В настоящее время компании принадлежит 56 аптек и аптечных пунктов в Москве, Подольске, Домодедово, Щербинке, Вороново и др. населенных пунктах Московской обл., включая и 24 аптечных предприятия "Живы–Здоровы". Сегодня на страницах МА сеть в целом и недавно открывшуюся в Подольске эконом–аптеку "Живы–Здоровы" представляют Ольга Ивановна Пшеничная —директор по развитию бизнеса аптечных сетей "Медбиолайн" и "Живы–Здоровы" и заведующая аптекой Елена Георгиевна Величко.
Первый вопрос будет традиционным. Почему выбрали фармацию?
Пшеничная О.И.: Я в свое время окончила хорошо известное многим Московское фармацевтическое училище №10, потом училась в Санкт–Петербургской химико–фармацевтической академии, в городе на Неве окончила и Международный банковский институт, получив квалификацию "Управление предприятием". Работала потом и менеджером отдела сбыта в ООО "Фармакон", и заместителем начальника отдела продвижения в ООО "НФТТ Полисан". С 2005 г.в течение почти двух лет была директором департамента аптечных центров сети "Итек", а с 2007 г. — в настоящей должности. Так что, работу я выбирала целенаправленно и никогда о выбранном пути не пожалела.
Величко Е.Г.: А я тоже окончила фармацевтическое училище, не менее, кстати, известное в фармсообществе, — Пермское. В 2013 г. окончила Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского. Свою трудовую деятельность начинала с лаборанта в производственной аптеке и могу сказать, что это особый мир, и воспоминания о том времени остались на всю жизнь! Трудилась первостольником, заведующей аптекой. С 2015 г. работаю в сети "Живы–Здоровы".
Елена Георгиевна, как я понимаю, аптека открылась совсем недавно?
Е.Г.: Да, мы открыли свои двери для посетителей 3 февраля этого года. Коллектив у нас небольшой, кроме меня работают два первостольника. Думаю, со временем мы расширим штат. Меня очень радует, что в моем подчинении трудятся грамотные специалисты, которые прекрасно находят общий язык с населением.
Мне как заведующей было очень приятно уже в день открытия аптеки слышать благодарные отзывы посетителей; и за такой короткий период у нас появились свои постоянные клиенты! За относительно небольшой промежуток времени со дня основания аптечная сеть формата дисконт заслужила любовь и доверие людей благодаря низким ценам и профессиональным консультациям первостольников; надеюсь, и моя аптека не станет исключением.
Мы формируем ассортимент с учетом потребностей населения. Изначально проект "Живы–Здоровы" имел социальную направленность — мы стремились сделать лекарства доступными для социально незащищенных категорий граждан (ветераны, инвалиды, малообеспеченные и многодетные семьи). Но сейчас аптечная сеть "Живы–Здоровы" пользуется популярностью у всех без исключения категорий граждан.
Подразумевает ли название вашей сети приоритет продукции для поддержания здоровья?
Е.Г.: Обратите внимание на логотип сети, который символизирует здоровую, счастливую семью. Даже в народе есть такая присказка: "Живы–здоровы, и слава Богу!". Ассортимент разнообразен, конечно, есть и продукция для профилактики здоровья. Могу сказать, что особым спросом в нашей аптеке пользуются тонометры. К нам приходит очень много мам, пожилых людей — местных жителей. Очень часто в аптеках нашей сети спрашивают детские товары, косметику. Поэтому продукция для поддержания здоровья всегда востребована!
Дешевые, в первую очередь, российские препараты вымываются из розницы?
О.И.: Не могу сказать про всю розницу Москвы и Московской обл., в аптеках нашей сети как раз наоборот — доля отечественных препаратов в ассортименте увеличивается. Ведь в условиях кризиса именно доступные отечественные препараты становятся более востребованными для наших клиентов. С учетом того, что сейчас врачи обязаны выписывать ЛС по МНН, у фармацевтов и провизоров есть выбор: предлагать клиенту дорогие зарубежные препараты или отечественные доступные аналоги. И клиент волен сам выбирать, что он хочет приобрести, — брендованный дорогой препарат или более доступный отечественный аналог.
Е.Г.: У нас есть список препаратов по фиксированным ценам. Например, корвалол можно купить всего за 9 руб., анальгин и активированный уголь, пожалуйста, за 1 руб. Люди очень удивляются, что у нас такой широкий ассортимент. На сегодняшний день в нашей аптеке порядка 5000 наименований препаратов. Безусловно, ассортимент еще будет формироваться, т.к. аптека открылась недавно. Но с уверенностью могу сказать, что дефектура у нас минимальная. Популярностью пользуется акция "Товар дня", по которой покупатель может приобрести препараты по еще более низким ценам.
О.И.: Хотелось бы добавить, что офис централизованно проводит мониторинг цен аптек по всему городу и строит ценообразование таким образом, чтобы цены в общем по городу — будь то Климовск, Подольск, Домодедово или другие населенные пункты — у нас были самые низкие.
Проводится ли у вас работа с посетителями?
Е.Г.: Смотря, что под этим подразумевать. Сеть "Живы–Здоровы" принимает участие в благотворительных проектах и программах социальной помощи для жителей Московской обл. Мы регулярно участвуем в общегородских мероприятиях и праздниках, посвященных Дню пожилого человека, Дню матери, Дню города, 8 Марта, спортивных мероприятиях ("Мама, папа, я — спортивная семья", фитнес–марафоны). Мы заботимся о наших посетителях и стараемся их радовать не только низкими ценами! И нам было очень приятно, когда в день открытия аптеки люди заходили к нам со словами: "Наконец–то вы у нас открылись!"
Да и в повседневной работе мы делаем все, чтобы посетитель ушел от нас довольным. Если какого–то препарата нет в наличии, подбираем аналоги, прямо на кассе оформляем индивидуальный заказ, который можно получить на следующий день. Большое внимание уделяем грамотной выкладке товара.
-----------
Чубарова Екатерина Михайловна, пенсионерка: "Я живу рядом, и очень рада, что аптека "Живы–Здоровы" наконец–то открылась возле нас! У меня сахарный диабет, поэтому прихожу сюда за тест–полосками и разными препаратами. Цены здесь невысокие, и для стариков это большая находка! Мы очень благодарны, что рядом с нами теперь работает такая аптека! Остается только пожелать ее коллективу всех благ, здоровья и благополучия!"
-----------
Влияет ли кризис на покупательскую способность?
Е.Г.: Могу сказать, что во время кризиса люди действительно сравнивают цены в аптеках… И приходят к нам!
А месторасположение аптечного предприятия — на его успешное развитие?
Е.Г.: Наш район можно назвать "спальным", это не окраина Подольска, но довольно спокойный, старый район города. Когда мы открывались, в районе работало всего две аптеки! И я считаю, что аптека очень удобно расположилась на улице, которая ведет к памятнику архитектуры — музею–усадьбе "Ивановское", рядом — остановка общественного транспорта, напротив аптеки — пешеходный переход, что как дополнительный плюс отмечают посетители. Но самое главное, что открытию нашей аптеки обрадовались местные жители, так что можно сказать, аптеки "Живы–Здоровы" открываются там, где их ждут! Ведь самое главное для нас в работе — качество, как обслуживания, так и продукции, отпускаемой работником первого стола!
Сейчас очень актуален вопрос качества и безопасности ЛП, хранения, проверки серий, которые рекомендованы к изъятию из обращения.
Е.Г.:Росздравнадзор рассылает информационные письма, мы получаем данные, внимательно смотрим за тем, какой препарат забракован, или по какому лекарственному средству идет приостановка продаж. И, конечно, изымаем их из отпуска.
А как налажена работа с поставщиками в кризис?
О.И.: Могу сказать, что у маленьких аптечных сетей, которые не очень платежеспособны, условия поменялись. Что же касается нас, то условия работы с поставщиками остались неизменными — такими, какими они были и 3–4 года назад. Мы существуем уже давно и зарекомендовали себя как надежного, платежеспособного партнера. Развивается компания только за счет своих средств, не прибегая к кредитам и займам со стороны. Поэтому поставщики нас хорошо знают и условия не меняют даже во время кризиса.
Как вы относитесь к контролю цен на препараты перечня ЖНВЛП и возможным штрафным санкциям к аптекам?
О.И.: Проверки прокуратуры и других контролирующих органов проходят регулярно и очень часто по всем аптекам сети. Проверяется наличие обязательного перечня минимального ассортимента, который должен присутствовать в аптеке, и соответствие зарегистрированной цене на ЖВНЛП. С учетом того, что у нас автоматизированная система, современное программное обеспечение, то страха перед возможными санкциями нет. По крайней мере, за последние три года наши аптеки ни разу не штрафовали по этим критериям.
Е.Г.: Уточню, контроль цен на ЖНВЛП происходит в головном офисе; безусловно, когда препараты приходят в аптеку, я тоже слежу за ними. Цены у нас низкие, наценка минимальная, и я тоже никогда не слышала, чтобы к нашим аптекам применялись штрафные санкции.
Елена Георгиевна, какие Вы видите плюсы работы в составе сети?
Е.Г.: Безусловно, в сети работать легче, ты всегда чувствуешь поддержку и взаимопонимание. Руководство помогает нам решить любые вопросы. А главный плюс, пожалуй, — это стабильность компании.
А членство в профессиональной ассоциации как помогает компании?
О.И.: Для нас участие в Ассоциации независимых аптек (АСНА) дает лучшую управляемость сетью, помогает оптимизировать бизнес–процессы (управление мотивацией сотрудников, автозаказ и т.д.) и увеличить доходность (управление ассортиментной политикой и пр.). Мы используем программное обеспечение, разработанное специалистами АСНА, — и на сегодняшний день это, на мой взгляд, самое современное, удобное и надежное ПО. Мы стали более прозрачны для производителей. И нам, со своей стороны, стало удобнее и проще общаться с ними. Теперь совместно мы можем организовывать самые разнообразные акции для клиентов, которые самостоятельно, без участия Ассоциации, мы бы сделать не смогли.
Можно ли ожидать уменьшение ассортимента и дефицит ЛС в аптеках во втором полугодии?
О.И.: Сейчас тенденция такова, что идет скорее сокращение парафармацевтики и лечебной косметики в ассортименте аптек, а не лекарственных средств. Это связано с тем, что за последние полтора–два года покупательская способность — это не секрет — значительно снизилась. Люди стали меньше покупать дорогую импортную лечебную косметику для ухода за кожей лица, тела. Происходит переориентация на отечественные, более доступные продукты. Поэтому, например, в аптеках сети "Живы–Здоровы", расположенных, в основном, в Московской обл., мы потихоньку сокращаем ассортимент лечебной косметики. А вот ассортимент лекарственных средств, наоборот, становится больше.
А как вы относитесь к конкуренции?
О.И.: В Подольске и Подольском районе, где находится большинство аптек сети "Живы–Здоровы", на сегодняшний день серьезных конкурентов для себя мы не видим. Но мы все время мониторим рынок. Наблюдаем за новыми, даже в условиях кризиса постоянно появляющимися аптеками. Причем в Московской обл. часто могут открываться точки аптечных сетей, которыми руководят из отдаленных регионов. Но мы стараемся поддерживать конкурентные цены, давать дополнительные скидки, делать интересные акции для покупателей, расширять ассортимент, если это требуется. Мы популярны у населения и дорожим этой популярностью, с оптимизмом смотрим в будущее. Как уже было сказано, в сети функционируют более полусотни аптек, многие из которых работают круглосуточно, а в планах на 2016 г. — открытие еще более 20 аптечных точек.