18.10.2024 Издается с 1995 года №9 (366) сен 2024 18+
18.10.2024 Издается с 1995 года №9 (366) сен 2024
// Фармрынок // Аптечные сети

А есть ли кризис?

Таким вопросом всерьез задались участники IV Аптечного саммита "Эффективное управление аптечной сетью" в рамках прошедшей в Москве конференции "Фармацевтический бизнес в России: перспективный сценарий развития на 2015 год".

Несмотря на все события экономического и политического толка, произошедшие в нашей стране за последний год, делегаты конференции отметили, что такого оптимизма, как в аптечном ритейле, нет ни в одной другой отрасли.

Первые признаки кризиса для многих компаний выразились в аномальном росте за последние несколько месяцев, когда покупатели, особенно в декабре 2014 г., сметали с аптечных полок все, что только можно, пытаясь запастись лекарствами впрок. У людей была паника. Отмечались даже разбитые витрины и "скорая помощь", увозившая людей, которым стало плохо в очередях. Соответственно, сами аптечные сети тоже начали скупать у дистрибуторов все, что было. Среднедневные выручки дистрибуторов выросли в 2–3 раза. Дистрибуторы и производители провели переоценку товара. Получается, сами участники розничного фармацевтического рынка запустили кризис? Сегодня 15% населения считают, что в росте цен виновата инфляция, 15% — девальвация и 70% уверены, что это сговор алчных аптечных сетей. Но участники саммита отрицают свое участие в ценовом сговоре. Многие уверены, что в качестве локомотива, запустившего рост цен на препараты, выступили дистрибуторы.

"Кризис, прежде всего, в наших головах. Декабрь был аномально хороший. У меня такого уровня продаж в сети не было с 2005 г. Объяснили себе это тем, что произошел резкий скачок курса, мы побежали покупать у дистрибутора, то же самое сделало население, покупая все подряд коробками. Февраль дал 8% среднедневного прироста к аномально хорошему декабрю, из них 6,3% — рост продаж упаковок. При этом курс стабилизировался и стал падать, ажиотаж также упал", — сказал Игорь Страмилов, генеральный директор аптечной сети "Флория". Он также посетовал, что происходящее сегодня — это игры, которые не имеют отношения к экономике. Взять хотя бы прессинг нашей страны со стороны рейтингового агентства Moody’s при самом маленьком госдолге среди европейских стран и привязку рубля к нефти, которая составляет только 20% ВВП России.

Владимир Бойко, руководитель Sales Excellence Bayer CC уверен, что финансовые показатели сейчас приличные и до кризиса еще далеко. "Если бы мы ничего не читали и не слышали, а просто смотрели на цифры, показатели деятельности, то последние 3–4 месяца эти цифры были лучше, чем во все предыдущие годы. Проблемы накапливались с 2012 г. Если бы не было кризиса, может, было бы еще хуже. Дистрибуторы ужесточили условия поставок. 120 дней отсрочки платежей для розничного сектора выглядели экзотично. Если макроэкономические показатели изменятся не сильно, скорее всего, мы пройдем кризис легче, чем раньше. После марта начнется традиционный спад продаж. Отличить его от кризиса будет сложно. Потом лето, а осенью — сбор урожая, и все будет хорошо", — считает В. Бойко.

Валентина Бучнева, член совета директоров аптечной сети "Доктор Столетов", пояснила, что хотя кризис компания уже достаточно ощутила, но воспринимает его не как угрозу, а как возможность для дальнейшего развития.

"Сеть аптек "Доктор Столетов" уже третий год достаточно успешно заканчивает отчетный период. Мы в прибыли. В прошлом году в сеть вошла аптечная сеть "Озерки", которая послужила большим толчком к развитию. Общий оборот за прошлый год составил примерно 19 млрд руб., прирост 13% по отношению к предыдущему году. В 2014 г. мы закрыли 96 аптек — те, которые считали неэффективными. Открыли еще 24. В конце года, когда все дистрибуторы подняли цены, нам было не просто. И тогда у нас зародилась мысль, что, наверное, пора уже уходить на прямые контракты, искать партнеров для этих прямых контрактов. Мы не исключаем возможность участия в закупочных союзах, которые будут создаваться, и, возможно, сами будем создавать подобные союзы. Мы смотрим вперед оптимистично, надеемся, что этот год оправдает все наши ожидания", — сообщила В. Бучнева.

Андрей Гусев, генеральный директор аптечной сети "А5", также считает, что кризиса нет. Говоря о своей группе компаний "А5", он напомнил, что теперь у компании 4 бренда, на конец 2014 г. насчитывалось 1005 аптек, совокупный товарооборот вместе с льготным отпуском и интернет–проектом составил 26 млрд руб. с приростом 30% год к году. Были открыты 255 новых аптек, в основном, в Московской обл. и в Санкт-Петербурге.

"Достаточно позитивный был для нас год. Показатели по эффективности, поставленные для нас акционерами, мы выполнили. И самое большое достижение – 21 декабря 2014 г. мы закрыли сделку по привлечению нового акционера — компании "Берингер Восток". И это уже происходило на фоне всего кризиса. Если крупнейшие инвестиционные фонды инвестируют в представителей фармотрасли, это говорит о том, что есть вера, что отрасль будет успешно развиваться. На 2015 г. смотрим с оптимизмом. Планы огромные. Прирост по бюджету — чуть выше 40%. В 2015 г. мы откроем порядка 230 аптек, 80 из них уже законтрактованы и находятся в разной стадии: либо открыты, либо в подготовке открытия. Мы выходим в три новых региона в части нашей региональной политики. Делаем упор в части развития франчайзинга и маркетингового партнерства".

По мнению Юрия Слепова, владельца аптечной сети "Здоровье", кризис на рынке будет характеризоваться уходом слабых игроков и приходом на их место более сильных. Будут лопаться так называемые "мыльные пузыри" — это финансовые пирамиды, которые существуют в фармацевтическом бизнесе, когда аптека открывается за счет средств, полученных путем отсрочки, и ими оплачиваются убытки других аптек. При этом рост их товарооборота позволяет увеличивать число аптек, но их реальная стоимость очень сильно отличается от того, что они должны реализовать.

Владлен Калустов, генеральный директор ПФК "Обновление", пояснил ситуацию с ценой от производителя: "С октября средняя цена на нашу продукцию за весь период к февралю поднялась на 2,1%. По нашему ассортименту мы наблюдаем интересную картину: цена с конца ноября и декабря — колебания цены на нашу продукцию в рознице составляли до 30% разницы. В феврале мы наблюдали существенное снижение цены, которая по сути возвращается к показателям конца ноября в самих аптеках. Какие можно сделать выводы? Понятно, что цену сформировала не сама аптека, но она активно в этом поучаствовала, дистрибутор тоже сыграл на этом ажиотаже и достаточно хорошо на нас наценился. Но и сама аптека это сделала.

С другой стороны, продажи страдают, о чем говорит факт снижения цены до показателей ноября прошлого года. У нас на сегодняшний день около 800 контрактов по всей стране, мы получаем информацию в еженедельном формате. Общая беда заключается в первую очередь в ликвидности. Сегодня аптека обескровлена, денег недостаточно. Это связано не с выручкой, в принципе у всех наблюдается рост этой выручки. Причина в том, что есть такие факторы, как необходимость сокращения товарного кредита и закредитованности через финансовые институты". Он отметил, что более всего с точки зрения продаж пострадали препараты самой низкой ценовой категории (продажи упали в 2–2,5 раза), а также дорогой сегмент (в январе и феврале наблюдалось существенное снижение объема продаж на 30-40% относительно аналогичного периода прошлого года). В. Калустов отметил, что у покупателей отмечается тренд в сторону замещения дорогой лекарственной продукции более доступной.

ЧТО ЗАВТРА?

Но, в общем, конец 2014 г. стал успешным для большинства аптечных сетей. И многие заявили о развитии бизнеса как о главной задаче на год 2015–й. Участники саммита наметили основные тренды развития аптечного бизнеса. Прежде всего, это укрупнение аптек и создание дискаунтеров.

В. Бучнева, член совета директоров аптечной сети "Доктор Столетов", рассказала, что цель компании в текущем году — развивать по всей стране формат дискаунтера — аптечной сети "Озерки".

"Дискаунтер — приоритетный формат развития наших аптек. Других примеров такой эффективности продаж на одну аптеку в России нет. Мы автоматизируем и улучшаем качество обслуживания в таких аптеках. 3 новые точки сети «Озерки» открыты в Санкт–Петербурге", — заметила она.

А. Гусев, генеральный директор аптечной сети "А5", рассказал, что входящий в сеть бренд аптек–дискаунтеров "Норма" активно развивается. Более 200 аптек (бывшие в составе Мособлфармации) в Московской обл. переведены в формат "Норма".

Аптеки–дискаунтеры стали уже обыденностью в наши дни. Они и дальше будут работать, развиваться, занимать свою нишу. Но не все смогут получать большие прибыли на рынке. Участники саммита также отметили, что суровые времена могут коснуться и аптечного ритейла. У населения денег больше не станет, а средний чек будет расти. И смогут выиграть только те аптеки, которые будут стараться удержать своего покупателя, предлагая ему программы лояльности, оптимальный ассортимент и высокопрофессиональное обслуживание.

Специализированные
мероприятия
 
АПТЕКА 2024
ПрофМитинг
   
Статьи подрубрики аптечные сети:
Финансовые подробности аптечного бизнеса

Отношения между аптечной организацией и дистрибутором за последнее время изменились. На первый план вышли жесткие финансовые требования.

Аптеки сегодня: локальные игроки не сдают позиции

Несмотря на то, что рынок еще не вошел в фазу стабильности, аптеки продолжают открываться. Новые точки появляются как и у федеральных, так и у региональных сетей, а одиночные аптеки продолжают выдерживать конкуренцию.

А.П. Филиппов: наше завтра — это то, что мы делаем сегодня

С начала третьего тысячелетия национальный фармрынок пережил целую серию трансформаций, и неудивительно, что дискуссии о возможных переменах в структуре аптечного сегмента не стихают и сегодня. Ведь каждый хотел бы знать ответ на вопрос: каким может стать будущее аптеки — как ближайшее, так и более отдаленное?

Крупная конкуренция: всегда ли выигрывают фармгиганты?

Рынок — это всегда борьба за «место под солнцем», даже если задачи отрасли — исключительно социальные. Данная тенденция не оставила в стороне и аптеку: чтобы обеспечить пациента лекарством, в первую очередь, надо выжить самой.

От противоборства к регулированию будущего розницы

Пути построения цивилизованного коммерческого рынка обсудили на специальной сессии РААС в рамках XXX Российского фармацевтического форума им. Н.А. Семашко.

Специализированные
мероприятия
 
АПТЕКА 2024
ПрофМитинг