Жизненно важны: почему перечеркнут труд нескольких месяцев?
Ситуация с перечнем четырнадцати высокозатратных нозологий еще острее: в него не включено ни одно из четырех запланированных лекарств.
Понимая остроту проблемы, Всероссийский союз пациентов обратился в Кабмин с просьбой о ее скорейшем решении.
Критерии выбора не разъяснены
Включение в список ЖНВЛП подразумевает надежное ценовое регулирование и определенные гарантии — как для пациента, так и для производителя. Препарат, отмеченный как жизненно важный, становится доступнее.
А для сегмента госзакупок статус жизненной важности является решающим. И это имеет огромное значение для жителей нашей страны, страдающих серьезными хроническими заболеваниями.
Сегодня идет речь о препаратах для терапии таких болезней, как рассеянный склероз, астма, гемофилия, гепатит типа С, ряд онкогематологических патологий, онко- и кардиозаболеваний, обращает внимание глава Всероссийского союза пациентов Юрий Жулев. Поэтому причины столь резкого сокращения рекомендованного комиссией списка лекарств понять сложно. Критерии выбора не разъяснены, а общественных обсуждений по данному вопросу, имеющему действительно жизненную важность, не проходило.
Экономическое обоснование вряд ли сыграло ключевую роль, замечает председатель ВСП. Комиссия Минздрава всегда изучает фармакоэкономическую базу для каждого препарата, не предоставить ее нельзя. Более того, рисков роста бюджетных расходов при включении рекомендованных лекарств в списки жизненно важных и четырнадцати нозологий не предвидится — скорее вероятна экономия средств.
Поэтому союз пациентов просит правительство о скорейшем включении в основные лекарственные списки всех одобренных комиссией препаратов.
Соблюдены ли права пациента и порядок формирования перечней?
"Сегодняшняя ситуация — беспрецедентная. Порядок формирования ключевых лекарственных перечней достаточно подробно описан в силу серьезности данной работы, — комментирует для МА Александр Саверский, президент Лиги защитников пациентов. — Поэтому рекомендации комиссии Минздрава всегда являлись решающими. И вдруг, "откуда ни возьмись", неожиданно появляется другой уровень принятия решений — абсолютно неизвестный и неясный. Почему?
Ни медицинское, ни фармацевтическое, ни пациентское сообщества не понимают, почему одним росчерком пера оказался уничтожен труд по меньшей мере нескольких месяцев. Фактически данный шаг приводит к целому ряду нарушений прав пациента. Кроме того, он нарушает собственно порядок формирования перечней препаратов, как списка ЖНВЛП, так и четырнадцати высокозатратных нозологий. Все это слишком похоже на возврат к положению дел, наблюдавшемуся до 2017 года. Тогда в принятии решений по лекарственным перечням происходил хаос".
За разъяснениями сложившейся ситуации Лига защитников пациентов обратилась непосредственно в Минздрав и в настоящее время ожидает ответа.