Кадры для фармации и лекарственная безопасность страны
Национальная фармотрасль продолжает наращивать мощности, поэтому в ближайшие год–два прогнозируется значительный рост потребности в специалистах. По ряду экспертных оценок, он составит около 30%. Между тем ситуация с кадровым пополнением крайне тревожная, и не только в аптеке.
Уже несколько лет подряд уменьшается число выпускников школ, сдающих единый госэкзамен по химии, а этот предмет является профильным и для фармации, и для медицины, и для ряда других специальностей, необходимых для того, чтобы пациент получил лекарство. Кроме того, минувшим летом в вузах произошел недобор на специальность "провизор", востребованную в целом спектре профессиональных направлений.
Проблема стоит остро, требует действенных и оперативных решений. Если в промышленности речь идет о "сложностях роста", неизбежно сопровождающих любое развитие, то в розничном сегменте фармотрасли накопился ряд нерешенных проблем, ведущих к оттоку сотрудников из аптек и к депрофессионализации фармации — снижению общего уровня квалификации кадров и соответствующему изменению восприятия отрасли в обществе.
Уже сейчас широко распространено мнение, что для работы в аптеке достаточно обучения в колледже, а в высшем образовании у фармдеятельности нет необходимости. Более того, все активнее звучат прогнозы о том, что аптечные организации в ближайшие годы будут вытеснены пунктами выдачи заказов. Поэтому сегодня как никогда важно найти ответ на вопрос: какие меры дадут возможность не только сохранить, но и приумножить интерес начинающих и опытных специалистов к производству лекарств и к фармацевтической помощи пациентам?
Кого ищет фармотрасль?
Первый шаг к пониманию решения задачи о кадрах — определение потребности. Точное количество специалистов сегодня определить затруднительно, однако известен качественный аспект: фармацевтический сектор нуждается в представителях целого ряда различных профессий — естественнонаучных, организационно–управленческих, инженерных и рабочих.
"Осенью 2023 года наша кафедра участвовала в мониторинге новых и развивающихся профессий, который проводил Центр развития профессиональных квалификаций ВНИИ труда Минтруда России, — рассказывает завкафедрой промышленной фармации Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, член-корр. РАН Наталья Пятигорская. — Больше половины респондентов отметили потребность фармотрасли в таких сотрудниках, как: уполномоченное лицо по качеству и специалисты по качеству (сотрудники отделов обеспечения качества); различные технологи производства, аналитики отделов обеспечения качества; среди среднего технического персонала — аппаратчики (операторы), мастера производственных подразделений и лаборанты". Этот список далеко не полный.
Эксперты из числа руководства фармацевтических предприятий сообщили, что особо востребованы представители следующих профессий:
- химики и химики–технологи;
- фармацевты и провизоры;
- специалисты в области биотехнологии;
- инженеры по валидации;
- гранулировщики, машинисты-таблетировщики, дражировщики;
- наладчики технологического оборудования;
- укладчики продукции, комплектовщики, кладовщики;
- ИТ-специалисты и специалисты в сфере маркетинга;
- разработчики и исследователи новых лекарственных препаратов.
"Сегодня компании конкурируют в кадровом вопросе как внутри отрасли, так и со смежными областями", — комментирует директор по персоналу "ГЕРОФАРМ" Антонина Зиновьева. Ведь в смежных сферах точно так же необходимы химики, биологи, технологи и многие другие специалисты названных направлений. Представителей остродефицитных профессий — фармацевтов и провизоров — ожидают не только в аптеках.
Необходимость в профильных специалистах
Сам факт нехватки фармацевтических кадров давно уже не подвергается сомнению.
"По данным одного из HR–агрегаторов, за год число вакансий рубрикатора "Фармпроизводство" выросло на треть, а количество объявлений о поиске специалистов по клиническим исследованиям — на 42%. Одновременно с этим на 20% (т.е. на одну пятую) сократился список представленных на сайте резюме фармацевтических и медицинских работников, — отмечает Настасья Иванова, директор ООО "Интер–С Групп". — Большая часть вакансий в отрасли требует от соискателей наличия фармацевтического или медицинского образования. Однако сегодня такую подготовку имеют лишь 40% специалистов, работающих в фармации".
Данную тенденцию эксперты считают справедливой и для производственного сегмента, и для аптечных организаций. "Именно дефицит сотрудников с профильной квалификацией является одной из серьезнейших проблем современной фармации, — убежден Александр Трибунский, директор по развитию образовательного портала Pharmznanie.ru. — Особое внимание хотелось бы обратить на острую нехватку фармспециалистов в сельских населенных пунктах".
Аптечные кадры: меры поддержки нужны срочно
Обеспеченность фармацевтами и провизорами на селе уже стала предметом важного решения в одном из регионов нашей страны — ХМАО-Югра. Окружная дума приняла поправки к региональному законопроекту — о выплате "подъемных" в размере 1 млн. рублей для каждого аптечного специалиста, переезжающего на работу в небольшие населенные пункты, включая ПГТ. Такой подход во многом аналогичен программам "Земский доктор" и "Земский фельдшер", и о его необходимости представители отрасли говорят уже не один год. Хочется надеяться, что полезный опыт будет оценен по достоинству, и подобные программы для фармработников начнут появляться в других субъектах.
Поддержка требуется и сотрудникам аптечных организаций в городах. Сами аптеки делают все от них зависящее, но этого недостаточно, необходим системный подход и комплекс мер, действенных и полезных для развития фармации.
"Если ситуацию с кадрами в фармации не называть критической, то будет сложно охарактеризовать ее как-то по-иному, особенно в регионах Центральной России, — констатирует Акоп Варпетян, директор по развитию аптечной сети и франшизы "Аптека Фарма". — Абсолютно все аптечные организации — крупные и малые, сетевые и независимые — остро чувствуют даже не недобор квалифицированных специалистов, а дефицит персонала, невзирая уже на подготовку и профессионализм. Людей просто катастрофически не хватает! А выпуск провизоров и даже фармацевтов из года в год сокращается".
Заинтересовать будущих специалистов
Еще один важный момент — причины кадрового дефицита. Они различны и иногда могут быть даже положительными: при росте производственных мощностей временная нехватка специалистов образуется обязательно. Но она будет именно временной. Недостаток сотрудников определенных профессий в подавляющем большинстве случаев связан с отрицательными факторами, включая сложные условия труда, малое количество социальных гарантий и низкий престиж специальности.
Для промышленности, правда, речь идет скорее не о популярности в обществе, а о слабой информированности будущих специалистов. Условия труда в фармацевтических компаниях стараются улучшать регулярно, обращая внимание на профессиональное развитие и новичков, и уже опытных сотрудников. При этом студент фармфакультета зачастую может не знать, что на заводе в его домашнем регионе есть лаборатория по разработке и исследованиям новых препаратов. Поэтому работу с молодежью наши собеседники назвали одной из важнейших задач на сегодня.
"Для обеспечения отрасли квалифицированными кадрами необходимо работать с молодым поколением, увлекая, рассказывая о профессиях фармпромышленности, — уверен Юрий Троянкин, директор по персоналу и организационному развитию ГК "Промомед". — Показывать красоту и важность работы, рассказывать о том, что от деятельности таких предприятий зависят жизни и судьбы людей. Потому что именно фармацевтические компании производят лекарства, позволяющие спасать пациентов и улучшать качество их жизни".
Рост и развитие как жизненная необходимость
В аптечных организациях обстановка значительно сложнее: и школьники, и студенты нефармацевтического профиля воспринимают аптеку как "магазин по продаже лекарств", фактически не видя основную часть труда фармацевта и провизора. А у торговли нет индивидуальности, справедливо замечает Наталия Елисеева, председатель Ассоциации фармацевтических работников Сахалинской области. Сложно привлечь молодых специалистов в отрасль, представленную лишь функцией розничного отпуска. Производственный же отдел будет интересен не только семи-восьмиклассникам, но и ученикам выпускного класса, готовящимся к единому госэкзамену.
Поэтому поддержка и воссоздание РПО по всей стране является одной из главных гарантий будущего фармации, ее сохранения, развития и предупреждения пессимистичного сценария, при котором классическая аптека вытесняется пунктами выдачи заказов. Без какой-либо специализированной фармацевтической помощи и гарантий качества для пациента.
А еще специалистам необходимо движение вперед. На первый взгляд, именно здесь фармацевты и провизоры обеспечены широчайшим спектром возможностей, ведь у них есть обязательное непрерывное образование.
Однако на практике данный процесс зачастую превращается в формальность либо организуется так, что нередко приводит к перегрузкам работников и перебоям в нормальном функционировании аптеки.
"Не могу не сказать и о системе НМиФО: она сейчас крайне формализована… Кстати, это не только личное мнение, так считают большинство врачей и провизоров по результатам неоднократно проведенных опросов, — замечает Николай Беспалов, директор по развитию аналитической компании RNC Pharma. — Более того, в рамках этой образовательной системы "расцвело" значительное количество маркетинговых активностей, когда до аудитории доносится не взвешенное мнение по каким–то вопросам, а продвигаются позиции конкретных интересантов. Так что система требует определенного реформирования и дальнейшего развития. В общем и целом, задачам повышения квалификации персонала она сейчас отвечает только отчасти".
На создавшуюся ситуацию обращают внимание не только эксперты фармотрасли. По инициативе Общественного совета при Росздравнадзоре буквально недавно, в феврале с.г. в Общественной палате РФ при участии представителей Госдумы, Минздрава, Рособрнадзора и ряда других организаций состоялась дискуссия по вопросам качества НМиФО. В ходе встречи было отмечено, что существующие требования не гарантируют должной подготовки и оставляют возможности для деятельности недобросовестных участников, а подлинное обучение зачастую подменяется формальными процессами. Все это снижает уровень профподготовки специалистов в сферах медицины и фармации, следовательно, влияет на доступность, безопасность и качество медпомощи пациентам. И, разумеется, на ситуацию с лекарственным обеспечением населения.
Вернуть интерес и сохранить профессию
Еще один «камень преткновения» для фармации — фактическое уравнивание различных профессий и уровней образования. Дипломированный провизор, за годы учебы в вузе приобретший широчайший спектр фундаментальных знаний, сталкивается с тем, что на практике для его компетенций может не оказаться "точек приложения", и он вынужден выполнять ровно те функции, которые поручаются сотруднику после колледжа. Данной ситуацией во многом обусловлено сокращение числа абитуриентов.
Между тем интерес к университетскому обучению именно по фармацевтическому профилю можно возвратить и приумножить вместе со значительным количеством жизненных и профессиональных перспектив для будущих специалистов. "Абитуриенты, поступающие в вуз на факультет или отделение фармации, должны четко представлять, что деятельность провизора не ограничивается функциями "первостольника", — обращает внимание Артур Гайсаров, доцент кафедры управления и экономики фармации Башкирского госмедуниверситета. — После получения диплома они смогут работать и по другим интересным для них направлениям: в больничных аптеках, в сфере закупок лекпрепаратов и медизделий, в области научных исследований и разработки новых лекарств, на госслужбе в сфере здравоохранения, на руководящих должностях фармацевтических предприятий (оптовых и производственных). И это далеко не все возможные варианты профессионального пути. Подготовка провизоров на уровне вузов требует также постоянного совершенствования учебных планов в части тех предметов, которые студенты осваивают по своему выбору".
Ведь провизоры необходимы не только фармации, но и здравоохранению в целом. И данную профессию нужно сохранить, пока это еще возможно.
Социальные гарантии для жизненно важной отрасли
Произошедшее на стыке тысячелетий "выдавливание" фармации в область торговли противоречит самой природе отрасли: она была и остается наукоемкой, потому может полноценно функционировать только в пределах здравоохранения и тесном взаимодействии с наукой и образованием. Кроме того, необходимо смотреть в будущее. Ведь, как верно замечает Наталья Пятигорская, вопрос не только в количестве специалистов, которые требуются, но и в их опережающей подготовке, чтобы знания и умения не устаревали за время обучения.
Эти факты стали уже очевидны, и многие предприятия предлагают собственные внутренние учебные программы, предоставляют сотрудникам возможности обучения в магистратуре и аспирантуре. Важен и обмен опытом: на стыке исследований и практики могут появиться те открытия, которые не родились бы, если бы научный и "производственный" сегмент пытались создать их обособленно, вне диалога. Аптекам значительно сложнее, чем крупным производствам, но и они изо всех сил стараются действовать в данном направлении, улучшая одновременно условия труда.
Однако ресурсы не всегда достаточны и «точечными» усилиями кадровую проблему фармотрасли не решить — она слишком масштабна и требует изменения ряда принципиальных подходов. «Чтобы привлечь специалистов не только в отдельную аптечную организацию, но и в отрасль в целом, необходимо повышение контрольных цифр приема по специальности "Фармация", и как воздух нужны социальные гарантии в фармацевтическом секторе, важной составляющей системы здравоохранения, — убежден Александр Трибунский. — И еще давно назрела необходимость ввести новую специальность — "клинический провизор".
Отдельная работа должна вестись по повышению престижа профессий (в первую очередь, для аптечных организаций), по поддержке фармацевтических вузов, факультетов и отделений, их студентов и преподавателей, а также уже практикующих профессионалов.
В противном случае прогноз неутешителен: уже сегодня наличествует тенденция к снижению популярности работы в фармпроме. Что же говорить об аптеках, где условия труда зачастую значительно сложнее, а социальные гарантии в сфере здравоохранения фактически отсутствуют не одно десятилетие?
Ведь фармация, как и медицина, — отрасль исключительно необходимая. И жизненно важная для здоровья каждого.
Потребность в кадрах в фармацевтической отрасли оценивать достаточно сложно, ведь на нее влияет много факторов — в частности, место расположения производственной площадки (индустриальный кластер, близость к городам с университетами и т.д.), размер производственных мощностей, характер выпускаемой продукции.
Процесс качественного высшего образования по специальности "Фармация" не менее трудоемок для студента, чем, например, приобретение высшей медицинской квалификации и диплома врача. При этом необходимо учитывать некоторые организационные аспекты.
Если ситуацию с кадрами в фармации не называть критической, то будет сложно охарактеризовать ее как–то по–иному, особенно в регионах Центральной России.
Устойчивый рост фармпромышленности, который не остановился даже на фоне сложной геополитической обстановки, требует значительного увеличения числа сотрудников с профильным образованием. Прогнозируется, что в ближайшие годы рост потребности в кадрах составит до 30%.
Снижение уровня безработицы, рост ОПК и сопутствующих секторов промышленности и машиностроения привели к оттоку кандидатов в другие, более доходные отрасли. Заметнее всего это чувствуется среди производственного персонала. Снижается качество кандидатов при повышении их стоимости.
Производство лекарственных препаратов — это не только промышленность в строгом смысле этого слова. Каждое предприятие фармотрасли стремится предложить специалистам здравоохранения наиболее современные терапевтические решения и тем самым способствует развитию фармацевтической и медицинской помощи.
Точных данных о численности сотрудников аптечного сегмента у нас нет (как, предполагаю, нет ни у кого). По оценкам участников фармрынка, эта цифра составляет от 200 до 300 тысяч человек — из расчета 77 тысяч аптек, по 3-4 сотрудника в каждой.
2020 год внес свои коррективы в нашу повседневную жизнь, и в последние несколько лет мы осваивались в новых реалиях, в том числе и на кадровом рынке. Причем во всех индустриях и отраслях, включая фармацевтику.
Кадровый вопрос в фармацевтической промышленности остаётся актуальным и сегодня: у компаний существует потребность в обеспечении квалифицированными сотрудниками разных направлений и компетенций. Например, для производственной площадки поиск кандидатов на отдельные позиции иногда достаточно длителен в связи с дефицитом таких специалистов.
Кадровый вопрос остается актуальным — и даже острым — на всех предприятиях отечественной фармпромышленности. Прежде всего это связано со спецификой нашей отрасли.
В настоящее время компании фармацевтической отрасли наращивают мощности и расширяют производство, что провоцирует высокий градус конкурентной борьбы за сотрудников.
Вопросы обеспеченности квалифицированными кадрами в фармотрасли стоят очень остро, причем уже лет десять–пятнадцать. В основном они связаны с активным развитием инфраструктуры (и в сегменте промышленности, и в рознице): как только инфраструктурная составляющая начала активно развиваться, возникли проблемы с количеством соответствующих кадров.
Точных данных о численности сотрудников аптечного сегмента у нас нет (как, предполагаю, нет ни у кого). По оценкам участников фармрынка, эта цифра составляет от 200 до 300 тысяч человек — из расчета 77 тысяч аптек, по 3–4 сотрудника в каждой.