В конце августа 2020 г. «справедливоросы» во главе с руководителем фракции Мироновым С.М. подготовили и внесли в ГосДуму законопроект о продлении режима ЕНВД до 2025 г.
Но, если для всех организаций отмена этого понятного и удобного режима налогообложения намечалась с 1 января 2021 г., то для аптек время "Ч" наступило 1 июля 2020 г. в связи со стартом обязательной маркировки лекарственных препаратов.
Прошло уже два месяца работы в новых условиях. Ассоциация аптечных учреждений "СоюзФарма", не оставляя попытки отстоять интересы небольших аптек, для которых отмена ЕНВД равносильна закрытию, провела опрос своих участников.
Выяснялось несколько вопросов: перешли ли аптечные организации полностью на другой режим налогообложения; используют ли они одновременно 2 режима: для маркированных и немаркированных лекарственных препаратов (что позволительно в соответствии с разъяснениями налоговой службы); как долго они смогут его искусственно удерживать. Самую ценную, содержательную, часть опроса составило мнение профессионалов о том, что несет за собой отмена ЕНВД и переход на другие системы налогообложения, а также их видение возможных сценариев развития аптек или… небытия…
Учитывая региональную представленность Ассоциации и наличие в составе аптечных организаций, осуществляющих свою деятельность в значительной степени вдали от крупных мегаполисов, есть некоторые отличия в статистических показателях. Но в данном случае это не имеет принципиального значения. В целом, картина такова — из общей численности аптек, принявших участие в опросе, полностью перешли на новый режим налогообложения (вместо ЕНВД) от 20 до 35%. С использованием двух режимов налогообложения работают от 22 до 45% участников опроса.
Теперь остановимся на негативных факторах, с которыми столкнулись аптеки при лишении их ЕНВД.
Самый главный и очевидный — увеличение налоговой нагрузки. ААУ "СоюзФарма" еще в конце 2019 г., когда еще не было принято решение о переносе сроков маркировки ЛП, направляла в территориальные органы исполнительной власти и службы уполномоченных по защите прав предпринимателей письма, в которых содержались подробные расчеты аптек об изменении суммы налогов при переходе на другой режим. Следует отметить, что представлялись не общие, усредненные, цифры, а дифференцированные — в зависимости от места деятельности аптеки (город, сельская местность…) и ее финансовых показателей.
В проведенном сейчас блиц-опросе высказываемые ранее опасения подтверждаются. Однако в данном обзоре остановимся лишь на обобщенных сведениях. Аптечные организации (те, которые уже полностью ушли с ЕНВД, и те, которые совмещают 2 режима налогообложения) приводят расчеты по увеличению налоговой нагрузки в интервалах: на одних территориях от 4 до 8 раз и на других — от 10 до 15 раз.
Все участники опроса подтверждают, что тоже очевидно, усложнение расчета налогов, увеличение затрат (финансовых, трудовых) на ведение бухгалтерского учета (затраты на программное обеспечение, требующее постоянного обновления, прием в штат дополнительной единицы - бухгалтера).
В такой ситуации, естественно, встает вопрос о снижении рентабельности аптечных организаций. За счет чего можно было бы ее сохранить, и приемлемы ли такие условия не только для аптек, но и для населения?
С учетом того, что заблаговременно многие руководители уже поработали над оптимизацией расходов, вариантов для аптек остается не так много. В первую очередь, работа с ассортиментом. Но и здесь есть ряд табу, наложенных государством: регулирование цен на препараты, входящие в Перечень ЖНВЛП, размеров оптовых и розничных надбавок на них, обязанность наличия препаратов в соответствии с утвержденным Минимальным ассортиментом аптек. Так что остается одно — повышать цены на лекарства, не входящие в ЖНВЛП и другие товары аптечного ассортимента. К чему это может привести — проиллюстрируем ответами аптек.
"Резкое увеличение налоговой нагрузки, усложнение ведения учета, что существенно для микропредприятий. В результате чего придется увеличивать процент торговой наценки, что повлечет за собой увеличение цен для населения и снижение покупательной способности, уменьшение товарооборота, и как следствие, закрытие нерентабельной точки".
"Повышение налоговой нагрузки и, как следствие, убыточная деятельность аптек и аптечных пунктов с малым товарооборотом, что приведет к их закрытию. Это негативно скажется на обеспечении населения медикаментами, в основном, сельских населенных пунктов.
В связи с существенным повышением налоговой нагрузки (примерно в 8-10 раз) руководством предприятия, возможно, будет принято решение о сокращении штата или закрытии".
"Резкое снижение рентабельности, закрытие небольших аптек, уничтожение малого бизнеса, монополия федеральных сетей. Риск того, что население сельской местности (малочисленные поселения) останутся без лекарственного обеспечения, т.к. крупные федеральные и региональные сети туда не идут, а единичные аптеки закроются в результате нерентабельности".
"Снижение прибыли приведет к проблемам с ассортиментом, снижению качества обслуживания, увольнению сотрудников и т.д.".
"Потеря рабочих мест фармспециалистами. Местные бюджеты недополучат налоги".
А аптеки, которые перешли на новые режимы налогообложения и пытаются их освоить, опасаются дополнительных штрафов от налоговиков, так как возникло много тонкостей по сравнению с ЕНВД.
Общий вывод, к которому пришли аптеки Ассоциации неутешительный — деятельность одиночных аптек становится экономически нецелесообразной и после того, как у них уже не будет возможности работы с немаркированными лекарственными препаратами, а значит, они лишатся последней возможности применять ЕНВД, многие из них будут вынуждены закрываться. Кстати, такая же ситуация уже подтверждена статистическими данными маркетинговых агентств (в целом по стране закрылось уже более 1000 аптек).
Что же можно предпринять, чтобы не только сохранить небольшие аптечные организации в тех местах, куда никогда не пойдет сетевые структуры?
Прежде всего, о чем неоднократно писала ААУ "СоюзФарма", хотя бы до конца года сохранить для аптечных организаций ЕНВД. Конечно, это мера временная. Теперь вновь очевидна необходимость снижения процентной ставки по упрощенной системе налогообложения до 1%, на что пошли лишь в 5 субъектах РФ. Как показывают расчеты аптек Ассоциации, это будет самый реальный налог, хотя и он многократно превысит ЕНВД.
Свою позицию Ассоциация аптечных учреждений "СоюзФарма" отразила в обращении, отправленном в Государственную Думу — руководителю фракции "Справедливая Россия", по инициативе которой в ГД внесен законопроект о продлении срока действия единого налога на вмененный доход до 1 января 2025 г.
Источник: Пресс–служба ААУ "СоюзФарма"