В начале дискуссии президент Общероссийской общественной организации инвалидов–больных рассеянным склерозом Ян Власов задался вопросом, должен ли врач заниматься только лечением пациента или ему необходимо еще знание текущего законодательства в области здравоохранения?
Он привел данные опроса, касающегося случаев, когда недостатки в законодательстве затрудняли лечение больных. Так, 78% пациентов, которые столкнулись с затруднениями при лечении, связывают это с несовершенством нормативно-правовой базы, а 69% считают, что им самим недостаточно знаний законов.
В отношении медицинских работников, 55% пациентов полагают, что они должны тоже хорошо знать законы и иметь соответствующую подготовку, 32% респондентов считают, что по необходимости, и только 12% респондентов отметили, что врач обязан заниматься своими прямыми обязанностями по оказанию помощи, а знание законодательства ему не столь необходимо.
"Конечно, врач должен, прежде всего, уметь лечить пациента. Однако сегодня много вопросов возникает по поводу маршрутизации, выбора тех или иных видов лечения. Это вопросы не самой медицины, а, скорее, организации здравоохранения", — подчеркнул Я.В. Власов. По его мнению, доктор все–таки должен знать нормативно–правовую базу.
Какие же области здравоохранения требуют скорейшего внедрения новых законодательных инициатив, по мнению самих законодателей?
Как считает председатель комитета ГосДумы РФ по охране здоровья Дмитрий Хубезов, в первую очередь особого внимания требуют такие направления, как первичное звено медицины, скорая помощь, цифровизация, телемедицина, прописанные в народной программе партии "Единая Россия". Реализация этих направлений должна, по мнению депутата, способствовать формированию в стране пациентоориентированного здравоохранения.
Его поддержал член Комитета по охране здоровья Александр Румянцев: "Основной проблемой в нашей стране является несовершенство всей системы оказания медико-санитарной помощи в целом. Если раньше была широко развита система специализированной помощи и попасть к врачу узкой специализации было нетрудно, то сегодня мы фиксируем многочисленные жалобы со стороны населения. Врачу-терапевту сложно синхронизировать лечение пациента, у которого сразу несколько заболеваний".
По его словам, в такой огромной стране, как Россия, система первичного здравоохранения должна быть дифференцирована — в зависимости от конкретных условий в регионах, от количества и плотности населения, которое обслуживается на определенной территории, она должна носить прикладной характер. "Я думаю, что в России может существовать несколько моделей, каждая из них должна быть хорошо отработана. Цель — обеспечить максимальную доступность лечебной и диагностической помощи для населения, и это должно быть закреплено законодательно", — отметил депутат.
Он еще раз подчеркнул важность реализации проекта ускоренной цифровизации здравоохранения в стране — пока ее развитие очень медленное. "Как показывает практика, это достаточно длительный процесс. Система электронного ведения пациентов, контроль средств и прочее требуют длительного обучения сотрудников. Кроме того, существует диссонанс между территориальными системами электронного контроля и федеральной системой. Они должны быть сопряжены", — отметил парламентарий.
Коснувшись темы лекарственного обеспечения, А.Г. Румянцев высказал мнение, что необходимо внесение изменений в ФЗ-323, а конкретнее, — о важности для врачей изъятия из него "медико–экономических стандартов". "Врач должен лечить пациента, исходя из клинических рекомендаций. Как только клинические рекомендации вводятся в медико–экономические стандарты, оттуда исчезают все препараты, не прописанные в инструкциях, в том числе те, которые можно применять офф-лейбл. А за этим стоят сотни тысяч пациентов, которым крайне необходимо получать правильное лечение, в том числе дорогостоящими препаратами", — подчеркнул А.Г. Румянцев.
Среди других инициатив, требующих внимания законодателей, А.Г. Румянцев высказал необходимость коррекции медицинского образования, назвав большой ошибкой отмену интернатуры.
Еще один представитель Комитета по охране здоровья Александр Петров высказал мнение, что в России, напротив, нужна вертикализация системы здравоохранения. "Необходим переход на единые стандарты лечения и оказания медицинской помощи по всей стране, независимо от места проживания пациента. Ситуация, когда пациенты в Москве получают лучшую помощь, чем в регионах, недопустима", — подчеркнул А.П. Петров. По его словам, нужно выстраивать такой цифровой контур здравоохранения, который работал бы по единым правилам. Сегодня же регионы начали внедрять свои контуры, абсолютно не подходящие друг к другу, особенно в части лекарственного обеспечения льготных категорий пациентов. Также, по мнению парламентария, необходимо создать Государственный федеральный и региональные регистры пациентов по нозологиям.
Многие выступающие отмечали важность уходить от обязательного получения статуса инвалида для получения льготного лекарственного обеспечения и ряда технических средств реабилитации.
В завершение мероприятия были приведены данные интерактивного опроса, проведенного во время работы сессии. Участников опроса спрашивали, каким вопросам нужно в первую очередь уделять внимание при обновлении законодательства в сфере здравоохранения? 45% считают наиболее приоритетным внедрение медицинских инноваций и их доступности, 29% — защиту прав пациентов, 15% — защиту медицинских работников и 11% — повышение их ответственности. Эти данные в целом подтверждают то, о чем говорили выступающие.