Перед началом выступлений один из организаторов мероприятия, исполнительный директор РААС, кандидат фармацевтических наук Нелли Игнатьева предупредила, что обсуждения стратегии и тактики аптечного бизнеса в полном объеме сегодня не получится, так как представители госструктур, а именно Минэкономразвития не смогут присутствовать на круглом столе по причине занятости. Остальные докладчики обрисовали ситуацию, сложившуюся на фармрынке с учетом интересов всех звеньев товарно-производящего звена, от производителя к потребителю.
Игнатьева Нелли Валентиновна
Исполнительный директор РААС, к.фарм.н.
На сегодняшний момент все, чем владеют аптечные организации, провоцирует госструктуры устраивать нам эксперименты на выживание. В начале 2010 г. были внесены изменения в законодательство РФ, принят Федеральный закон «Об основах государственного регулирования цен», был утвержден новый перечень ЖНВЛС. Отпускная цена по перечню ЖНВЛС формируется, исходя из цен производителя, торговой надбавки, не превышающей цену госрегистрации.
Первое, что ожидало наш рынок, регистрация цен производителей, которая так и не подошла к концу. К 16 февраля была зарегистрирована почти половина лекарственных препаратов. На сегодняшний день эта цифра доходит до 6000. Те препараты, что не прошли регистрацию, вышли из обращения нашего рынка.
Правительство старается оказывать поддержку отечественному производителю, в то же время ряд цен после перерегистрации оказывался меньше, чем цена, предложенная производителем, отсюда реализация препаратов с такими показателями становится невыгодной. Кроме того, на смену отечественным препаратам пришли их импортные аналоги с более низкой отпускной ценой. Нас попросили переоценить лекарства, но аптеки не были готовы к этой процедуре. Иногда цена лекарства после переоценки оказывалась в разы ниже, чем та цена, по которой препарат покупал потребитель. К чему это приведет? К уменьшению доли лекарств по причине отсутствия денежных средств у аптечных предприятий. Проведение переоценки могло спровоцировать закрытие отдельных аптек на весь срок пересчета, что вряд ли бы устроило наших покупателей.
В конечном итоге, предложенный механизм регулирования цен направлен на повышение качества лекарственного средства. Позиция нашей Ассоциации заключается в поддержании государственного регулирования цен только на лекарственные препараты перечня ЖНВЛС. Мы поддерживаем прозрачность механизмов ценообразования по всей товаропроводящей цепи для перечня ЖНВЛС. РААС выступает против реализации лекарственных средств через автоматы, установленные в крупных торговых центрах, как предлагалось в третьем чтении закона «Об обращение лекарственных средств». Причина столь явной категоричности – трудность соблюдения правил хранения лекарств. В результате апрельских преобразований лекарства выживут, но не все. А что же делать рядовым покупателям?
НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ АПРЕЛЬСКОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
Мелик-Гусейнов Давид Валерьевич
Генеральный директор ЦМИ «Фармэксперт: аналитика и консалтинг»
На мой взгляд, давать какие-либо рекомендации поздно, но предугадывать ситуации, в которых могут оказаться участники фармацевтического рынка, мы должны.
День 1 апреля привнес некий раскол в профессиональное сознание, диссонанс мнений кроме дестабилизации в системе ничего не дал. Мы не смогли наладить должный диалог с властью, она не пожелала нас услышать, и вышло, как в поговорке «хотели, как лучше, а получилось, как всегда». Меняются условия регистрации лекарственных средств, меняются условия клинических испытаний, на сегодняшний день, кажется, что темы эти отошли на второй план, хотя именно эти показатели с 1 сентября структурно изменят фармацевтический рынок до неузнаваемости.
Вернемся к ЖНВЛС. Оказывается, у нас и за рубежом под это понятие подпадают совершенно разные лекарства. Скорее всего, к ЖНВЛС можно отнести все лекарственные препараты по причине распространенности самолечения, несовершенства врачебного института, низкой культуры потребления. Лекарство – товар критического спроса, понятие ЖНВЛС размыто. Объяснение тому заключается в самом понятии рынка в России, конкретно, площадки, где сталкиваются противоположные интересы: с одной стороны – государство, с другой – составляющие товарную цепочку производителей, дистрибьюторов и аптек. При всем богатстве выбора государство не делает ставку на бизнес-составляющую, а всеми силами пытается поддержать свою социальную функцию.
С 1991 г. государство пытается обеспечить население лекарственными средствами, вторая составляющая – развитие фармацевтической промышленности.
Новый перечень ЖНВЛС призван отрегулировать цены и стандарты медицинской помощи, оказываемой населению. Странным я нахожу то, что стандарты формируются по созданному списку ЖНВЛС, а не наоборот. Соответствует ли перечень ЖНВЛС 100% государственному обеспечению в рамках конституционной программы? Нет. И с перечнем аптек он тоже разнится. У государства сегодня есть ценовой инструмент, позволяющий отслеживать инфляцию в госсегменте, в качестве механизма работает ФЗ №94. Мы искусственно создаем еще один инструмент для того, чтобы отрегулировать цены.
До 1 апреля у 82 субъектов по всей стране были свои правила ценообразования. После прохождения критической отметки в отдельных областях в аптеках наценки выросли до 160%, в других – снизились на 72%. Рынок и далее будет претерпевать существенные структурные изменения. Неравными долями наделены жители дальних регионов, где траты в год на лекарства на одного человека составляет 4 долл., а в Москве этот показатель достигает 400 долл. Как бы мы ни боролись за ценовой фактор, лекарства всегда будут дорожать. В стоимость лекарств сегодня вкладывается много факторов. На протяжении двадцати лет можно заметить следующую тенденцию: рынок постепенно вымывает из своего состава дешевый ассортимент, вслед за этим производственные компании («Джонсон и Джонсон», «Никомед» и др.) терпят убытки.
Немного о прогнозах. Не исключаю, что у вас есть другое мнение на тему как изменился фармацевтический мир России после 1 апреля.
Если до этой точки отсчета государство регистрировало цены на лекарственные препараты и формировало оптовые и розничные надбавки, то после оно целиком осуществляет контроль над ценообразованием. Производители до 1 апреля оценивали риск работы с имеющимся портфелем. Сейчас приходится сворачивать производство отдельных торговых марок, отсюда идет снижение рентабельности аптечного бизнеса. Дистрибьюторы до 1 апреля снижали закупки ЖНВЛС, сейчас же они отказываются работать в некоторых регионах, отсюда сокращение количества дистрибьюторов.
Аптеки до 1 апреля не понимали происходящее, сейчас идет переосмысление изменений, одновременно сокращается количество убыточных аптек. По моему мнению, закрытие любой аптечной точки в России – критическое событие, потому что количество их и так минимально. По данным на конец прошлого года, у нас в стране на 1 аптеку приходится 5 тыс. жителей, в Европе – 2 тыс. А потребители, что до, что после 1 апреля, ожидают снижения цены, с нашей точки зрения, неоправданного.
АПТЕКИ ЛИХОРАДИТ ОТ ПРОВЕРОК
Нифантьев Евгения Олегович
Директор аптечной сети «Неофарм»
В апреле, в течение последних пяти дней, я как руководитель средней аптечной сети занимался только тем, что ездил на проверки. 14 апреля вступило в действие правило, согласно которому Росздравнадзор может осуществлять проверки ценообразования с написанием акта практически ежедневно, без ограничений.
На сегодняшний день проверяющие организации работают по принципу «был бы топор, а голова всегда найдется». Аптеки могут с пеной у рта доказывать проверяющему органу, что не нарушают законодательства, а нарушение в их деятельности все равно отыскать нужно, иначе «начальство нас не поймет». Таким образом, мы уходим от профилактики нарушений и ограничиваемся бумагомаранием. Чиновники ратуют за то, чтобы ввести уголовную ответственность за нарушение ценообразования ЖНВЛС. Вероятно, это правильно, но прежде чем наказывать, необходимо выработать критерии оценки. Одновременно поставлен вопрос: стоит ли отбирать лицензии у аптек, которые допускают нарушения в области ценообразования. И в данном случае без критериев не обойтись, конкретно, чем руководствуется, делает ли аптека это систематически, преднамеренно, с целью получения дополнительной прибыли, насколько аптека завысила цену на лекарственные препараты? Но к настоящему времени критерии не выработаны, а проверяющие уже пошли по аптекам и пишут акты, которые будут направлены в прокуратуру, а там действия аптеки будут расценены как нарушение лицензионной деятельности. Законность должна соблюдаться всеми субъектами фармацевтического рынка, в жизни не все так правильно, как нам этого хотелось бы. После выхода постановления Правительства №964 «О сильнодействующих лекарственных веществах» аптеки, торгующие ими, подверглись террору. Постановление это было издано ради того, чтобы наши граждане не приобретали с рук сильнодействующие вещества, БАД. Забота о здоровье граждан вышла боком аптечным предприятиям, которые согласны с законодательной властью, но прежде чем требовать от аптек соблюдения законности, надо дать им время разобраться в методиках, привыкнуть к переоценкам, к самим изменениям в структуре фармацевтического рынка.
В это нелегко поверить, но, оказывается, проверки, через которые суждено пройти многим аптекам, сплачивают работающие коллективы. Рядовые сотрудники начинают вникать в проблемы руководства. Пережив испытания, выпавшие на его долю, аптечный коллектив как бы переживает второе рождение. Давайте поддержим наше аптечное звено.