Антимонопольное регулирование фармацевтического бизнеса
Федоренко Михаил Владимирович
Заместитель начальника управления контроля социальной сферы и торговли ФАС
Возникает вопрос: «Какие хозяйствующие субъекты участвуют на рынке?». С позиции ФАС важен ответ на первоочередной вопрос – «Как развивается конкуренция на рынке?». На сегодняшний день есть промежуточные итоги анализа – практически все поставщики ЛС занимают доминирующее положение на рынке РФ по своей категории товара. В первом квартале 2009 года анализ будет закончен и а все поставщики будут внесены в реестр лиц, занимающих доминирующее положение. Соответственно, после внесения в реестр будет установлен контроль и надзор за деятельностью субъектов на рынке согласно ст. 10 (злоупотребление доминирующим положением) и ст. 11 (соглашения или согласованные действия).
На сегодняшний день есть ряд весомых оснований полагать, что не вся деятельность зарубежных коллег на российском рынке прозрачна. На территории России всплывают завышенные остатки, несоответствие срока годности требованиям и нормам. Всё это является поводом для анализа. ФАС планирует в течение 2009 года предпринять соответствующие меры.
Деятельность ФАС направлена не только в сторону хозяйствующих субъектов, но и на действия органов власти. При анализе поставок дорогостоящих лекарственных препаратов возник вопрос: «Как формируется допуск новых, инновационных лекарственных препаратов на территорию РФ?». По предварительным выводам, несмотря на то, что во всем мире для лечения 7 нозологий существует множество современных препаратов, у нас в стране зарегистрированы не все. Есть факты (по ним ведется работа), когда устанавливаются искусственные барьеры по допуску таких ЛС на территорию РФ, что вызывает большую озабоченность.
Еще одна большая тема, которая была запущена и отработана ФАС в 2009 г., касалась анализа рынка услуг розничной торговли ЛС (анализ есть в открытом доступе на сайте ФАС). Выявлено, что на территории большинства муниципальных образований городских округов (проанализировано более 2 тыс.) имеются признаки доминирования хозяйствующих субъектов на этом рынке. Кроме того, групповое доминирование присутствует практически повсеместно, то есть, аптеки и аптечные сети занимают долю рынка более 35%. Даже в некоторых городах-миллиониках наблюдается аналогичная картина, что вызывает определенную тревогу. Кроме экономического анализа были проведены опросы хозяйствующих субъектов и представителей органов власти и установлено, что существуют экономические и административные барьеры для выхода на рынок. Отмечается, что благодаря укрупнению местных игроков (сетей), роста их доли, проходит повсеместное «вымывание» современной матрицы в сторону удорожания ЛС. Практически повсеместно закрываются производственные отделы. По большому счету, бизнес на сегодняшний день не стремится нести социальную функцию, что отчасти понятно. С другой стороны, в сегодняшних условиях именно социальная функция, поддерживаемая государством, сохраняющая финансирование, должна учитываться всеми лицами, действующими на фармрынке. В связи с этим ФАС планирует предпринять ряд мер по включению в реестр лиц, занимающих доминирующее положение (работу планируется завершить к лету 2009 г.).
Вот пример. В Ханты-Мансийском автономном округе была проведена сделка по слиянию и укрупнению хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг розничной продажи ЛС, который будет занимать долю более 35%. В связи с этим, для хозяйствующих субъектов было разработано предписание о том, что они должны учитывать в своей деятельности. Антимонопольная служба настаивала на том, чтобы новый хозяйствующий субъект, появившийся в результате слияния, сохранил все государственные программы, в которых принимал участие до этого. Должна быть сохранена ассортиментная матрица, если она меняется, это должно быть обоснованное изменение. Данная позиция Службы была поддержана и Росздравнадзором.
ФАС интересует вопрос изменения цен. К сожалению, в ситуации кризиса эту тему стали эксплуатировать недобросовестным образом. Конечно, для роста цен есть абсолютно объективные экономические посылки, но есть и банальное желание поднятия цен для решения экономических задач.
Управление контроля социальной сферы и торговли ФАС занимается и темой развития отрасли, в 2008 г. были обозначены основные стратегические вехи работы. Будут проводиться мероприятия; более того, ФАС будет общаться с компаниями, поставляющими дорогостоящие инновационные лекарственные препараты на территорию РФ. Надеюсь, что общение будет плотным и содержательным. При наличии во всем мире развитой конкурентной среды, при наличии большого количества товаров и лекарственных средств, в России сформировался микромир, в котором цены могут отличаться от зарубежных аналогов на 20-30%, а иногда и в 2-3 раза. При мировой практике поставки лекарственных препаратов тремя-четырьмя производителями в России может действовать только один. ФАС направит все усилия на то, чтобы в состоянии сложного экономического положения страны попытаться сформировать наиболее адекватные условия для работы на рынке всех хозяйствующих субъектов в рамках интересов конечного потребителя. Основная задача состоит в том, чтобы потребитель получал лекарственные средства должного качества, по должным ценам и в нужных объемах.
По материалам конференции "Фармацевтический бизнес в России"