Старость и COVID
По мере старения все больше и больше людей будет вовлечено в это страдание. Наибольший процент болезни Паркинсона (БП) зарегистрирован среди лиц старше 75 лет — 3-4%. В нашей стране насчитывается свыше 200 тыс. больных с таким установленным диагнозом. И ежегодно в РФ будет прибывать от 20 до 30 тыс. новых пациентов в связи с возрастанием продолжительности жизни, но... Сегодня наблюдается и другая пугающая тенденция — недуг помолодел: каждый 10-й пациент заболевает до жизненной отметки в 50 лет, а каждый 20-й — до своего сорокалетия. Ученые предполагают, что виной тому ухудшение экологической ситуации. Провоцирует болезнь воздействие агрессивных химических веществ.
Есть и другая беда — примерно треть случаев БП на протяжении первых двух–трех лет заболевания остаются недиагностированными, потому что в начальной стадии проявления недуга мягкие, незаметные, неспецифичные. Проблему обострил COVID-19. Неврологи заметили, что лица, перенесшие коронавирусную инфекцию, подвержены высокому риску развития БП.
Загадочное черное вещество
Характерные проявления БП — те самые узнаваемые подергивания тела — связаны ограниченным участком головного мозга в 1-2 см. Здесь, в среднем мозге, находится черное вещество, объясняет Сергей Иллариошкин, зам. директора по научной работе Научного центра неврологии, директор Института мозга НЦ неврологии, президент Национального общества по изучению БП и расстройства движения.
Процесс поражения черного вещества связан с важнейшим нейромедиатором дофамином, который заведует нашими двигательными и некоторыми психическими функциями. Черное вещество становится бледным, поскольку нервные клетки, содержащие медиатор дофамин и пигмент нейромеланин, погибают. Дофамин идет выше ЦНС, в кору больших полушарий, и его недостаток влияет на деятельность мозга. В результате БП поражает всю нервную систему и все без исключения отделы мозга.
Три главных признака недуга
- Первый — брадикинезия: движения человека становятся медленными, он неспешно ходит, мелкая моторика ухудшается, исчезают выразительные движения мышц лица, голос звучит неестественно, поза выглядит вынужденной.
- Ригидность мышц всего тела — второй симптом. Заметно повышение мышечного тонуса, скованность.
- И, наконец, дрожание конечностей и туловища — тремор, причем наиболее заметен он, когда человек не двигается.
Перечисленные признаки для врача — диагностические подсказки. Буквально с первых шагов человека, входящего к нему в кабинет, доктор видит, чем пациент болен.
Но, оказывается, уже даже за два десятилетия до старта брадикинезии у человека появляются немоторные проявления болезни (страдает сон, появляются приступы депрессии, запоры, тревожные состояния, снижается обоняние). Но только спустя 10 лет становятся заметны отчетливые симптомы паркинсонизма. Распространенная ситуация: человек жалуется на боли в мышцах, нарушения в работе ЖКТ, чувствует неконтролируемую тревогу, ходит от одного медицинского специалиста к другому… Верный диагноз не поставлен. И только опытный доктор, заметив, что у пришедшего к нему на прием уже есть некоторая замедленность движений, изменение позы и осанки, может заподозрить БП в первых ее проявлениях. Чем раньше начать лечение, тем эффективней оно будет.
Прежде всего врач назначает препараты леводопы. Они воздействуют на обмен дофамина, того самого нейромедиатора, в котором нуждается головной мозг. И первое время лечение пациента протекает хорошо. Он реагирует на лекарства. Врачи называют этот период "медовым месяцем лечения" пациента с БП. Но спустя некоторое время становятся заметны осложнения от лекарственной терапии, когда в конце действия лексредства становится хуже состояние, пациент торопится скорее принять следующую дозу, чтобы добиться эффекта, который был вначале. В развернутой стадии БП, когда состояние ухудшения между приемами леводопы и дискинезией велики, приходится искать другие варианты терапии.
Если лекарство перестало помогать…
Когда у врача уже нет возможности контролировать состояние пациента лекарствами, применяется хирургия, рассказывает С.Н. Иллариошкин.
- Первый способ — в головном мозге проводится хирургическое вмешательство, убирающее патологическую аритмию мозга, характерную для БП. Недавно появились возможности осуществления таких операций вообще без разрезов: тысяча с лишним источников ультразвука направляется в одну точку, где осуществляется деструкция.
- Второй способ — глубинная стимуляция мозга с помощью электродов. Они вводятся посредством специального устройства в нужную точку мозга, а под кожей скальпа проводят специальные провода. Электроды соединяют с источником стимуляции, который имплантируют под ключицу, и осуществляют активацию нужных ядер в заданном режиме. Таким образом, останавливается патологическая пульсация в мозге за счет подачи наружного импульса. Подобные операции делают уже во многих медицинских центрах российских областей, для пациентов они бесплатны, поскольку проходят по квоте ВМП.
- И наконец, есть еще один метод, самый современный. Лекарства действуют дозированно, их подает в организм особый прибор. Гель поступает через помпу, которая буквально вживляется в тело.
Когда же заканчивается "медовый месяц" и приходит время переходить с простых способов терапии БП (таблетированных лекарственных форм) к более серьезным технологиям нейромодуляции — к контролируемой подаче геля либо к хирургическим операциям?
Считается, что необходимо менять тактику лечения, если человек нуждается в таблетированной леводопе чаще 5 приемов в день. Чем выше доза препарата, тем быстрее наступают серьезные осложнения.
Вторая подсказка: если периоды выключения (так называют внезапные ухудшения самочувствия пациента, когда кончается эффект действия леводопа, — вновь страдают двигательные и немоторные функции, человек испытывает боль и чувство страха) длятся более двух часов в сутки.
И третье условие — те самые насильственные движения, по которым окружающие узнают больного, не останавливаются на протяжении часа в сутки. Если врач видит все доводы в пользу решительных способов лечения, он должен рекомендовать их. Разумеется, остальные проявления болезни — депрессивное состояние, вялость, нарушения сна, импульсов контроля — также влияют на выбор метода лечения. Но самое главное — больной должен консультироваться с паркинсологом, причем лучше, если в клинике есть врачи других специальностей, помощь которых нужна в лечении — физиотерапевт, логопед, кардиолог, гастроэнтеролог. Они помогут обеспечить на долгие годы достойное качество жизни пациентов, подчеркивает эксперт.
37 помп на всю страну
Пермский край — первый регион, который смог внедрить один из самых современных методов лечения, рассказывает Юлия Каракулова, зав. кафедрой неврологии Пермского государственного медуниверситета, профессор.
Здесь 10 лет тому назад был организован центр, в котором лечат пациентов с БП. Их около 2300 человек. И 127 пациентов уже пребывают на серьезной стадии болезни — с нарушениями движений, гипокинезией, медлительностью. На поздних этапах прежние дозы лекарства не дают такого эффекта, как в начале заболевания, и возникает зависимость от ЛП. У пациента возникают избыточные движения, связанные уже не с прогрессированием заболевания, а непосредственно с действием лекарства. И, к сожалению, нейроточек, которые воспринимают нужный лекпрепарат, становится в мозге все меньше и меньше. Поэтому очень важно правильно выстроить организацию медпомощи для лечения пациентов на поздних стадиях болезни Паркинсона.
В Пермском университете удалось продвинуть один из лучших методов лечения пациентов с развернутой стадией болезни Паркинсона — применение лекарственной помпы. При приеме таблетки у человека идет разрушение лекарства ферментами прямо в желудке. Позже такая же часть действующего вещества разрушается в головном мозге, не дойдя до нужных рецепторов. Подача препарата в виде геля прямо в двенадцатиперстную кишку не позволяет ферментам ЖКТ разрушить леквещество, оно активно действует и приносит больному улучшение самочувствия. В Перми удалось выполнить установку помпы двум пациентам. Еще 35 больных получили подобное лечение в других городах России.
Больным нужна помощь юристов
Елена Хвостикова, директор центра помощи пациентам «Геном», говорит о том, что сегодня подобное высокотехнологичное лечение для большинства областей РФ остается мечтой. Даже при активной позиции врачей и главных специалистов региональные власти не спешат покупать препараты, способные вернуть к жизни пациентов с БП на развернутых стадиях.
Только когда пациенты и их родственники начинают сами активно требовать правильного лечения, которое дает больным шанс на жизнь, деньги на закупку аппаратов и лекарств выделяются. На сайте parkinson-genom.ru размещено много полезной информации, как жить с болезнью. Можно получить и индивидуальную поддержку, прислав свои вопросы по электронной почте. Но самое главное — здесь готовы предоставить юридическую поддержку: вместе со специалистами семьи смогут подать обращения в Минздрав, прокуратуру, суд, если возникают сложности с получением терапии. При многих заболеваниях новые виды лечения не предоставляются пациентам автоматически, поэтому "Геном", как организация, защищающая права пациентов, старается помочь всем нуждающимся.