В конце марта состоялся бизнес–бранч "E–pharma & New Retail: что ждет фармотрасль России в 2018 году", попытавшийся объединить "слепого с глухим", по образному выражению одного из участников мероприятия.
Интернет–торговля медикаментами должна была начаться с января 2018 г., но фармацевтический рынок и сами регуляторы оказались не готовы к ее введению.
Неутихающие дебаты продолжают идти о медикаментах на прилавках супермаркетов. Ни Минпромторг России, предложивший внести изменения в Федеральный закон №61–ФЗ "Об обращении лекарственных средств", ни эксперты фармацевтического рынка еще не пришли к единому мнению о том, как должны осуществляться продажи лекарств на интернет–сайтах или в специализированных отделах магазинов. Кто–то считает, что за онлайн–продажами будущее. Торговый ритейл, реализовав ресурсы по разрастанию сетей, стремится расширить ассортимент за счет такого привлекательного фармацевтического рынка, показывающего хорошие показатели прироста даже в эпоху кризиса и стагнации. Эксперты фармацевтического рынка полагают, что использование этих платформ для продажи приведет к кризису аптечной розницы и закрытию большого числа аптек. Истина, как всегда, оказалась где-то посередине.
Директор по IT компании "АСофтXXI", разработчика и владельца интернет–агрегатора AptekaMos.ru, Василий Лактионов уверен, что говорить сейчас необходимо не о том, как запретить покупки лекарств онлайн и их доставку, а как цивилизованно организовать процесс предоставления этих услуг. Онлайн–продажи лекарств — услуга, востребованная населением. Если все же законодатель решится на реализацию лекарств в магазинах — это должна быть аптека внутри супермаркета с первостольником, фармацевтической лицензией и соблюдением всех норм хранения и реализации. Допускается наличие одной общей кассы для оплаты лекарств и продуктов, как небольшой плюс покупателям. Хотя о какой потребности потребителей и их удобстве может в данном случае идти речь, если в каждом супермаркете уже работает аптека.
Анатолий Тенцнер, директор по развитию НПК "Катрен", считает, что социальный аспект в качестве обоснования этого законопроекта не совсем верен. Авторы полагают, что основным контингентом покупателей лекарств в магазинах или через сайты станут представители старшего поколения, однако по приведенной им статистике посещений сайта компании "Катрен" Аптеки.ру большее число заказавших лекарства составляют молодежь и люди среднего возраста. Не всегда верно и то утверждение, что наличие лекарств в магазине поможет сэкономить время, которое можно не тратить на поход в аптеку. До выгодного размещения аптек в зданиях магазинов владельцы сетей додумались уже давно, поэтому предложение Минпромторга о продаже медикаментов в магазинах в данном случае не кажется чем-то новаторским.
Законопроект ставит аптеки и магазины в неравные конкурентные условия. Если в аптеке лекарства отпускает провизор или фармацевт, то смогут ли магазины нанять этого дорогого для них специалиста?
И если, разрешив онлайн–торговлю лекарствами, законодатель закрепит требование о курьере с обязательным фармацевтическим образованием, то этот проект сразу становится нерентабельным, уверен Тенцнер.
"Почему люди покупают в Интернете? Это удобно. Когда есть спрос, надо его удовлетворять. Надо сделать так, чтобы люди могли покупать препараты там, где они хотят. Наша экономика сейчас на цифровом пути развития, и надо идти в ногу со временем", — считает исполнительный директор Ассоциации компаний интернет–торговли (АКИТ) Артем Соколов. По его мнению, бесконтрольной продажи рецептурных препаратов через Интернет и магазины бояться не стоит: обязательная маркировка, которая ожидается в 2019 г., и электронный рецепт позволят отслеживать движение каждого препарата от склада до пациента.
Эту точку зрения разделяет и руководитель фармацевтического направления "Яндекс. Маркет" Максим Агарёв. Согласно приведенным им данным, 64% пользователей их портала хотят покупать лекарства с доставкой через Интернет.
Представители фармацевтического сообщества относятся к инициативе Минпромторга весьма скептически. Исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей Нелли Игнатьева категорична в своем мнении — принятие подобного законопроекта приведет к тому, что свою работу прекратят до половины аптек в нашей стране, а некоторые препараты могут перейти в разряд дефицитных. Из–за того, что для продажи лекарств уже не потребуется фармацевт или провизор, риск для здоровья покупателя существенно возрастает.
По мнению главы Союза профессиональных фармацевтических организаций Лилии Титовой, законопроект дискриминирует работу аптек. Дело в том, что в пояснительной записке к нему говорится о внесении изменений в постановление Правительства РФ №584 от 16.07.09 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности".
"Тому, кто хочет открыть аптеку, необходимо следовать правилам лицензирования. А тому, кто хочет только торговать безрецептурными препаратами, достаточно уведомить об этом. Нам кажется, что тем самым создаются дискриминационныеусловия для участников аптечного рынка", — предположила глава СПФО, отметив, что представителям фармацевтического бизнеса тоже хочется упростить процедуры регулирования, однако у всего должны быть границы.
В качестве альтернативы законопроекту Л.В. Титова предложила разработать совместно с Минздравом и Минпромторгом целевые программы по обеспечению лекарствами населения труднодоступных районов.
По ее мнению, продажей безрецептурных препаратов в магазинах и через Интернет данную проблему не решить.
Управляющий директор компании "Ориентир" Андрей Постников отметил, что лекарства требуют особых условий хранения. Так, каждый фармацевтический склад должен быть оборудован системой приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования, которая будет обеспечивать температуру не менее18 и не более 20 градусов. Уровень влажности в зоне основного хранения должен составлять не менее 30 и не более 50%. Важно, что для лекарств, подлежащих предметно–количественному учету, нужно организовать специальное помещение. Отличительная особенность фармацевтического склада — малое число точек отгрузки, чего не могут позволить себе вещевые или продуктовые склады, где постоянно что–то привозят и увозят. Изменение складов, чтобы они соответствовали всем требованиям хранения препаратов, потребует от торговых компаний значительных инвестиций. Пока не известно, захотят ли даже крупные ритейл-группы потратиться ради реализации товара, с которым раньше не работали.
Глава управления контроля торговли Федеральной антимонопольной службы России Тимофей Нижегородцев уверен, что торговля через Интернет даст аптекам новые возможности и стимулы конкурентной борьбы и позволит большому числу людей быстро покупать необходимые лекарства по адекватной цене. Также он добавил, что если ранее принятый законопроект разрешает торговым сетям реализовывать рецептурные препараты при наличии лицензии, то после принятия инициативы Минпромторга они будут лишены такой возможности, в отличие от аптек. Поэтому данный законопроект не может негативно повлиять на их работу. По его словам, появление на фармацевтическом рынке новых игроков и закрытие неэффективных аптек — закономерный процесс, который выгоден потребителю.
Заместитель начальника отдела развития внутренней торговли Минпромторга Марина Сеидова напомнила, что сейчас законопроект находится на стадии доработки, поэтому министерство может учесть пожелания представителей фармацевтического рынка и других заинтересованных ведомств в его окончательном варианте.
По материалам бизнес-бранча "E–pharma & New Retail: что ждет фармотрасль России в 2018 году"