20.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024 18+
20.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024
// Фармрынок // Ассортимент

Электронная торговля лекарствами, проблемы доставки

У электронной торговли, несомненно, большое будущее. Она уже плотно вошла в нашу жизнь.
Мы все привыкли, что одним касанием экрана телефона можно получить любую необходимую информацию на товары, причем довольно быстро, и получить заказ в течение нескольких часов, в удобном для покупателя месте.

Романова Ирина
Руководитель зоны Евразия бизнес-подразделения безрецептурных препаратов и товаров для здоровья Санофи

Романова Ирина

Пандемия коронавируса спровоцировала новый скачок развития онлайн–сервисов, в том числе в сфере медицинских услуг и на фармацевтическом рынке. Особое место среди них занимает электронная торговля лекарственными препаратами.

Миллионы людей со всего мира ежедневно покупают лекарства в интернете. Такая возможность крайне важна, например, для тяжелобольных, особенно в местах, где нет аптек в "шаговой доступности". Риски легализации онлайн–торговли лекарственными средствами на российском рынке обсуждались несколько лет. Несмотря на многочисленные опасения, электронная торговля препаратами запущена и успешно работает уже больше года. Многие потенциальные проблемы, в том числе вопросы безопасности, оказалось возможным решить и теперь лекарства доставляют даже на дом.

При этом нельзя сказать, что россияне с энтузиазмом отнеслись к новой услуге. Основная причина отказа от онлайн–покупок — доставка. Дойти до ближайшей аптеки оказалось проще, чем ждать курьера и платить за сервис. По данным аналитиков, доля дистанционных продаж на аптечном рынке за 2020 год составила всего 6,6%. Спустя год после старта дистанционной торговли лекарствами доля заказов с доставкой на дом была менее 20% от всех онлайн–продаж препаратов. И сейчас превалируют заказы с возможностью забрать товары из аптеки.

Почему доставка лекарств на дом не особенно популярна в России?

1. Высокая стоимость.

Доставка заказа может стоить от 300 до 700 рублей в зависимости от города. При этом средний чек по аптекам в России во втором квартале 2021 года, по данным исследования партнерской сети группы компаний Admitad, составил около 1500 рублей. Логично, что покупатель не готов отдавать за доставку от 30% до 50% стоимости самого заказа и предпочитает дойти до обычной аптеки.

2. Недоступность онлайн–покупки рецептурных препаратов.

Интернет–торговля пока разрешена только для безрецептурных препаратов, соответственно, за рецептурными придется идти самому. В таком случае проще купить все и сразу "офлайн" или оформить заказ с доставкой в ближайшую аптеку.

3. Обилие аптек.

В России почти 60 тысяч аптечных точек. В крупных городах в одном доме могут располагаться несколько аптек, поэтому заказать лекарства онлайн, а затем прийти в аптеку за заказом в любое время, забрать его без очереди, докупить что–то — достаточно удобно.

4. Условия доставки.

Ждать звонка, рассчитывать время, оставаться дома до приезда курьера - эти нюансы также не добавляют популярности доставке на дом.

5. Недоверие к онлайн–ритейлерам.

Похоже, потребитель пока не уверен в том, что лекарства, продающиеся онлайн, не являются подделками, хранятся, транспортируются и доставляются с соблюдением всех необходимых условий.

Что может помочь?

1. Контроль за деятельностью онлайн–ритейлеров.
С 1 сентября 2021 года несетевым аптекам также разрешили дистанционную торговлю лекарствами. Было отменено требование иметь не менее десяти аптек на территории России и собственный вебсайт. Аптеки смогут заключать договоры с маркетплейсами, чтобы вести торговлю на их сайтах. Это предоставит новые возможности интеграции фармацевтического рынка не только с экосистемами, но и с онлайн–ритейлом. Для потребителя такой подход, вероятно, будет удобным — всегда проще заказать все нужные товары в одном месте, нежели пользоваться услугами разных продавцов, переплачивая за доставку. Однако ответственность за качество в рамках доставки препаратов по–прежнему будут нести аптеки, даже если лекарства были куплены на сайте партнера и доставлены курьерскими компаниями.

Заказ ЛС в интернете

Лекарственные средства требуют особых условий и контроля, поэтому за их транспортировку отвечают на данный момент дистрибуторы, у которых есть все юридические и технические возможности хорошо организовать этот процесс. Далее, если онлайн-продавцы осуществляют доставку препаратов потребителям, то они точно также легализуют все процессы, начиная с лицензирования своей деятельности. То есть все шаги, связанные с перемещением лекарств от изготовителя до потребителя, строго регламентированы. Информирование покупателей о безопасности дистанционной торговли и популяризация проверки потребителями приобретаемых препаратов с помощью систем обязательной маркировки лекарств могут помочь повысить лояльность потребителей к доставке.

2. Разрешение на электронную торговлю рецептурными препаратами.

Возможность заказывать онлайн и получать на дом не только безрецептурные, но и рецептурные препараты - серьезный триггер для развития дистанционной торговли лекарственными средствами. В пилотном режиме такую возможность планируют тестировать в этом году в Москве, Московской и Белгородской областях. Обязательным условием дистанционной торговли рецептурными препаратами станет переход на отпуск лекарств в аптеках по электронным рецептам, которые должны быть интегрированы в систему маркировки.

3. Снижение стоимости доставки заказа на дом.

С выходом несетевых аптек на маркетплейсы стоимость доставки для потребителя действительно может стать более "комфортной". Кроме этого, появится возможность объединять заказ лекарств с другими и также уменьшать плату за доставку.

4. Расширение зон доставки за пределы крупных городов.

Пока доставка препаратов еще не стала реальной ценностью для большинства российских потребителей. Однако эта услуга действительно востребована и необходима в отдаленных регионах страны, которые сталкиваются с проблемами доступности лекарств.

5. Индивидуальный подход в подборе препаратов, онлайн-консультации фармацевтов.

Люди по–прежнему ищут возможность получить совет фармацевта, задать вопрос, обсудить свою проблему. Но интернет–консультации с фармацевтами пока недоступны, а онлайн–приемы врачей достаточно дороги и не дают широких возможностей для подбора индивидуального лечения. Вероятно, рост популярности дистанционной торговли препаратами в целом и доставки, в частности, будет зависеть от развития телемедицинских сервисов.

6. Скидки, акции, особые условия для клиентов.

Персонификация покупок при онлайн–торговле в перспективе может принести еще больше пользы потребителям. Если мы говорим о лекарственных препаратах, вероятно, будут развиваться комплементарные продажи. Например, покупателям, часто заказывающим "фастфуд", было бы логичным предложить средства для профилактики проблем с пищеварением. Кроме того, усилить востребованность доставки могут такие сервисы, как предзаказ дорогостоящих редких препаратов и индивидуальное сопровождение регулярных заказов.

Пандемия внесла свои коррективы в привычную для нас жизнь. И в этой новой реальности все очень стремительно меняется. Логично предположить, что будет расти производство масок и других средств индивидуальной защиты. Но объем рынка лекарственных средств вряд ли изменится кардинально: потребление препаратов в России держится примерно на одном уровне уже много лет подряд — около 6 млрд. упаковок в год. Вероятно, он таким и останется. Поэтому я считаю, что на рынке найдется место всем. Россия — большая страна: возможно, на каких–то территориях онлайн–торговля все–таки будет вытеснять традиционный ритейл. Где–то будет превалировать офлайн–торговля лекарственными препаратами.

Но это во многом будет зависеть и от общемировой ситуации. Кто знает, может быть, на новом витке пандемии обычный ритейл совсем закроют? Или произойдет новая технологическая революция и по улицам будут ходить роботы, доставляющие лекарства в таблетницах? При таком сценарии, конечно, рост онлайн–ритейла и сервисов по доставке лекарств побьет все рекорды.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
Платиновая унция
   
   
 
   
Статьи подрубрики ассортимент:
Современные мочеприемники в обеспечении ухода за больными

Основным назначением всех мочеприемников является обеспечение сбора мочи в случае необходимости как взрослых, так и детей, включая новорожденных. Это может потребоваться при уходе за пациентом во время стационарного или амбулаторного лечения, а также при подготовке к проведению лабораторных анализов мочи.

Аптечный онлайн: драйверы роста

Дистанционные продажи, поиск и заказ медикаментов прочно вошли в жизнь и потребителей, и аптек. Своим опытом и решением задач поделились представители разных аптечных онлайн-площадок в рамках стратегической дискуссии "Аптечный офлайн и онлайн" на форуме "Аптека-2023".

Мифы об акне: верно ли, что "прыщи можно не лечить"?

Реклама|erid:Kra23deAJ 

Приходит время, и дети взрослеют. Первая влюбленность, первые серьезные экзамены, первые шаги к самостоятельной жизни… Этот период юности — серьезная нагрузка для растущего организма. 

Фармпром в онлайне

Продвижение своего бренда и продукции в онлайне фармпроизводители могут реализовать на сайтах аптечных агрегаторов и аптечных сетей. Какие факторы необходимо учесть при этом?

Одобрена первая в России вакцина от опоясывающего лишая

Вакцина для предупреждения опоясывающего типа герпеса (так называемого опоясывающего лишая) недавно была зарегистрирована Минздравом.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
Платиновая унция