25.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024 18+
25.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024
// Фармрынок // Бизнес-портрет

Александр Малин: "Важно уметь предвидеть сложности"

Фармацевтика — одна из немногих отраслей в структуре российской индустрии, которая в нынешней ситуации не демонстрирует падения, несмотря на общую волатильность других индустриальных сегментов.

Это дает основание говорить о корреляции интересов государства и фармацевтических компаний, реализующих политику импортозамещения и выводящих новые продукты на рынок. В этом уверен Александр Малин, генеральный директор ООО "Натива". В интервью МА он рассказал о новых проектах компании, о трех основных составляющих развития и о том, что к трудностям надо относиться как к профессиональным вызовам.

Александр Александрович, какова основная задача, стоящая перед компанией в сфере импортозамещения?
— Импортозамещающая деятельность любой российской организации, работающей на фармацевтическом рынке, изначально предопределяет формирование конкурентной среды по отношению к зарубежным препаратам. Предпосылки сформированы самим принципом деятельности отечественных и зарубежных фармпроизводителей.

Малин_Натива Поэтому основная задача в подобной деятельности — четкое формулирование производственного или исследовательского портфеля, осуществление всех необходимых этапов жизненного цикла лекарственных средств, преодоление всех сложностей, которые российский производитель встречает на своем пути: необходимости приобретения зарубежного оборудования, частых изменений в законодательной сфере, выпуска низкомаржинальных продуктов, конкуренции с транснациональными компаниями и др. Безусловно, отечественным производителям предлагаются определенные финансовые преференции, которые крайне необходимы, и с государственной поддержкой производители могут преодолеть некоторые затруднения.

"Натива" специализируется на разработке и выпуске ЛС для применения в пульмонологии, эндокринологии, онкологии, онкогематологии, гинекологии и неврологии. Основными достижениями в рамках деятельности компании можно считать реализованные проекты по созданию эффективно действующего полноциклового производства, вывод на рынок отечественных препаратов, не уступающих по профилю эффективности и безопасности зарубежным препаратам. Так, в этом году "Натива" вывела на рынок первый российский препарат для лечения злокачественных опухолей репродуктивной системы и гинекологических заболеваний, связанных с нарушением эндокринной регуляции, на основе трипторелина ацетата "Трипторелин–лонг", противоопухолевый препарат "Флидарин®" с международным непатентованным наименованием флударабин, предназначенный для терапии социально значимых гематологических заболеваний. В 2016 г. повились первые комбинированные препараты для лечения бронхиальной астмы и хронической обструктивной болезни легких (ХОБЛ) ("Салтиказон®–натив" и "Ипратерол–аэронатив"), а также единственный российский препарат для лечения ХОБЛ — "Тиотропиум–натив", с действующим веществом — тиотропия бромид, который ранее был представлен на отечественном рынке зарубежным производителем.

Как Вы оцениваете в целом потенциал импортозамещения в фармацевтической отрасли?
— Потенциал импортозамещения в фармацевтической отрасли очень большой. Мы не раз обращали внимание на то, что практика «открытых дверей» в 1990-х гг. послужила основой для практически бесконкурентного присутствия зарубежных компаний на российском рынке. Однако восстановление и раскрытие потенциала отрасли происходит уже около 10 лет, и у этого процесса нет никаких границ. Российская фармотрасль сможет производить большую часть препаратов при соответствующем подходе и помощи со стороны государства.

В настоящий момент в Российской Федерации несколько сотен организаций обладают лицензиями на производство лекарственных средств. Запускаются новые предприятия, как правило, в регионах, которые исторически связаны с данным типом промышленного производства. Они остаются лидерами в этом направлении благодаря кадровому потенциалу и готовности локальных инвесторов развивать этот сегмент бизнеса.

Как изменился фармацевтический рынок за последние два года? И какие тенденции уже наметились в 2016 г.?
— Внутренний рынок продолжал расти в 2014–2015 гг. В связи с заинтересованностью государства в развитии полноценной фармацевтической отрасли появились дополнительные преференции для российских компаний, а также ведется работа по минимизации участия зарубежных организаций в бюджетных закупках. В течение 2016–2017 гг., по нашему мнению, рынок будет испытывать напряжение, связанное с ростом валютного курса, и многие компании, запланировавшие закупку оборудования и сырья, почувствуют это на себе. Минпромторг оказывает поддержку путем субсидирования инвестиционных контрактов, субсидирования отраслевых сегментов в области создания производств субстанций и клинических исследований, а также поиском возможностей для снижения или полного обнуления таможенных ввозных ставок. Безусловно, данные меры помогут некоторым организациям эффективно развиваться в текущем году. "Натива" является стратегическим партнером Минпромторга России в рамках реализации ФЦП "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности РФ на период до 2020 года и дальнейшую перспективу" и исполнителем государственных контрактов в области разработки технологий и организации производства жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, ранее не производимых отечественными компаниями и не защищенных патентами иностранных компаний на территории РФ.

Каковы, на Ваш взгляд, перспективы развития российской фармотрасли?
—Перспективы большие. Количество предприятий, производящих лекарственные средства, растет, профильные вузы готовят соответствующие кадры, а главное — пул основных игроков рынка сформирован. Кроме того, поставлена задача по насыщению рынка отечественными препаратами к 2020 г., а значит будут достигнуты пропорциональные изменения в наличии некоторых групп препаратов российского производства по отношению к зарубежным. Несмотря на то, что мы сталкиваемся с рядом затруднений, о которых говорили ранее, общую тенденцию масштабного развития отрасли это уже не изменит.

Находите ли Вы поддержку со стороны государства? В чем она выражается?
— Поддержка со стороны государства выражается в предоставлении субсидиарных возможностей, в готовности принимать нормативно–правовые акты, поддерживающие российских производителей. К ним относится и закон "третий лишний" (постановление правительства, которое ограничивает участие в госзакупках лекарств иностранных компаний, если заявленный препарат выпускают два и более производителя из стран — членов Таможенного союза). Однако успех некоторых решений не всегда можно заранее спрогнозировать. Например, ситуация с появлением требований о сертификатах СТ–1 (о происхождении товара) была изначально запутанной. Но если говорить в целом, то сейчас производители сталкиваются с меньшим набором проблем при получении необходимых документов.

Какие проблемы актуальны сейчас для компании?
— Я не буду оригинальным, если скажу, что разобщенность государственных регуляторов — одна из ключевых проблем, с которой сталкиваются фармпроизводители. Самое главное, чтобы компаниям не мешали работать, постоянно изменяя правила игры. Будь то регулирование цен, лицензионные требования к экспертизе, госрегистрации или проведение плановых и внеплановых проверок.

Чего не хватает возглавляемой Вами компании для достижения лучших результатов?
— В текущей ситуации нам иногда не хватает времени и более полного, многофункционального кадрового состава. При наличии эффективных специалистов, средств производства и желания развиваться мы будем улучшать показатели не только в импортозамещении, но и вносить свой вклад в развитие фармацевтического рынка и индустриализацию страны в целом.

Залогом стремительного развития компании являются три основные составляющие — высококвалифицированные специалисты, современное высокотехнологичное производство и неустанное стремление к прогрессу. В нашей команде трудятся как профессионалы высокого уровня, так и молодые целеустремленные специалисты, готовые достигать высоких результатов.

Мы осознаем, что в условиях конкурентной борьбы решающую роль играет человеческий фактор. Именно поэтому компания заинтересована постоянно повышать квалификацию сотрудников. Профессионализм персонала, увлеченность коллектива и мотивация являются составляющими нашего общего успеха. Специалисты компании проходят регулярное обучение и аттестацию, что помогает качественно отладить внутренние бизнес-процессы и результативно применять на практике самые эффективные инструменты продвижения препаратов.

Чего уже удалось достичь компании?
— На мой взгляд, мы достигли больших результатов. Мы выбрали определенные нозологические линейки лекарственных средств и в рамках наших внутренних процессов выводим их на рынок. Эти препараты используются пациентами Российской Федерации, и это наше основное достижение. Кроме того, мы создаем рабочие места, открываем новые производственные участки и осуществляем своевременную уплату налогов.

По пульмонологическому направлению компания "Натива" за 2015 г. по количеству упаковок препаратов выросла на 204%, на конец июля 2016 г. рост составил 66% (более 1,3 млн упаковок).

Что лично Вас вдохновляет на работу?
— На новые достижения и построение планов меня вдохновляет результат работы команды и отдельных сотрудников, их творческий подход к решению отдельных, порой сложновыполнимых задач.

Какие управленческие решения помогают Вам как лидеру выровнять курс компании в кризис?
— Важно уметь предвидеть сложности, своевременно реагировать на них и подстраиваться под изменяющиеся правила игры. Необходимо грамотно выстраивать кадровую политику, создавать равные конкурентные условия, в которых каждый сотрудник может раскрыть свой потенциал и показать сильные стороны.

Каково Ваше отношение к турбулентным периодам в бизнесе?
— Пилотов учат безопасно преодолевать зону турбулентности, т.к. они отвечают за жизни людей. В бизнесе тот же принцип. Предсказать погоду можно не всегда, и относиться к этому необходимо как к профессиональным вызовам. Если нет возможности реализовать себя в подобных условиях, то не стоит управлять ни бизнесом, ни коллективом.

Есть ли у Вас персональные рецепты или способы успешного преодоления трудностей?
— Это постоянное профессиональное совершенствование, взаимное уважение и хорошие отношения в коллективе, а также умение получать удовольствие от процесса трудовой деятельности.

 

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
 
   
   
 
   
Статьи подрубрики бизнес-портрет:
Денис Глядяев: верю, что возможности часто создаем мы сами

В ноябре из международной группы "Ацино Интернешнл" выделилось отечественное подразделение. Обретя самостоятельность, новая российская фармкомпания получила и новое название — "Алцея", планируя при этом сохранить проверенные годами подходы к деятельности на национальном фармрынке.

"АКРИХИН": Успех и лидерство компании — заслуга людей

Изменения, происходящие на российском фармацевтическом рынке, активное развитие коммерческого сектора и каналов продаж, в том числе e–comm, актуализируют внедрение современных, принципиально новых бизнес–практик и управленческих решений.

От АФС до ГЛС: многоплановый опыт развития фармпроизводства

Сегодня перед отечественной фармацевтической отраслью стоят глобальные задачи по достижению суверенитета в области производства лекарств, и этому важнейшему направлению уделяется особое внимание со стороны государства. Получив большой опыт работы в годы реализации стратегии "Фарма–2020", сегодня производители приступили к реализации задач, поставленных в рамках новой программы "Фарма–2030".

"Обновление": когда эпоха перемен становится временем роста

Быстрее, выше, сильнее — этот олимпийский принцип применим и в повседневности. Даже если на дворе сложные времена: для "эпохи перемен" ударные темпы и активное наращивание мощностей порой являются необходимостью. Особенно в такой жизненно важной для каждого отрасли как лекарственная промышленность.

Сентисс: "Превосходное качество, вовремя, всегда!"

Одним из крупных поставщиков офтальмологических препаратов на российский рынок является фармацевтическая компания "Сентисс Фарма". На протяжении многих лет девиз компании — "Превосходное качество, вовремя, всегда!".

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban