Гандель Виктор Генрихович
Член–корр. Международной академии интеграции науки и бизнеса (МАИНБ), к.фарм.н.
Доминирование в логистике женщин логично. Им всю сознательную жизнь приходится "логистировать" во времени и пространстве: оптимизировать семейные расходы, время на работу, обслуживание супруга (друга), ведение домашнего хозяйства и воспитание детей, расстояние от дома до садика, от садика до работы, от работы до магазина и от магазина до дома, от плиты к столу и обратно и т.д., и т.п.
И хотя этот процесс скорее интуитивно–практический, чем научно обоснованный, его постоянство на бытовом микроуровне является основой, позволяющей женщине быстрее освоить каноны профессиональной логистики как существенного элемента практически любого бизнеса, а фармацевтического в особенности, поскольку расстояние и время являются для лекарственной продукции величинами критичными. Руководят подразделениями логистики в фармации, как правило, мужчины. Пока.
Центрами логистических компетенций (фармацевтическими хабами[1]) являются мировые оптовые звенья — независимые посредники между производством и реализацией фармацевтической продукции и услуг, обойтись без которых пока не получается, хотя отдельные прямые поставки практикуются.
Количество абсорбируемых дистрибуторскими компаниями заказов варьирует от нескольких тысяч до нескольких десятков и даже сотен тысяч в день в зависимости от "мощности" оператора. В 2017 г. фармацевтические дистрибуторы ЕС обрабатывали в среднем около 25 тыс. заказов ежедневно, США — более 30 тыс., с учетом значительных поставок в Канаду.
Применение современных технологий позволяет сократить время обработки заказа (от получения заявки до отправки товара) до 30–45 мин; при этом примерно 25% компаний используют режим ночного отбора.
Количество ежедневных поставок в аптеки (без учета госпитального снабжения), выполняемых, например, одним дистрибутором в США, составляет в среднем 1,95; в ЕС — 2,36. В большинстве стран Евросоюза обслуживание аптек осуществляется 1–3 раза в день, в Финляндии и Швеции — не более одного, в Австрии, Германии и Испании — до 5 раз.
Дефектура по отдельным индивидуальным рецептам, как правило, отсутствует. Редкие случаи устраняются поставками из ближайших аптек или курьером в аптеку предъявления рецепта, нередко в присутствии ожидающего препарат пациента (в случае cito!).
Почему приходится все это перечислять? Да потому, что основной груз отнюдь не легких манипуляций в оптовом звене ложится на плечики сугубо женского персонала, величина присутствия которого в этом разделе фармации колеблется от 65 до 80%. Речь идет не только о профессиональном фармацевтическом, но и вспомогательном персонале, вплоть до водителей погрузчиков.
Конечное звено фармацевтического ритейла — розничные продажи, наиболее распространенный способ реализации лекарственных средств. Для оказания этой услуги на всех континентах трудятся около 4,6 млн фармацевтов, более половины из них — женщины. Таким образом, сегодня пациента за мировым аптечным прилавком преимущественно встречает самый образованный и самый привлекательный в мире персонал по оказанию реальной фармацевтической помощи.
В целом женщины составляют около 40% глобальной расчетной численности работающего населения планеты: в секторе здравоохранения ее величина превышает 75%, что делает прекрасный пол незаменимым поставщиком медицинских и фармацевтических услуг.
Международная фармацевтическая федерация (МФФ, FIP) совместно с Королевским фармацевтическим обществом Великобритании (RPSGB) инициировала долгосрочный проект по мониторингу трудовых ресурсов (Global Workforce Observatory). В 2012 г. к юбилею МФФ ими был подготовлен третий по счету обзор о развитии трудовых ресурсов в фармацевтической сфере (2012 Global Pharmacy Workforce Report), наиболее полный по сбору данных из 90 стран[2].
В соответствии со средней выборкой по исследованным странам на 10 тыс. населения планеты приходится 5,9 фармацевта в ритейле. Для Европы этот показатель составляет 8,8, для стран с наиболее высоким уровнем ВВП на душу населения (по классификации Мирового банка) — 10.
В целом по всей совокупной выборке занятость фармацевтов по профилю специальности составляет примерно 80%, по европейским странам — 84%, остальные трудятся не в сфере фармации: 55% всех специалистов с фармацевтическим образованием работают в розничных аптеках, 18% — в госпиталях (лечебно-профилактических учреждениях), 10% — в фармацевтической промышленности, 5% — в академической (научно-педагогической) сфере, 5% — в регуляторной.
Соотношение женщин и мужчин в фармации в региональном разрезе по классификации ВОЗ и статистическим докладам ВФФ «Трудовые ресурсы» выглядит следующим образом[3]: Европа — 71/29%, регион Америки — 67/33%, регион Юго-Восточной Азии — 57/43%, регион Африки — 39/61%, регион Восточного Средиземноморья — 37/63%, регион Западной части Тихого океана — 55/45%.
Рост женского присутствия в фармации сопровождается совершенствованием регуляторной нормативной базы, значительно улучшающей фармацевтическую деятельность в соответствии с требованием времени и возросшими запросами потребителей.
В основе фармацевтического законодательства стран — членов ЕС, например, лежит Копенгагенская декларация, принятая на Европейском форуме фармацевтических обществ в мае 1994 г., ставшая эталоном надлежащей фармацевтической практики на рынке услуг фармацевтической розницы. В составе рабочей группы по разработке документа наряду с профессионалами мужчинами принимали активное участие женщины–фармацевты МФФ, ВОЗ, Фармацевтической группы Европейского Союза (Pharmaceutical Group of the European Union), некоммерческого партнерства Euro Health Group и др., а также неутомимая г–жа Кармен Пенья (Carmen Peña), прошедшая путь от первостольника мадридской аптеки до магистра фармации, 20 лет проработавшая на разных позициях в МФФ, включая должность вице-президента, генерального секретаря и впоследствии избранная президентом на два двухлетних срока подряд.
Руководителями аптек, а в ряде стран и их собственниками, могут быть только дипломированные фармацевты, где большинство составляют мужчины: примерное соотношение — 80:20.
ОПОРА НА СРЕДНИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЛ
Наряду с профессионалами важную роль в фармацевтической рознице выполняет средний фармацевтический персонал. В странах третьего мира (развивающихся странах) указанные работники восполняют нехватку фармацевтов, в странах с высоким уровнем доходов осуществляют вспомогательные функции и высвобождают время фармацевтов для более квалифицированной работы — консультаций и профессионального обслуживания пациентов.
Опора на средний фармацевтический персонал аптек сегодня является мировой тенденцией, повышающей роль и авторитет как дипломированных специалистов, так и аптечного сервиса в целом. В разных регионах мира таких специалистов называют по–разному, однако МФФ в качестве обобщающего использует термин "фармацевтический техник" (pharmacy technician). Фармацевтический техник является ассистентом (помощником) фармацевта, выполняющим целый ряд вспомогательных функций, прежде всего, размещение и укладку товарных запасов, их компьютерную обработку, отпуск безрецептурных препаратов, медицинских изделий, предметов ухода за больными и др.
В развитых странах фармацевтические техники работают под руководством дипломированных фармацевтов, в странах третьего мира — функционируют самостоятельно.
В составе работников аптек разных стран соотношение фармацевтов и техников существенно варьируется: в регионе Америки доля техников составляет 28%, в Европе — 43%, в Африке и странах Юго-Восточной Азии — 57 и 68% соответственно.
Принципиальное наблюдение: большинство из них — молодые женщины. Одним из таких фармацевтов-техников была в свое время известный автор 80 увлекательных детективов Агата Кристи, служившая в госпитальной аптеке. Именно там она задумалась о том, чтобы написать свой первый детективный роман.
Акцентирование внимания медицинского и фармацевтического экспертного сообщества на проблеме ответственного самолечения, заострившего интерес общественности к этому виду терапии в 70–е гг. прошлого столетия, привлекло в фармацевтический ритейл дополнительно множество женщин, что существенно улучшило имидж аптеки.
Ответственное самолечение (responsible self-treatment) — это разумное применение самими пациентами лекарственных средств, находящихся в свободной продаже, с целью профилактики или лечения легких расстройств здоровья до (или вместо) оказания врачебной помощи. Поэтому во многих странах мира в первые три дня заболевания больничный лист не требуется и человек имеет возможность отлежаться, используя для лечения привычные средства.
Анализ возникшего тренда показал, что в связи с распространением концепции самолечения в аптеки, минуя врача, стало обращаться все больше потребителей при появлении у них неопасных симптомов. Это позволило аптечным работникам предложить им, помимо приобретения лекарств, новые виды услуг: определить содержание холестерина или сахара в крови, измерить артериальное давление, ознакомиться с санитарно–просветительной литературой и пр.
Специалисты, изучив поведение мужчин и женщин — руководителей аптек, фармацевтов и их помощников, пришли к выводу, что женщины чаще и с большей охотой (мотивацией) принимают непосредственное участие в консультировании посетителей аптеки и получают от этого больше удовлетворения, чем их коллеги–мужчины[4], что объясняется, по-видимому, генетически присущим им чувством эмпатии и материнским инстинктом. В свою очередь и пациенты аптек чаще и охотнее контактировали с фармацевтами–женщинами. Более того, они нередко требовали, чтобы в роли консультанта выступала именно фармацевт-женщина, полагая, что в этом случае консультация будет более полной и исчерпывающей. А о том, что женщинам — посетительницам аптек (коих подавляющее большинство) — комфортнее общаться именно с фармацевтом-женщиной и говорить не приходится.
В результате владельцы аптек стали охотнее принимать на службу женщин, предлагая желающим гибкий график для удобства работы. В 1976 г., когда президентом Американской фармацевтической ассоциации впервые избрали женщину, было официально разрешено фармацевтам–женщинам трудиться неполный рабочий день, чтобы у них оставалось время на семью и воспитание детей. В результате к 1980 г. среди выпускников колледжей и университетов, получивших квалификацию фармацевта, число женщин перевалило за половину.
С тех пор количество женщин–аптекарей в США непрерывно росло с каждым годом, в т.ч. среди владельцев аптек: сегодня эту позицию занимают свыше 10% выпускников высших фармацевтических учебных заведений страны.
Особо следует отметить значительный прогресс в деле становления гендерного равенства в мусульманских странах, где государство сегодня не препятствует женщине получить надлежащее фармацевтическое образование как в собственной стране, так и за ее пределами. Несмотря на то, что мусульманские дамы продолжают в ряде стран носить паранджу и водить автомобиль с затемненными стеклами, дабы никто не увидел их лиц, современные власти не могли проигнорировать роль слабого пола в мировой фармации. Например, в крупнейшей стране государственного ислама — Индонезии, четвертой стране мира по численности населения, 69,4% фармацевтов — женщины, 30,6% — мужчины.
Убежден, что в мире сформировался определенный стереотип современной женщины–фармацевта (провизора), в особенности руководителя: строгость, деловитость, целеустремленность, ухоженный внешний вид, стильная модная одежда, опрятность и чистота во всем. При этом вовсе не обязательно обладать внешностью модели: если грамотно организовать продажи и рекламу, следить за фармацевтическим порядком, дружить с поставщиками и регуляторами, то к вам обязательно придут покупатели, которые со временем могут приобрести статус лояльности даже без особых финансовых преференций. Главное — быть уверенной в себе!
А теперь, внимание, вишенка на торте. Футурологи назвали специальности, на которые не стоит учиться: они вскоре станут не нужны в результате перехода человечества в цифровую цивилизацию. Среди них фармацевт (провизор), поскольку лекарства, если они вообще останутся, будут приобретаться, минуя аптеки — через виртуальные пространства, которых может появиться несметное множество[5]. Другими словами, любое лекарство, даже рецептурное, можно будет получить, не вставая с дивана. Уверен, что если подобное случится, последними, кто откажется стать фармацевтом, будут именно женщины: столь велико их сродство с этой благородной профессией.
АКАДЕМИЧЕСКАЯ (НАУЧНО–ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ) ФАРМАЦИЯ
И коротко о главном. Известно, что в основе всего сущего лежат образование и наука, без которых невозможно сохранить здоровье и построить процветающее общество. Фармацевтическая наука и фармацевтическое образование, неразрывно связанные и объединенные системой развития цивилизации, являются ее важнейшими цементирующими составляющими.
В течение последних 10 лет МФФ совместно с ВОЗ осуществляет проект по сбору информации о фармацевтических учебных заведениях — университетах, колледжах, школах и факультетах в глобальном масштабе (FIP–WHO Global Survey ofPharmacy Schools). В декабре 2017 г. по результатам исследований был опубликован отчет этих уважаемых организаций о состоянии системы фармацевтического образования — FIPEd Global Education Report, охватывающий статистические данные о ситуации в 109 странах, а также результаты анализа основных тенденций его развития на примере 14 стран[6].
Было установлено, что в составе трудовых ресурсов развивающихся стран основную часть составляют мужчины, в то время как в числе студентов больше женщин. Европа лидирует среди всех экономически успешных регионов по занятости женщин в фармацевтической сфере, их доля в составе выпускников превышает 70%. В среднем по всем 109 обследованным странам женщины составляют 61% среди выпускников фармацевтических учебных заведений и 55% — в составе лицензированных фармацевтов, обладающих правом аптечной работы.
Лидером по числу фармацевтических школ, колледжей и факультетов, а также их выпускников, является Индия (1026 и 66,4 тыс. чел. соответственно в год); далее следуют Китай (450 и 17,3 тыс. чел., где относительное присутствие женщин самое высокое в мире), Бразилия (417 и 9,0 тыс.), США (129 и 12,7 тыс.), Япония (74 и 9,9 тыс.) и др.
Повсеместный рост потребности в специалистах фармацевтического профиля привел к расширению системы фармацевтического образования. Это особенно заметно в США, где увеличился набор абитуриентов в университетах, традиционно выпускающих фармацевтов, а также открылся целый ряд новых факультетов, в которых девушки сегодня составляют большинство.
Аналогичные процессы наблюдаются и в странах Европы. Так, в Великобритании в период с 1999 г. по 2017 г. число фармацевтических школ увеличилось с 12 до 28, а общее количество студентов выросло в 2,7 раза — также с пропорциональным превалированием женщин.
Что касается профессорско–преподавательского состава системы профессионального фармацевтического образования, то превосходство женского пола в ней несомненно: в среднем гендерное соотношение здесь составляет 75:25. Есть страны, где женщины — преподаватели фармации — представлены подавляющим большинством — до 90% коллективов школ, колледжей, университетов, факультетов, кафедр и лабораторий. Россия в их числе.
Человечество по мере необходимости пока обречено посещать аптеку. Но задумывается ли оно о том, что за аптечными витринами и прилавками, между стеллажами открытой выкладки, каждый день и час миллионы трудовых, "образованных", неутомимых женских ножек разного размера, полноты и возраста по всему миру без устали отмеривают десятки, сотни, тысячи километров, чтобы в конце этого пути отпустить то, за чем вы пожаловали в аптеку, — необходимое лекарственное средство или предметы ухода за больным. Не забывайте этого никогда!
-----
[1] Хаб — фиксированный центр (узел) логистических направлений, представляющих собой единое специализированное пространство для консолидированной приемки и поставок продукции заинтересованным потребителям (например, лекарственных препаратов аптекам).
[2] Источник: www.fip.org
[3] Источник: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5057428/
[4] Источник: http://www.apteka.ua/article/325138
[5] Источник: http://old.sntat.ru/eto-interesno/38091-professii-kotorykh-ne-stanet-uzhe-cherez-20-let
[6] Источник: http://www.ucl.ac.uk/pharmacy/documents/fip_ed-report-dec-2017.pdf