25.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
25.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Фармрынок // Государственное регулирование

XXI век: Новая фармацевтическая реальность

Ситуация V. Суверенная фармация России (ч. 2)

Гандель Виктор Генрихович
Член–корр. Международной академии интеграции науки и бизнеса (МАИНБ), к.фарм.н.

Вместо того чтобы инициировать реинжиниринг процесса допуска лекарственных препаратов на полки продуктовых супермаркетов, обеспечить взаимопроникновение с эффектом синергии двух внешне как бы схожих, но внутренне совершенно противоположных бизнес-процессов с учетом интересов, прежде всего, субъекта потребления и гражданского общества в целом, вопрос был отдан на откуп Минпромторга, который пошел по пути известного "простейшего" решения.

При этом Минздрав, отвечающий за здоровье, — против, Минпромторг, отвечающий за промышленность и торговлю, — за, третейский судья — ФАС — пока на стороне последнего. Вот и ответьте с трех раз — кто из них прав.

Эдвард Деминг, один из отцов японского экономического чуда, характеризуя положение дел в современном менеджменте, отмечал: "Если в организации есть проблемы, то на 98% в этом виновата система и только на 2% — люди".

Это известное определение как нельзя лучше характеризует ситуацию, когда высшее руководство не утруждает себя проблемой вовлеченности в процесс с целью поиска оптимальных решений на основе накопленного мирового опыта или апробации собственных нестандартных подходов. Не пытаясь выявить и устранить причины системных ошибок, а также не желая "раскачивать лодку", высшее руководство демонстрирует собственное бессилие в борьбе с системными проблемами, предпочитая сваливать неудачи на нехватку опыта, превратности судьбы, кризис (форс–мажор), невезение или недостатки персонала, который само в той или иной мере подбирало и т.д. Принятие подобной проигрышной, негативной позиции неуклонно ведет к постепенному падению личной ответственности, мотивации и авторитета, неуклонной системной деградации и еще большим проблемам.

Помните, чем закончилось в начале 90–х обсуждение возможности ношения гражданами России огнестрельного оружия по примеру того, как это предусмотрено Второй поправкой к Конституции США? Правильно, категорическим отказом из-за опасности повсеместных в стране неконтролируемых перестрелок по поводу и без.

Как реакция на сложившуюся ситуацию Национальный медицинский исследовательский центр профилактической медицины (НМИЦПМ) при поддержке компании Bayer представил концепцию ответственного самолечения (ОСЛ), включающую перечень заболеваний и симптомов, при которых пациент может самостоятельно, без назначения врача, приобретать необходимые медикаменты для лечения. Этот программный документ описывает важные и необходимые меры для снижения смертности за счет изменения образа жизни человека. "Мы прилагаем все усилия, чтобы этот документ был принят как можно скорее", — подчеркивает генеральный директор ФГБУ "НМИЦ кардиологии" Минздрава России, член–корр. РАН, главный внештатный специалист по профилактической медицине Сергей Бойцов[1].

Не совсем понятно присутствие в концепции транснационального фармацевтического гиганта, занимающего первое место по стоимостному объему продаж на фармацевтическом рынке России (на втором — Novartis, на третьем — Teva). Будем предполагать наличие непреодолимого альтруизма в данном случае.

К сожалению, до сих пор власть предержащие мало что понимают в фармации, в особенности в фармацевтическом менеджменте, зато все понимают в «фармацевтике» все: отсюда море существующих проблем и океан приближающихся. Удивляет непонятная и невнятная позиция в этом вопросе Федеральной антимонопольной службы: ведомство объективно стоит на страже интересов потребителя, общества и государства. Оно заботится о свободе конкуренции, для чего, собственно, и создано. Но в аптечном ритейле конкуренции и так предостаточно: не всегда, правда, честной и прозрачной, зато жесткой и порой бескомпромиссной.

Продовольственный ритейл не идет ни в какое сравнение с отпуском лекарств аптечной системой: разнокалиберное, часто меняющееся руководство с палитрой самого разнообразного образования или без такового; разношерстный, непостоянный, ненадежный, недостаточно квалифицированный персонал; запутанная система коммерческого подкупа; ущербное санитарно–эпидемиологическое «благополучие» предприятий торговли; постоянные нарушения технических регламентов, отсутствие надлежащих стандартов приемки, хранения и реализации продукции, подделок в которой неимоверное количество — импортозамещение, в особенности в сегменте молочных продуктов, в частности, сыров, творога, сливочного масла, превышает по фальсификации все разумные пределы.

Термин "качество продовольственной продукции" не формализован и не закреплен законодательно.

Неужели ФАС России не может взять в толк, что конкуренция продовольственного и фармацевтического ритейла — это конкуренция боксера с виолончелистом или штангиста с декламатором. Их примитивное "скрещивание" не решит ни проблему снижения цен, ни упрощения доступности лекарств. Зато кратно увеличит риск хищений (в т.ч. детьми, персоналом магазинов и пр.), появления на полке контрафактных, просроченных, фальсифицированных или подмененных препаратов, лекарственных средств с поврежденной или вскрытой упаковкой, полностью или частично утративших активность в результате возможных нарушений режимов хранения и просто небрежного отношения, а также избыточной микробной обсемененностью (это точно будет!), чего не найти в аптечной рознице.

Главное — одному из лучших достижений советского здравоохранения — сложившейся аптечной системе оказания фармацевтических услуг, и без того испытывающей возрастающие трудности ввиду неправомерного и недостойного лишения ее статуса учреждения здравоохранения, будет нанесен неприемлемый ущерб, способный разрушить понятные и привычные населению функции предоставления лекарственного пособия.

Так как же поступить в этом случае правильно, как совместить законные интересы потребителя и других игроков нашего доморощенного (читай суверенного) "капиталистического" рынка?

Логика подсказывает, что прежде чем "погрузить" потребителя в стихию непредсказуемого лекарственно–продовольственного товарооборота, разумнее было бы избрать приемлемый, современный, достойный вариант его реализации, минимизирующий риски неконтролируемого приобретения и потребления лекарственных препаратов, многие из которых недостаточно известны даже врачам, и исподволь, постепенно, подготовить нашего слабо предсказуемого потребителя к более эффективному и контролируемому ответственному самолечению, как это произошло в развитых странах (на что ушли годы проб, ошибок, неудач и достижений).

И, как оказалось, такой вариант не только возможен, но и, по–видимому, может приобрести весьма зримые очертания. Проследим развитие данной опции, прислушавшись к беседе двух интересантов, состоявшейся в одном из офисов крупного продовольственного ритейлера, где Иван Иванович и Иван Никифорович под рюмочку обменивались мнениями по поводу осложнившейся международной обстановки, политических и экономических решений госорганов и мер, которые следовало бы предпринять для сохранения бизнеса.

Краткая предыстория. Оба почтенных джентльмена познакомились на 9–м ежегодном инвестиционном форуме "Россия зовет", состоявшемся 24 октября 2017 г. под девизом "Управлять сложностью, контролировать риски". Указанная тематика как нельзя лучше соответствовала целям их беседы, в которой бизнесмены изыскивали пути концентрации усилий в направлении развития собственных компаний в условиях перманентного роста цен на все и вся, ужесточения конкуренции, усиления налоговой нагрузки и падения покупательной способности населения.

Итак, подслушанный диалог.

Иван Иванович (И.И.): Никифорыч, дорогой, ситуация усложняется, НДС увеличивают, EBITDA сокращается, рентабельность падает, котировки — хуже некуда, население перешло на режим экономии, на средний чек больно смотреть, кассовый разрыв в зашкале. Мои друзья в "Притяжении" и "Крен5" тоже жалуются, подумывают об изменении стратегии. Как говорил один "авторитетный" персонаж известного криминального сериала, "любовь приходит и уходит, а кушать хочется всегда". Как жить то будем?

Иван Никифорович (И.Н.): Не только кушать, Иваныч, но и лечиться, лечиться и еще раз лечиться. Проблем хватает, что–то делать надо, сидеть сложа руки нельзя.

И.И.: Что предлагаешь?

И.Н.: Надо искать новые форматы, старые уже не проходят. Давай–ка попробуем объединить наши бизнесы под одной крышей.

И.И.: Как это?

И.Н.: Да очень просто. Сформируем единое юридическое лицо, построим или возьмем в аренду помещение, оформим документацию и вперед, с песней.

И.И.: С какой еще песней?

Н.Н.: Да с любой, "попытка номер пять", к примеру…

И.И.: Но у тебя лекарства, а у меня продукты. Как их поженить?

И.Н.: Да очень просто. Я все продумал. Выйдем на регуляторов, предложим им внести изменения в закон о лекарствах, разработать образец комплексной (комбинированной) лицензии на реализацию лекарств и продуктов питания в едином торговом пространстве, наберем соответствующий персонал, ты — продавцов, я — фармацевтов, закупим товар, развернем рекламу и с богом…

И.И.: Постой, как ты себе это представляешь, это ж сколько ждать…

И.Н.: Пока нет комплексной лицензии, оформим разрешительную документацию, как это принято сегодня: ты — на реализацию продуктов питания, я — на лекарственные препараты. Отдельным соглашением пропишем твои и мои обязанности, убедим Росздравнадзор и Роспотребнадзор разрешить такой эксперимент во благо обедневшего потребителя и начнем работать 24 часа в сутки.

Помещение подберем в людном месте, разделим его на два условных пространства — аптечное и продуктовое, обустроим lege artis с подсобками, холодильниками, складскими зонами, пунктом контроля качества на входе и пр.

Главное — обучить персонал с учетом новизны ситуации. Твоих и моих — на специальных совместных тренингах, где продавцы продтоваров получат необходимые сведения о лекарствах, причем на каждом последующем цикле обучения эти особенности будут углубляться и конкретизироваться. Я найду профессионалов-провизоров, которые составят программы таких тренингов и с блеском их проведут. Здесь широкое поле возможностей: раньше ведь такого не было.

В центре торгового пространства можно было бы организовать простейший диетический фастфуд, я знаю одного врача — руководителя фармритейла, который выращивает цесарку и желтого цыпленка, с ними можно было бы готовить роллы из армянского лаваша, например, и в горячем виде предлагать посетителям.

Представляешь, потребитель пришел в наш комбинированный супермаркет, тут тебе и продукты, и лекарства, и перекусить, при этом его глаза разбегаются по товарам на стеллажах, да если еще предпотолочное пространство (между верхней частью стеллажей и потолком) оборудовать электронными экранами (панелями) с рекламой нашей продукцией, правилами ЗОЖ, короткими мультиками для детей и взрослых, трансляциями эпизодов футбольных матчей да еще с легкой музыкой…

Ты представляешь, клиент вообще никогда из такого магазина не уйдет, честное слово!

И.И.: Ну ты даешь!

И.Н.: Это еще не все… Откроем филиальную сеть, например, магазины шаговой доступности, убедим регулятора, что только такие комбинированные супермаркеты имеют право торговать простейшими лекарствами в собственной сети, да еще получим разрешение на ФАРМАКОNЕТ с возможностью доставки лекарственных (и продуктовых) заказов в близлежащий для клиента магазин и дело пойдет, поверь мне, я знаю как все это организовать, три ночи не спал, все спланировал…

И.И.: А кто будет лекарства отпускать?

И.Н.: Не догоняешь... Объясняю. В комбинированном супермаркете — фармацевты и провизоры, в магазинах шаговой доступности — продавцы, обученные на совместных тренингах, с письменным допуском. Если в таком магазине возникнет вопрос по лекарствам, всегда можно будет связаться с аптекой своего супермаркета для консультации.

Кроме того, можно внедрить "завлекалочку": при покупке продуктов на определенную сумму предоставить скидку на покупку лекарств и наоборот. Ну как?

И.И.: Да, классно, но послушай, профи считают, что аптеки могут загнуться при таком раскладе, фармацевты останутся без работы и все такое...

И.Н.: А что бы ты хотел? Время, видишь, как стремительно меняется, то кризис, то санкции, то еще какая–нибудь напасть... То социализм, то капитализм, или, не приведи господь, коммунизм, или что-либо гибридное, и это, судя по всему, еще не вечер. Обыватель совсем перестал лечиться, экономит деньги на водку... Что-то же надо делать...

И.И.: Послушай, но говорят, что комбинированные супермаркеты вроде как бы уже есть где–то за бугром, да и у нас аптечные гипермаркеты появились, что ж, копировать их что ли?

И.Н.: За бугром, понимаешь ли, все есть, копировать никого не станем, мы все сделаем по–русски. Наша аптека, расположенная в супермаркете, станет как бы ЦРА (центральная районная аптека, как при советской власти). Она станет хабом для нашей филиальной сети продмагов, в которых создадим специальный аптечный мини–прилавок для ОТС–препаратов. Аптека возьмет на себя функцию надзорного органа над всей сетью, будет заказывать и распределять медикаменты, принимать онлайн и по телефону заявки от населения, курьерами доставлять заказы в заявленные магазины. Заказать можно будет как лекарства, так и продукты. В перспективе декретированным группам населения сможем доставлять их на дом.

В аптеке введем должность УЛ (уполномоченного лица по качеству), который будет курировать аптеку и филиальную сеть на предмет соблюдения фармацевтического порядка и качества его исполнения на предприятии в целом и отчитываться перед руководством и надзорными органами. Кроме того, с его помощью можно поставить гарантированный заслон лекарственному контрафакту на полках продмагов сети.

Введем должность провизора — бизнес–аналитика, которому поручим анализировать ежедневные продажи в аптеке и сети по отчетам первостольников и объективным показателям продаж с целью оптимизировать объемы и сроки оборота товарных запасов. Облачные, цифровые технологии и big data здесь придутся как нельзя кстати.

Более того, в ЦРА введем должность врача–консультанта общей практики (это будет предусмотрено в комбинированной лицензии) собственного или по контракту с ближайшей поликлиникой, обладающего правом выписывать посетителям рецепты на препараты, применение которых не требует согласования со специалистом, например. Представляешь, какая это помощь населению и поликлиникам: доступ к фармацевтической помощи будет упрощен без потери качества для посетителя (покупателя), особенно для лиц старшего возраста. Такая модель, не сомневаюсь, при надлежащем менеджменте может стать вполне доходной, даже при теперешнем бардальеро. Понял, брателло?

И.И.: Хорошо, почти убедил, но где мы на все это найдем деньги, об этом ты подумал?!

И.Н.: Как где? Скинемся, разгрузим заначки, привлечем какого–нибудь инвестора, на крайняк возьмем кредит или зарядим краудфундинг…

И.И.: Фандинг…

И.Н.: Нехай фандинг, главное — деньги достать…

И.И.: Принято, но давай для начала соорудим некий внутренний меморандум, что–то вроде декларации о намерениях или, как теперь говорят, дорожную карту... Ты как?

И.Н.: Я не против, рисуй...
-------
[1] https://medrussia.org/15235-rossiyan-prizvali-pereyti-na-otvetstv/#hcq=gUUXgPq

 

Специализированные
мероприятия
 
   
Статьи подрубрики государственное регулирование:
Фармацевтические споры: о чем говорит практика

Хотя российское право не является прецедентным, некоторые споры в фармацевтическом секторе могут стать основой для формирования новых тенденций правоприменения. На конференции «Quality PharmLog-2024» советник адвокатского бюро «Трубор» Мария Борзова рассказала о значимых судебных разбирательствах в 2024 году.

Госпрограммы в сфере здравоохранения

Итоги реализации федеральных проектов по борьбе с социально-значимыми заболеваниями, текущие потребности системы здравоохранения, защита интеллектуальной собственности на фармацевтическом рынке, а также развитие системы медицинского страхования стали ключевыми вопросами прошедшего конгресса «Право на здоровье».

Как новый закон поможет отрегулировать рынок БАД

Проект закона об особенностях оборота БАД в России принят в первом чтении Госдумой. В чем суть этого закона, что он даст врачам и пациентам и как поможет сделать рынок БАД безопаснее, рассказывает директор по правовым вопросам и комплаенсу компании «Алцея» Катасова Ирина.

Правило второй лишний требует доработки

С января 2025 года компании из России и стран-участниц ЕАЭС, производящие препараты по полному циклу, получат преимущество при госзакупках. Если такой производитель решит принять участие в торгах, остальные заявки автоматически отклоняются.

Маркировка БАД помогла обелению отрасли

Одним из главных событий осени 2024 года стала серия уточнений в регулировании маркировки медизделий, БАД и иного нелекарственного ассортимента аптеки. Нововведения вызвали целый ряд вопросов у фармацевтов и провизоров. О некоторых особенностях развития системы мониторинга товародвижения рассказывает Егор Жаворонков, руководитель товарной группы «Фарма» Центра развития перспективных технологий.

Специализированные
мероприятия