим отклонением от принципов рационального прикорма следует признать необоснованно раннее введение в рацион широко распространенных в питании российского населения колбасных изделий (к 12 месяцам их получают почти треть детей – 27,3%). Специализированные детские молочные продукты промышленного выпуска (молоко, кефир, творог) получают не более половины детей, 30–60% детей получают молочные продукты массового потребления.

Что касается питания детей второго года жизни, то и в их рационе имеются отклонения. Ежедневно 20% детей не дополучают мясные и рыбные продукты. В группе детей, лишенных специальных детских каш, уровень железа и витамина В1 были ниже рекомендуемых. Установлена достоверная зависимость между уровнем образования матери и вкладом отдельных продуктов в суточную калорийность рациона ребенка. Так, дети 2–5 месяцев, матери которых имели высшее и неоконченное высшее образование, получали больше (в 1,5 раза) энергии с грудным молоком, дети 6–11 месяцев получали в 1,5–6,8 раза больше энергии из специализированных продуктов детского питания (каши, овощи, фрукты, мясные консервы). Напротив, матери, не имеющие высшего образования, кормили детей коровьим молоком, кефиром, неспециализированными кашами, блюдами из картофеля, хлебом, хлебобулочными и кондитерскими изделиями.

Важно вовремя понять, что здоровое развитие ребенка, прежде всего, зависит от того, сколько внимания этому вопросу уделяют его родители. Действительность неутешительна, каждый второй ребенок в России страдает от дефицита йода и кальция. Йод — жизненно важный микроэлемент, его дефицит, особенно в раннем возрасте, снижает общие познавательные способности и интеллект ребенка на 10–15%, что способствует умственной и физической отсталости детей. Наряду с йодом, кальций играет важную роль в здоровом развитии и росте ребенка. Его недостаток может нарушить формирование зубов и скелета, позже вызвать заболевания опорно–двигательного аппарата.

Напоследок хочется отметить, что пищевое поведение начинает формироваться чуть не в утробе матери. Надо обучать здоровому питанию с детства, и не просто обучать, а вдалбливать. Чтобы ребенок, придя из сада или школы домой, сказал любящим родителям: мне нельзя пирожное, конфету, печенье. К примеру, в Швеции, Норвегии конфету детям дают раз в неделю, по воскресеньям — этакий праздник. Таким образом, человек с детства не приучен к сладостям. У нас все наоборот. Вот детское питание, выпущенное суперсовременным заводом, по специально разработанной методике. Мама пробует кашу, не нравится. Добавляет сахар. На этикетке указано: сколько ложек смеси положить, сколько воды добавить. Мама считает, что лучше добавить молоко, да побольше. Вот и получается, что с детства ребенок приучается к жирной, калорийной пище, из-за пристрастия к которой он впоследствии может пострадать. Помните, все лучшее хорошо в меру!

Данченко Ольга
30.09.2013
Комментарии
Оставлять комментарии могут только члены Клуба. Авторизоваться. Вступить в Клуб.
Что происходит на рынке Медизделий
Аптека 2018
Аптечный Саммит
Что происходит на фармацевтическом рынке
Калининград
Интершарм
 
 
Войти
* обязательные поля
Зарегистрироваться