Свежие статьи подрубрики фармобразование:
 
Аптечный Саммит
Что происходит на фармацевтическом рынке
Аптека 2018
   
 
 
 
 
 
 

СОВРЕМЕННОЙ ФАРМАЦЕВТИКЕ — СОВРЕМЕННЫЕ КАДРЫ

А чтобы росло не только число лекарственных средств, но и их эффективность, нужны специалисты, обладающие самыми современными знаниями. Их подготовке будет способствовать новый Федеральный Государственный образовательный стандарт.

В ОБНОВЛЕНИИ — СИЛА

Некоторые скептики считают, что Федеральный государственный образовательный стандарт (ГОС), актуализированный на основе требований профессиональных стандартов, будет лишь слегка трансформирован по сравнению со старым. "Это мнение в корне не верно. По сути, новый ГОС — это совершенно новый документ, который действительно позволяет по–другому посмотреть на структуру и содержание повышения качества образования нового формата. В связи с тем, что профессиональные стандарты постоянно видоизменяются, в них систематически вносятся какие–то дополнительные требования. Например, сейчас серьезно дискутируется вопрос о том, чтобы руководителю аптеки была предоставлена легитимная возможность самому отпускать лекарственные средства", — говорит советник при ректорате Санкт–Петербургской государственной химико–фармацевтической академии (СПХФА), доцент, к.т.н. Елена Зима. Она подчеркивает, что ГОС не может быть жестко "привязан" к профессиональным стандартам. Он должен иметь рамочный характер, касающийся основных содержательных моментов, тесно связанных с профессиональными компетенциями специалиста и их детализацией. Важно, что данный документ, который за последние 10 лет потерял некую значимость, сейчас приобретает совершенно новое и существенно более высокое значение. Он позволяет оперативно вносить изменения в основные образовательные программы, фиксировать и унифицировать качество подготовки, а также учитывать новые профессиональные стандарты, При этом можно не брать во внимание, когда они будут внесены в ГОС. А это очень важно, т.к. внесение новых стандартов — процесс не быстрый. Он длится год, а чаще и дольше. "ГОС нового формата станут обязательными для тех студентов, которые начнут учиться в 2018–2019 гг. При этом у учащихся, поступивших в вуз раньше, сохраняется возможность "доучиваться" по действующим стандартам", — заметила Елена Зима.

Какими же специфическими особенностями обладают новые профессиональные стандарты? "Произошло определенное переопределение некоторых терминологий. Фиксируется ряд названий, которые нельзя интерпретировать. Очень важный момент, который существенно повлияет на качество подготовки специалистов, — новое структурирование и описание компетенций. Это позволяет более четко фиксировать результаты освоения образовательных программ и регламентировать ту деятельность, к которой готовится выпускник. Очень важно, что не все профессиональные стандарты могут быть учтены при разработке основных образовательных программ. Все компетенции разделены на три группы. Это универсальные компетенции, которые являются сквозными для единого уровня образования. При этом предусмотрены общеобразовательные компетенции и профессиональные компетенции", — поясняет представитель вуза из Северной столицы.

Существенная особенность новых ГОС — индикаторы. Обобщенные характеристики раскрывают формулировки компетенций. Они фиксируют те конкретные действия, которые должен уметь выполнять выпускник. Индикаторы должны быть измеряемы с помощью конкретных параметров.

Теперь два документа определяют три уровня подготовки выпускника. Это — рамочный ГОС и примерная образовательная программа, которая уточняет требования ГОС и является нормативным документом в части формулировок обязательных профессиональных компетенций. А вот детальное описание учебной программы осуществляется на уровне основной образовательной организации. Она имеет возможности дописать свои профессиональные компетенции с учетом региональных особенностей рынка труда. А также расписать индикаторы, рекомендуемые для компетенций.

Ключевые характеристики ГОС по факультету "Фармация" — образование и наука. Акцент сделан на научных исследованиях для того, чтобы выпускники не испытывали трудностей при поступлении на работу и прохождение через отбор кадровой службы.

Что касается прохождения специалитета, то здесь осталась только очная форма подготовки. Однако Минздрав России говорит о том, что требование соотношения контактных часов в ГОС не определены. Поэтому учебное заведение само может выбирать комбинации современных образовательных технологий, в т.ч. использовать электронное и дистанционное обучение. Главное — не терять качества подготовки.

В новый ГОС включены четыре профессиональных стандарта. При этом на позицию "провизор" ориентировано ядро образовательной программы. На уровне государственного специалитета впервые по специальности "Фармация" объявлена возможность формирования вариативных образовательных программ по направленностям или профилям. А еще ГОС (версия 3+++) содержит очень важный дополнительный раздел, которого раньше не было. Это требование к системам гарантий качества образовательной деятельности. Впервые прописаны в явном виде, по сути, европейские механизмы требования к качеству подготовки выпускников, в т.ч. необходимость привлечения работодателей к оценке и к содержанию образовательных программ, и к различным экспертным процедурам с оценкой подготовки студентов и выпускников. Появился раздел, описывающий возможности образовательных организаций, проведения внешней оценки образовательной деятельности. Помимо государственной аккредитации легализован механизм профессионально-общественной аккредитации.

"К сожалению, не указываются авторы — разработчики, а также составители законодательных программ, их рецензенты и эксперты, которые оценивают данный ГОС. А это нужно. И чтобы профессиональное сообщество знало своих "героев", и чтобы можно было с ними дискутировать", — считает председатель правления Всероссийского научного общества фармацевтов, проф., д.фарм.н. Сбоева Санна Георгиевна.

А ЧТО ЖЕ ПЕРВЫЙ МГМУ BV/ И.М. СЕЧЕНОВА?

В кругу профессионалов, занимающихся подготовкой медицинских и фармацевтических кадров, Первый МГМУ всегда считался ориентиром. А потому интересно, что говорит по поводу нового ГОС заместитель директора НИИ фармации,проф. кафедры промышленной фармации Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, д.фарм.н. Наталья Пятигорская. Она обращает внимание на то, что сегодня остро стоит вопрос качества подготовки кадров, поэтому все программные документы нацелены на решение именно этого вопроса. Впереди внедрение инновационных технологий с переходом на индивидуализированное образование. "Можно без преувеличения сказать, что фармацевтическая промышленность сегодня является существенным элементом национальной безопасности. Ситуация требует таких кадров, которые будут востребованы не только после окончания вуза, но и через 10–15 лет, да и в дальнейшей перспективе. Мы должны дать выпускникам такую базу, чтобы они в будущем могли наложить на нее необходимые компетенции и новые профессиональные знания. А значит быть востребованными на рынке труда. В связи с этим необходимо пересматривать стандарты образования. Жизненный цикл лекарства от разработки до уничтожения очень большой. Сюда входит и создание лекарственного препарата, и доклинические и клинические исследования, и производство, и регистрация, и фармаконадзор. С учетом перечисленного нужны кадры, готовые работать не только в фармацевтической сфере, но и во всех сопутствующих ей организациях. В общем, в настоящее время требуются выпускники с широким кругозором и современными знаниями в области социологии и информационных компетенций. А еще сегодня нужны специалисты междисциплинарного характера, способные работать в любой области мониторами клинических или доклинических исследований. Специалисты должны понимать, и из чего состоит исследование в фундаментальной науке, и как ведется поиск молекул. Они должны уметь работать в регуляторной науке, разбираясь во всех аспектах правового регулирования", — убеждена Наталья Валерьевна. Она добавляет, что переход к персонализированной медицине должен отражаться и на фармацевтике. А так как фармацевтическая отрасль характеризуется большой наукоемкостью, прежнее требование повышать квалификацию не реже раза в пять лет потеряло свою актуальность. Этого совершенно не достаточно для того, чтобы следить за всеми тенденциями быстроразвивающейся отрасли. Потому и получило развитие непрерывное медицинское и фармацевтическое образование, когда специалист каждые полгода должен получать новые знания или обновлять имеющиеся в течение всей профессиональной жизни. Очень важно в учебном процессе использование междисциплинарных команд. "Выпускник по специальности "Фармация", наш провизор — уникальный выпускник. Это та специальность, которая дает возможность вести профессиональный разговор с химиками, биологами, технологами, врачами, юристами, экономистами. И при этом находиться в центре событий. Управлять рисками, внедрять требования фармаконадзора. Обучить всему этому помогает качественное наполнение учебных программ. Они дают навыки управления знаниями и глубокое понимание всего того, что происходит в плане информационных технологий. В Первом МГМУ им. И.М. Сеченова в 2017 г. было обновлено более 150 программ по специальности "Фармация", внедрено 30% новых дисциплин, в т.ч. таких, как "медицинская генетика", "клеточная патология". Очень важны и широкие компетенции в области разработки лекарственных средств", — продолжает Н.В. Пятигорская. Так как и фармацевт, и провизор являются носителями уникальных знаний, в процессе их обучения применяется комплексный подход к реализации новых дисциплин. Это изменение традиционных подходов к учебному процессу включает в себя симуляционные технологии, мастер-классы, кейс–стадии, дистанционное образование. Очень важно так мотивировать студентов, чтобы они постоянно занимались самоподготовкой и научились учиться.

Наряду с этим студент должен знать о взаимодействии с научно-практическими организациями, в каких условиях он должен будет работать. "У нас заключено соглашение с компанией Roche, которая запросила у нашего вуза подготовку штучных специалистов по сформулированному запросу и конкретизированным компетенциям. А еще Первый МГМУ им. И.М. Сеченова открыл кафедру на базе ФГБУ НУ "Институт полиомиелита и вирусных энцефалитов им. М.П. Чумакова". Это для нас и большая гордость, и безусловная надежда на повышение качества подготовки наших студентов. Ведь этот институт — один из первых российских институтов, который стал поставлять свои вакцины и сыворотки на экспорт. Мы считаем взаимодействие с этим институтом очень и очень полезным. Работает у нас и Международная школа мастерства по аналитической токсикологии и взаимодействию с зарубежными университетами. Это очень востребованное направление, т.к. появилось множество наркотических веществ, с вредным воздействием которых нужно уметь бороться. А для этого нужны адекватные лекарственные препараты. Есть у нас и специальная программа, предусматривающая выдачу PhD-дипломов на базе взаимодействия с одним из итальянских университетов, — рассказывает профессор "Сеченовки".А еще ведется внедрение в образовательный процесс бизнес-технологий, привлечение специалистов из фармацевтических компаний, которые читают лекции и проводят тренинги. Контакты студентов с людьми, работающими в отрасли, способствуют лучшему пониманию будущей профессии. Изучение инновационных технологий судебно-медицинской токсикологии, биоинформатики, использование хроматографов и другого оборудования также вносит свой позитивный вклад в образовательный процесс".

Не могла Наталья Пятигорская не обратить внимание и на возникающие проблемы, а они есть, например, незнание законодательной базы. "До сих порсуществует такая проблема, что выпускники абсолютно не знают нормативно–правового регулирования. А это необходимо. Поэтому в прошлом году мы организовали кафедру государственной политики в области обращения лекарственных средств и медицинских изделий. Создана лаборатория проблем автотранспорта, занятого для перевозки лекарственных препаратов", — отметила заместитель директора НИИ фармации Первого МГМУ им. И.М. Сеченова.

"Мы участвуем и в чемпионатах, и в различных программах soft skills. Делается ставка и на связку "школа — вуз — отрасль". Но есть и проблемы нерешенные — в плане согласования учебных программ. Например, в рамках 2-годичной ординатуры первый год мы учим управлению аптекой, а второй год — управлению производством, что совершенно не оправданно. Тем более, если учесть, что этот второй год предполагает исключительно платную форму образования. А зачем? Никто не допустит выпускника вуза сразу управлять производством. Обучение оптовой и розничной организацией торговли лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, управление научно–исследовательской лабораторией действительно нужно выпускникам ординатуры. Поэтому считаю целесообразным разделить ординатуру на 1–й и 2–й год обучения", — заключает Наталья Валерьевна.

Эффективно работает программа многоуровневой опережающей подготовки кадров для фармацевтической специальности. В рамках этой программы создано 10 отраслевых центров компетенций, в которые входит ряд ведущих российских вузов. Совместные усилия их профессорско-преподавательского состава помогают повысить образовательный уровень студентов.

Подготовлено по материалам симпозиума в рамках XXV Российского национального конгресса "Человек и лекарство"

Марина Масляева
15.05.2018
Комментарии
Оставлять комментарии могут только члены Клуба. Авторизоваться. Вступить в Клуб.
 
Аптечный Саммит
Что происходит на фармацевтическом рынке
Аптека 2018
   
 
 
 
 
 
 
Войти
* обязательные поля
Зарегистрироваться