"Петроваксу" — 25! С чем связаны большие надежды биотеха?
Юбилей — дата серьезная, и президент компании Михаил Цыферов отмечает: "В определенной степени — это патетика, а с другой стороны — реальность, когда компании предстояло продолжать работу над советскими изобретениями и воплотить их в жизнь, чтобы те препараты, которые разработали ученые, увидели в итоге свет и дошли до пациентов".
"Петровакс Фарм" входит в ТОП–5 иммунобиологических фармпроизводителей России и экспортирует препараты в страны ЕАЭС и ЕС.
Первой перспективной разработкой стала молекула "Полиоксидония", на основе которой были созданы оригинальные препараты и вакцины. Следующее большое событие в жизни "Петровакс" наступило в 2004 г., когда одним из научных проектов предприятия всерьез заинтересовалась бельгийская компания Solvay Pharma (позже ставшая частью компании Abbott). Так "Петровакс" получил инвестиции на развитие компании для разработки и производства линейки вакцин от гриппа, в том числе "Гриппол® плюс" и возможность трансфера технологии в зарубежные страны.
Сегодня трудно представить себе ситуацию, когда небольшая российская компания получает план возведения завода (по образцу предприятия, которое находится в Голландии), полное финансирование стройки и кооперационную программу с Solvay Pharma для разработки и выпуска совместной противогриппозной вакцины. По сей день в мире широко распространена технология производства вакцины от гриппа с помощью куриных яиц, поэтому, когда Solvay Pharma попытался привести новую клеточную технологию в мир, дело продвигалось очень сложно. "Проект был успешный и не простой одновременно, — рассказывает Михаил Цыферов. — По его итогам появилась единственная российская и первая на тот момент мировая адъювантная клеточная вакцина против гриппа "Гриппол Нео". И даже была поставлена на рынок объемом миллион доз. Но Solvay Pharma приобрела компания Abbott, было принято финансово рациональное решение о том, что технология слишком сырая и дорогая, поэтому вся программа была свернута. "Петровакс" от этого не проиграл, он в итоге остался и с современным заводом, и с крупным западным партнером".
Следующее большое событие в жизни компании — это приобретение ее одним из крупнейших инвестиционных холдингов "Интеррос"; она стала частью корпоративного бизнеса. Появились новые идеи. Пошло на пользу российскому производителю и партнерство с компанией Pfizer. На тот момент международная фармкомпания искала в России GMP–лицензированную площадку и выбрала "Петровакс". Пятилетний проект по локализации пневмококковой вакцины "Превенар 13" закончился тем, что сегодня это производство полного цикла готовой лекарственной формы, а "Превенар 13" — самая сложная (высокотехнологичная и многокомпонентная) вакцина из всех, что сегодня Россия производит и поставляет на рынок. Еще одна локализация — выпуск тромболитических препаратов в сотрудничестве с компанией Boehringer Ingelheim.
Уже с 2020 года "Петровакс" начал борьбу с COVID–19 ответственно и так, как должна работать с ним фарма. Компания взяла в работу все три вектора — профилактику, лечение и реабилитацию.
Первое направление — это совместный проект по разработке и дальнейшему производству вакцины против COVID–19 совместно с китайской биофармацевтической компанией CanSino BIO. Сейчас эта вакцина зарегистрирована в 9 странах, и в ближайшее время будет аттестована Всемирной организацией здравоохранения. Для "Петровакса" это еще и бесценный опыт участия российских специалистов в международном исследовательском проекте.
Одновременно была запущена масштабная программа исследований "Полиоксидония" при лечении COVID–19. Проект уникален тем, что международное многоцентровое клиническое исследование препарата было одобрено в Европе. Кроме того, стартовал проект по защите медицинского персонала, работающего в "красных зонах". В более чем 30 медицинских центров по всей России был поставлен "Полиоксидоний", где в открытых наблюдательных исследованиях оценивалось снижение числа случаев ОРВИ и COVID–19 среди тех, кто профилактически принимал препарат.
Параллельно с этим проходило исследование препарата "Лонгидаза" у пациентов, перенесших COVID–19 с постковидным синдромом и изменениями в легких, которым требовалась реабилитация. Идея родилась еще весной 2020–го, когда специалисты заметили, что при COVID–19 в легких пациентов происходит избыточное накопление гиалуроновой кислоты. А у "Лонгидазы" как раз есть важное свойство — она антагонист гиалуроновой кислоты. Исследование, проведенное пульмонологами, продемонстрировало статистически достоверный эффект: пациенты в группе препарата быстрее избавлялись от одышки. И сейчас эту информацию важно донести до широкого круга специалистов. У этого препарата есть и другие сферы применения: в гинекологии, урологии, хирургии. Его эффективностью давно заинтересовались и косметологи.
В портфеле продуктов компании кроме оригинальных препаратов и дженериков есть биологически активные добавки. Среди них "Уронекст" (комплексное средство для защиты от инфекций мочевыводящих путей с экстрактом клюквы) и АРТНЕО (5–компонентный комплекс для поддержания здоровья суставов и позвоночника). "Мы стараемся уделять внимание научному обоснованию, касающемуся эффективности и безопасности биологически активных добавок. В некоторых странах они даже имеют статус лекарственных средств и плацебо–контролируемую клинику", — рассказывает Михаил Цыферов.
Если говорить о работе компании сухим языком цифр, то "Петровакс" стабилен, устойчив в своем развитии. Выручка прошлого года составила более 12,5 млрд. рублей. За последние три года этот показатель вырос на 34%. В штате компании более 800 сотрудников. Благодаря слаженной работе коллектива в непростых условиях пандемии в рекордные сроки была запущена на полную мощность третья производственная линия для выпуска субстанций и готовых лекарственных форм, построена и введена в эксплуатацию новая четвертая линия для выпуска инъекционных форм препаратов. Ее максимальные мощности рассчитаны на 10 млн. доз ежемесячно. А через 4 года "Петровакс" планирует реализовать глобальный проект по строительству высокотехнологичного биофармацевтического комплекса для выпуска социально значимых препаратов и вакцин.
Пока еще рано объявлять цифры 2021 года, но он явно покажет неплохой прирост к предыдущему году. Основной драйвер роста — "Лонгидаза", препарат, который уже сейчас пользуется высоким спросом у врачей, что эксперты частично связывают с его возможностью помочь пациентам при постковидной реабилитации. "Сегодня "Лонгидаза" высоко востребована и широко применяется в России и в странах СНГ, и мы планируем расширить его экспортную географию, в том числе в Европе, хотя это невероятно трудно. Недавно мы получили европейский патент на препарат, что позволит нам не только чувствовать себя более уверенно с т.з. правовой защиты на территории Европы, но и успешно продвигать продукт на зарубежных рынках", — говорит Михаил Цыферов.
Мы желаем компании "Петровакс", чтобы у них все задуманное получилось — трудности преодолимы.
"Петровакс Фарм" — это компания единомышленников, компания, которая старается работать на опережение в трудных реалиях фармбизнеса, при этом понимающая и свою миссию, и пути развития на перспективу.