Недетские трудности
Какие проблемы в нашем здравоохранении выходят на первый план и как грамотно распределить средства? Депутат Госдумы РФ, президент НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева, акад. РАН Александр Румянцев обращает внимание на самые обсуждаемые проблемы детского здравоохранения.
Первая из них — неэффективное управление. В управлении региональным здравоохранением наблюдается децентрализация, ключевые функции по охране здоровья рассредоточены по разным ведомствам, также существуют противоречия в нормативной базе. Кроме того, отсутствует закон об охране здоровья детей. Во–вторых, это дорогостоящая неоптимальная для нашей страны модель финансирования, особенно негативно проявившая себя в детском здравоохранении. Рыночные подходы и компенсации затрат медицинских учреждений, когда "деньги следуют за пациентом", приводят к разрушению медицины в сельской местности и маленьких городах, а также нарушают профилактический принцип нашего здравоохранения и систему маршрутизации пациентов при оказании помощи. Еще одна проблема — недостаточное финансирование медицинского образования и науки, приведшее к ослаблению научно–клинической базы и кадровых ресурсов. По этой причине чаще всего возникают проблемы постдипломной подготовки специалистов. Помимо прочего, мы недостаточно используем мощности социальной службы и частных медицинских организаций. Остается актуальным вопрос лекарственного обеспечения, клинических рекомендаций и стандартов оказания медицинской помощи.
Материально-техническое обеспечение детского здравоохранения тоже имеет свои проблемы. Больничный фонд устарел: почти 90% больниц построены более 40 лет назад, они не предусматривают условий для подростков. По данным Счетной палаты за 2020 год, более 50% больниц не имеют горячего водоснабжения, треть — водопровода и канализации. В половине больниц помещения не адаптированы для инвалидов, а 14% зданий находятся в аварийном состоянии. Другая масштабная проблема — дефицит педиатров и узких специалистов (хирургов, анестезиологов, кардиологов и т.д.), а дефицит участковых педиатров и врачей школьно–дошкольных отделений составляет 30%.
Нельзя не учитывать и трудности, возникшие при переходе модели детского здравоохранения от советской к современной. Так, подростки 15-17 лет переведены из взрослой сети обратно в детскую, в связи с этим требуются врачи, которые знают их особенности здоровья. Также трудности создает отсутствие социальной службы для детей, изменение критериев инвалидности, разделение экспертизы и социальной помощи. Система реабилитации детей пока развивается медленно, а уровень санаторно–курортной помощи и организованного отдыха снизился.
Сегодня для улучшения качества, доступности и комфорта медицинской помощи в нашей стране реализуется национальный проект "Здравоохранение", включающий в себя восемь федеральных проектов, один из которых — "Детское здравоохранение". За период его проведения с 2019 года удалось добиться положительных результатов. Проведены ремонтные работы и изменена инфраструктура детских поликлиник, начался вывод детских поликлиник из жилых домов. Во всех регионах нашей страны реализуется план строительства новых поликлиник. Для детских лечебных учреждений закуплено и установлено 19668 единиц оборудования, 30% из них — от отечественных производителей. В 2019–2020 гг. сданы в эксплуатацию шесть новых детских больниц – в Белгороде, Грозном, Чебоксарах и других городах. В 2021 году сдан в эксплуатацию корпус неотложной медицинской помощи в Казани, аналогичные корпуса строятся в Воронеже, Краснодаре, Ростове и Уфе. До 2024 года планируется построить 38 детских лечебных учреждений, из них 15 больниц. Кроме того, расширена централизованная закупка лекарств по программе 14 ВЗН и организован благотворительный фонд «Круг добра».
Проверки лишними не бывают
Для того, чтобы оказание медицинской помощи осуществлялось с учетом всех стандартов, объекты системы здравоохранения периодически подвергаются различным проверкам. Советник руководителя Росздравнадзора Алексей Чуршин подчеркивает, что по части контрольных мероприятий контрольно–надзорные органы проводят информирование, обобщение правоприменительной практики, самообследование, консультирование и профилактический визит (последние два – новые).
Мероприятия проходят как с взаимодействием, например, контрольная закупка, выборочный контроль, документарная проверка, инспекционный визит и выездная проверка, так и без него — проверка соблюдения обязательных требований и выездное обследование.
На периодичность планового контроля влияют реализация мероприятий по снижению риска, наличие внедренных сертифицированных систем внутреннего контроля в соответствующей сфере деятельности, предоставление доступа контрольно–надзорных органов к своим информационным ресурсам, независимая оценка соблюдения обязательных требований, добровольная сертификация и страхование рисков.
Новшеством в законодательстве стал инспекционный визит — контрольно–надзорное мероприятие, проводимое путем взаимодействия с конкретным контролируемым лицом или владельцем производственного объекта. Он проводится без предварительного уведомления и занимает по времени один рабочий день. В ходе мероприятия могут совершаться следующие действия: опрос, осмотр, получение письменных объяснений, инструментальное обследование, а также истребование документов, которые должны находиться на объекте в соответствии с обязательными требованиями.
Если проверяемый не согласен с действиями или бездействием контрольно-надзорных органов, то с 1 июля 2021 года их можно обжаловать в досудебном порядке. Это касается порядка назначения проверки, ее проведения, действий должностного лица в рамках проверки, нарушений, указанных в акте проверки, и мерами, назначенными по результатам проверки. Такая практика позволит повысить эффективность и результативность деятельности за счет оперативного выявления признаков нарушений, допущенных при проведении контрольно–надзорных мероприятий, а также принимать управленческие решения на основе объективной, оперативной и регулярно проверяемой информации, формировать отчетность и аналитические материалы по результатам контроля. Все это обеспечит прозрачность деятельности Росздравнадзора и создаст среду доверия граждан к службе.
Отметим, что при обращении в ведомство население начало активнее использовать цифровые каналы. Чаще всего людей волнуют проблемы организации медицинской помощи пациентам с хроническими неинфекционными заболеваниями, больным COVID–19 и лекарственное обеспечение пациентов с коронавирусом.
Диабет возьмем под контроль
В нашей стране сегодня действует программа 14 ВЗН, осуществляется льготное лекарственное обеспечение по другим группам заболеваний, но многие патологии требуют повышенного внимания. Одна из них – сахарный диабет. С 2000 по 2016 год смертность от СД в мире увеличилась на 5%, при этом число смертей от хронической обструктивной болезни легких, онкологии и сердечно–сосудистых заболеваний значительно уменьшилось. Сопредседатель Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Антон Данилов–Данильян подчеркивает, что болезнь выявляется все чаще и становится одной из основных причин потери трудоспособности в развитых странах для людей от 50 до 75 лет. Так, в мире диабетом страдает каждый 11-й человек, а каждый второй из них не знает о своей болезни.
С 1996 по 2012 годы в нашей стране действовала федеральная целевая программа "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями", включавшая подпрограмму "Сахарный диабет". Благодаря ее реализации продолжительность жизни при СД I типа увеличилась до 57 лет, второго — до 76 лет. Избежали ампутаций 87% больных, 80% пациентов сохранили зрение, частота диабетических ком снизилась на 0,5%. Но после завершения программы произошел резкий откат. Смертность больных выросла в два раза, средняя продолжительность жизни с СД I типа уменьшилась на 4 года, II типа — на год. Сократилось число "школ больных СД" и кабинетов "диабетической стопы и ретинопатии", оборудование в них зачастую не обновляется. Уровень обеспеченности тест–полосками п–-прежнему низок, а нормативы по оснащению ими полностью не выполняются. Для решения этих и других проблем "Деловая Россия" предлагает создать федеральный проект "Борьба с сахарным диабетом" и включить его в национальный проект "Здравоохранение". Цель проекта — увеличение продолжительности жизни больных и сокращение их смертности. Планируется создание школ для пациентов, обеспечение медицинскими изделиями (в т.ч. диагностическими средствами самоконтроля), организация работы региональных эндокринологических центров, оснащение регионов мобильными лабораториями, лекарственное обеспечение инновационными препаратами в рамках профилактики ССЗ и подготовка кадров на кафедрах и курсах эндокринологии. В настоящее время подготовлен паспорт проекта и поправки в федеральный бюджет по пилотным регионам.
По материалам пленарного заседания в рамках VIII Межведомственной конференции "ФинЗдрав"