Сильнее всего на фармацию влияют кризис и давление онлайна
Однако "ковидный" экономический кризис имел иную природу, чем кризис сегодняшний. После того, как обусловленные эпидситуацией ограничения были отменены, пострадавшие отрасли экономики смогли вернуться к обычному режиму работы достаточно оперативно. Стали расти и доходы граждан…
Сегодня же все иначе: «на старте» кризисной ситуации снижение доходов было "закамуфлировано" размерами разовых выплат при увольнении. Вспомним и об особенностях геополитической обстановки.
Тем не менее, сегодняшняя экономическая ситуация остается сравнительно спокойной. Благодаря совместным усилиям регулятора и различных отраслей задачи, обусловленные «вызовами времени», решаются достаточно оперативно и достаточно эффективно. В то же время, наблюдаемый экономический кризис с большой вероятностью тяготеет к "затяжному сценарию". Поэтому в долгосрочной перспективе следует предполагать определенное ограничение спроса (здесь отметим, что в 2022-ом ни весенний, ни осенний ажиотажный спрос на лекарства и медицинские изделия к структурным переменам не привел).
Серьезным стимулом для развития фармбизнеса всех участников товаропроводящей цепочки — должно стать вхождение в состав нашей страны четырех новых регионов. Данный фактор имеет серьезную перспективу.
Отметим, что влияние на аптечный сегмент сегодня оказывает не только благосостояние населения. Давление интернет-ритейла становится все сильнее. Экстенсивный рост наблюдается и у крупнейших аптечных сетей.
Своеобразный "противовес" ужесточению конкурентного давления на аптечные организации — принятый в третьем чтении законопроект о поддержке производственных аптек (планируется, что он вступит в силу с сентября 2023 г.). Документ снимает запрет на аптечное изготовление препаратов, зарегистрированных как ГЛФ. Ранее данное ограничение привело к массовому закрытию рецептурно–производственных отделов. Его отмена — также перспективный стимул для развития фармации и роста доступности фармацевтической помощи.