Против барьеров между психиатрической службой и гражданами
Лозунгом этого года стали слова "Никаких стен". "Во многих странах, несмотря на распространенность психиатрической помощи, для большинства граждан она остается недоступной из-за опасения быть ущемленными в своих правах, изолированными от общества. Прицельное внимание в этом году направлено на приближение психиатрической службы к гражданам на уровне первичной медико-санитарной помощи, стационаров, а не только в специализированных клиниках и поликлиниках", — сказала генеральный директор НМИЦ психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского Светлана Шпорт.
Ее коллега, зам. директора по научной работе Московского НИИ психиатрии Роман Ахапкин подтвердил, что очень важно информировать население о той помощи, которая может оказываться в случае возникновения различных проблем с психическим здоровьем. И это работа не одного дня. Он напомнил, что за последние годы утверждено более 20 клинических рекомендаций и стандартов оказания медпомощи по профилю "психиатрия".
Информированность населения, куда, к кому и за какой помощью можно обратиться, помогает ранней диагностике и преодолению стигматизации психиатрической службы. Руководитель НМИЦ психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского сказала о выходе нескольких приказов Минздрава РФ, сближающих службу с общей медицинской сетью. Так, 1 марта 2023-го вступит в силу приказ Министерства здравоохранения №451н "Об утверждении Порядка проведения медицинского психиатрического освидетельствования". Правила будут действовать 6 лет. Ряд новшеств в этом документе позволяет надеяться на снятие барьеров между психиатрической службой и гражданами. Например, модульный подход к организации психиатрической службы, организация кабинетов психологического консультирования в поликлиниках, чтобы квалифицированные мед. психологи могли оказывать помощь людям, обратившимся в поликлиническое звено.
В Порядке предусмотрена возможность открытия кабинетов и суицидолога, и для лиц пожилого и старческого возраста, и просто психотерапевтического в амбулаторном звене. Из–за сложившейся репутации психоневрологических диспансеров, как учреждений, куда обращаются лица с тяжелыми психическими расстройствами, обычным людям сложно прийти в ПНД. Предусмотрено переименование диспансеров в Центры психического здоровья. Порядок диспансерного наблюдения четко разграничивает категорию пациентов по пяти группам. "Это защищает граждан от неправомерного размещения в той или группе и делает работу врача более структурированной", — подчеркнула специалист.
Говоря об особой уязвимости детей и подростков, речь шла об обсуждаемом Минпросвещения и Минздравом пилоте по внедрению программы, связывающей образовательную среду с психиатрической службой. В институте им. В.П. Сербского готовы обучить специалистов для работы в школах, чтобы те могли отслеживать в поведении ребят тревожные моменты. Если говорить об ответственности врачей за "проколы" в наблюдении за пациентами, которые в какой-то момент срываются и совершают тяжкие преступления, то гендиректор НМИЦ отметила, что эту тему, как и изоляцию пациента, нужно очень тонко изучать со всех сторон. По статистике, 1% лиц с тяжелыми психическими расстройствами совершают преступления, и в этом одном проценте 20-30% делают это с применением физической агрессии (убийства и др.). "Обязанности врача–психиатра, кратность наблюдения и пр. описаны в Порядке. Сегодня в стране нет единого реестра лиц с фамилиями тяжело психически больных с высоким риском совершения преступлений. Наблюдение за ними ведется вместе с правоохранительными органами. О недобровольной изоляции таких лиц только пока ведется дискуссия. Сейчас исключительно по решению суда", — сказала С.В. Шпорт.
Уже сегодня Минздрав предлагает сформировать на федеральном уровне регистр лиц с тяжелыми психическими расстройствами. Их насчитывается порядка 53 тысяч, еще 13 тысяч находятся на амбулаторно-принудительной терапии. Но из-за растущей в стране внутренней миграции пациенты могут затеряться. В целом, около 3 млн. 900 тыс. человек обратились в последнее время за помощью в гос. психиатрические службы, из них около 1 млн. 400 тыс. — это состоящие на диспансерном наблюдении в ПНД. Количество лиц с психическими расстройствами в стране снижается.
Еще одна проблема Службы — нехватка психотерапевтов (около 1 тыс. 250 человек). Чтобы переломить ситуацию, обсуждается новая модель подготовки специалистов. "Каждый выпускник может пройти 2 года обучения в ординатуре, становясь в итоге узким специалистом, многие из них не могут работать в сети психиатрической службы и выписывать лекпрепараты. Разрабатываем систему подготовки, когда уже после первого года ординатуры базовая специальность остается прежней — психиатрия, специалист может работать в психиатрической службе. На втором году можно получить квалификацию врача судебно-психиатрического эксперта, нарколога, сексолога, психотерапевта", — рассказала С.В. Шпорт.
Роман Ахапкин уверен в высоком уровне подготовки по специальности "психиатрия". Ссылаясь на свой практический опыт, он отметил большой интерес молодежи к специальности, неформальное отношение молодых людей и девушек к будущей профессии. В завершение конференции спикеры рекомендовали в качестве мер, снижающих уровень тревожности, принимать успокоительные препараты и антидепрессанты только после посещения врача, а еще заниматься "вентиляцией своих эмоций", то есть чаще разговаривать с родными, детьми, друзьями, словом выражать свои внутренние волнения, проговаривать и обозначать страхи и опасения.
По материалам пресс-конференции, посвященной Всемирному дню психического здоровья (10 октября).