Однако в том, чтобы быть семейной, "своей" аптекой для местных жителей есть несомненные преимущества. Более того, как полагает Елена Шуйкина, заведующая аптечным пунктом "Аптека Фарма", принадлежащим компании Здоровье Health, именно в индивидуальном подходе при решении проблем конкретного человека заключается истинное предназначение фармацевта.
Елена Олеговна, познакомьте нас с Вашей аптекой.
— На этом месте по адресу ул. 1812 года, д. 2 (район Дорогомилово ЗАО Москвы — Прим. ред.) аптека функционирует уже более двадцати лет. До прошлого года наша аптека и аптечный пункт на Филевском бульваре назывались "Здоровье", а с ноября 2023 года перешли под управление компании "Аптека Фарма" (по франшизе), аптечной сети из Рязани с 25-летней историей, которая с 2022 года начала активно осваивать столичный регион. Но учредитель остался тот же — фармацевтическая компания Здоровье Health, производитель фиточаев и сборов из лекарственных трав.
Люди хорошо нас знают и уже не одно поколение постоянных посетителей пользуются услугами аптеки, поэтому слова "Вы наши любимые, вы наши родные", приходится слышать очень часто.
Соглашусь, это очень приятно. А как Вы пришли в фармацию?
— Стаж у меня относительно небольшой — всего 10 лет. После Ивановского фармацевтического колледжа я почти 6 лет проработала за "первым столом" в одной из аптечных сетей Санкт–Петербурга, при этом выполняя и некоторые административные функции. Потом было принято решение о переезде в Москву.
Заведующей сразу двух аптечных пунктов "Аптека Фарма" я работаю с момента их открытия под новым брендом. Всего у нас два фармацевта и я в качестве заведующей. В случае необходимости я с удовольствием веду отпуск за "первым столом", мое фармобразование позволяет это делать.
Вообще, работа в аптеке такова, что опыта набираешься буквально каждый день. Чтобы стать настоящим профессионалом, необходимо непрерывно учиться, совершенствовать свои навыки.
Какие же качества Вы более всего цените в своих сотрудниках?
— Чтобы работать в аптеке, мало быть просто профессионалом, важны и личностные качества. Человек должен быть не просто грамотный, но и вежливый, терпеливый, исполнительный, а еще понимать, что его задача — помочь людям, быть ответственным за их здоровье. Тем более, что в большинстве своем в аптеку идут люди, имеющие заболевания, а кто-то со своей болью и переживаниями. Поэтому, если ты не умеешь коммуницировать с людьми, то стоит поискать другое место для приложения своих знаний.
![Персонал Аптека Фарма Персонал Аптека Фарма](https://img.mosapteki.ru/images/media/27950)
Для меня важно качественное профессиональное отношение к работе и искреннее желание помогать. А чтобы сохранить и не растерять профессиональные навыки, необходимо постоянно самосовершенствоваться.
Месторасположение аптеки важно для того, чтобы быть успешной?
— Конечно, это очень важный фактор. Наш аптечный пункт, как видите, находится во дворе огромного «сталинского» дома, и люди, идущие вдоль проспекта от метро или к метро, даже не подозревают о нашем существовании. Но те, кто здесь живет, нас знают. Они рассказывают о нас своим родным, близким, соседям… Так что проходимость у нас хорошая. Хотя, на мой взгляд, реклама бы не помешала.
Плюсом для нас является тот факт, что конкурентов у нас здесь немного, по сравнению с другими, где порой в одном доме работает сразу несколько аптек. Из ближайших — только "Доктор Столетов", которая находится в этом же здании, но со стороны проспекта.
А еще буквально в нашем дворе расположены детская и взрослая поликлиника, детский садик, так что постоянных посетителей-пациентов хватает.
Какой он, портрет Вашего постоянного посетителя?
— В основном это возрастная категория тех, кому за 60, но есть и родители с детьми. Многие из них приходят уже с назначением врача после визита в поликлинику. Мы стараемся, конечно, привлекать и молодежь. Прежде всего, различными программами лояльности, скидками, возможностью интернет–заказа. Пенсионеры ведь не сильно вникают во все это, а молодому поколению и людям среднего возраста интересно воспользоваться интернет–технологиями, приобрести товар по акции, получить подарок.
И какие же скидки предлагаете?
— У нас есть скидка для владельцев "Социальной карты москвича" (до 5%), но предложения по программе лояльности намного выгоднее. Судите сами. Во-первых, каждую среду мы возвращаем 15% от суммы покупки в виде кешбэка. Мы начисляем 1 бонус — 1 рубль и уже на следующий день ими можно оплатить до 99% от суммы чека. Во-вторых, у нас действует программа "Калейдоскоп скидок", когда в 10, 15, 20 и 25-й день каждого месяца мы предоставляем соответствующие скидки на определенный ассортимент. Это уже сложившаяся традиция. Причем меняются только группы акционных товаров, сами же скидки неизменны. Люди ценят это постоянство.
Еще у нас есть категория препаратов "Товар дня", при покупке которых человеку возвращается до 50% в виде бонусов, а в январе–феврале мы начисляли кэшбэк в размере 25% буквально каждый день. При этом у нас и цены на лекарства ниже средних по району.
Действительно выгодно. А что можете рассказать об ассортименте, что пользуется наибольшим спросом?
— В нашем ассортименте насчитывается около 3000 наименований, включая лекарственные препараты и парафармацевтику. Как я уже отмечала, многие приходят к нам уже с назначением врача, поэтому стараемся поддерживать максимально разнообразие именно рецептурных препаратов, чтобы был выбор, как говорится, на любой кошелек. И все–таки большим спросом у нас пользуются именно оригиналы, примерно в пропорции 60/40.
С учетом того, что импортных препаратов на рынке стало меньше, люди, конечно, интересуются и российскими лекарствами. Пожилые отдают предпочтения менее дорогим препаратам, но иногда выбирают самый недорогой из оригиналов.
![Здоровье Health Здоровье Health](https://img.mosapteki.ru/images/media/27953)
Конечно, не могу не отметить, что любимой специализацией является продукция фармкомпании Здоровье Health, нашего учредителя. Портфель продукции разнообразен и пользуется устойчивым спросом — это лекарственные травы и лекарственные растительные препараты широкого спектра фармакотерапевтических групп: гемостатические, антисептические, спазмолитические, антимикробные, витаминные, седативные, противовоспалительные, слабительные, вяжущие, отхаркивающие, желчегонные, диуретические, обволакивающие, стимулирующие аппетит и другие.
Как Вы справляетесь с дефектурой?
— Стараемся, насколько это возможно, справляться с ней, с учетом взаимозаменяемости препаратов, аналогов. Конечно, есть такие препараты, которые заменить нечем и пациенты, особенно с хроническими заболеваниями, страдают. На сегодня остаются проблемы с лекарствами для лечения бронхиальной астмы (например, вентолин), некоторыми антибиотиками, желудочно-кишечными средствами. В основном это все зарубежные препараты.
Анализ дефектуры по наличию у поставщиков, дистрибуторов, в других аптеках ведется постоянно. Несомненно, это огромный аналитический труд, но мы стараемся решить проблему сообща, не только вместе с сотрудниками аптеки, но и с коллегами из офиса. Каждому препарату пытаемся найти замену в форме, удобной для пациента.
В чем еще Вы видите преимущества небольшого аптечного пункта?
— У меня сложилось впечатление, что большие аптечные сети направлены главным образом на бизнес, зарабатывание денег. У нас же ситуация принципиально иная, мы концентрируем усилия на здоровье конкретного пациента.
Одно из главных наших преимуществ — постоянство и комфортные фармконсультации. Ведь люди знают, что мы здесь были, есть и будем. Кроме того, многие идут в аптеку именно посоветоваться и таким посетителям очень важно, чтобы им уделили достаточно времени. Иногда приходят с просьбой что–то прокомментировать в назначении врача, разобраться с инструкцией (противопоказания, дозировки, прием, хранение). Многие просят советы по витаминам, БАД средствам профилактики, реже — по гигиеническим средствам и лечебной косметике. Многие посетители выбрали для общения конкретного сотрудника "первого стола", который вызывает симпатию и доверие. Мы стараемся людям идти навстречу, максимально оперативно оформляем индивидуальные заказы на отсутствующие препараты, чтобы человек мог поскорее начать лечение.
Кроме того, у нас больше возможностей для саморазвития. В больших сетях уже все спланировано и решено. Мы же можем проявлять больше творческой инициативы, что-то предлагать, пробовать. В своей политике мы более гибкие и быстрее реагируем на нововведения и подстраиваемся под изменившиеся условия.
Насколько Вы вовлечены в процесс цифровизации и сотрудничаете ли с онлайн-площадками по поиску лекарств?
— Да, мы сотрудничаем как с сугубо информационным ресурсом "СправМедика", так и с сервисами интернет–заказа — Здравсити, Еаптека, Аптека.ру.
Люди ищут лекарства, звонят нам, уточняют, приезжают даже из других районов города.
А с таким явлением, как самолечение, часто приходиться сталкиваться?
— Разумеется. Не все же идут прямиком в поликлинику с простым кашлем или болью в горле и далеко не все готовы потом брать больничный. Люди хотят найти быстрое решение проблемы, как говорится, здесь и сейчас.
Приятно осознавать, что люди стали больше интересоваться характеристиками препаратов, стали более подкованными в этих вопросах и не готовы глотать все подряд. Но у каждой медали есть и оборотная сторона. Обилие информации, особенно в Интернете, стимулирует некоторых на самолечение. Мы это видим даже по интернет–заказам, в которых часто попадаются совершенно несовместимые лекарства. Может быть, они заказывают все это разным людям, но само наличие в заказах таких позиций нас настораживает. Поэтому мы всегда стараемся проявить бдительность и уточняем, для кого именно и для лечения каких симптомов заказаны те или иные лекарства. В сомнительных случаях предостерегаем, чтобы уберечь наших клиентов от необдуманного самолечения. И конечно, без рецепта даже интернет-заказы не отпускаем.
Я вообще считаю, что любые лекарственные средства должны отпускаться только по назначению врача. Ведь даже простой витамин может иметь массу противопоказаний. Иногда в разговоре становится ясно, что человеку необходима именно врачебная помощь. Таким посетителям настоятельно советуем потратить время на визит в поликлинику.
Вспоминается один случай, когда к нам пришел мужчина и попросил обыкновенное средство для чистки печени. Однако уже с первого взгляда стало понятно, что у человека очень серьезные признаки печеночной недостаточности, и речь в тот момент могла идти только о немедленном визите к врачу. Впоследствии он приходил к нам и благодарил нас за нашу настойчивость, которая буквально спасла ему жизнь.
По моему мнению, со своим здоровьем нужно быть внимательнее!
К доставке как относитесь?
— Услуга доставки, конечно, востребована и набирает обороты, но лично мне она не по душе, если это касается лекарств, тем более рецептурных.
За лекарством человек должен прийти сам и получить фармконсультацию специалиста. Если человек по каким–то причинам не имеет возможность зайти лично, есть прикрепленные социальные работники, которые могут помочь.
С лекарствами нельзя шутить, поэтому не стоит отдавать их на откуп различным курьерским службам и людям без соответствующего образования. Если на доставках будут работать мобильные фармацевты, тогда — пожалуйста. В любом случае, эту сферу для начала необходимо профессионализировать, а уж потом заниматься ее широким внедрением.
В последнее время лекарства и парафармацевтика активно продвигаются на маркетплейсах. Для Вас это проблема?
— Проблема такая же, как и самолечение. Более того, доступность аптечного ассортимента на маркетплейсах лишь стимулирует это пагубное явление. Тот же "Вайлдберриз" — это далеко не аптека, и покупка там товаров аптечного ассортимента — своеобразная игра в русскую рулетку. Возникает масса вопросов: откуда это все берется (сертификаты, лицензии, маркировка и т.д.), есть ли рекомендации врачей, осведомлен ли человек о побочных действиях, в каких условиях хранится товар на складе?
![Витрина с косметикой Витрина с косметикой](https://img.mosapteki.ru/images/media/27947)
Даже продукты питания рискованно покупать, чего уж говорить о лекарствах. Так что я категорически против. Отпуск лекарств должен оставаться исключительной прерогативой фармацевта/провизора, и только в стационарной аптеке.
Что можете сказать о внедрении электронных рецептов?
— Я не ретроград и к новым технологиям отношусь с пониманием. Если система построена таким образом, что врач выписывает препарат в конкретную аптеку, человек приходит и получает именно то, что нужно, — это одно. Ему ничего не надо додумывать, что-то искать. Но какой в этом смысл, если на данный момент система устроена иначе, и люди все равно вынуждены искать аптеку, где нужное лекарство есть в наличии, а потом брать с запасом на будущее… Одним словом, как бы это громко ни звучало, необходимо изначально стремиться к идеалу. Тогда и любые нововведения будут безоговорочно приняты всеми. Мы же пока участия в эксперименте не принимаем, но если будет нужно, конечно, рассмотрим вопрос.
Каково Ваше отношение к возрождению производственных аптек? Насколько это актуально сейчас?
— Я считаю, что готовых лекарственных форм сейчас и так предостаточно, даже в избытке, например, различных торговых наименований одного МНН. Другое дело, если речь может идти об изготовлении препаратов по индивидуальным рецептам, особенно в педиатрии (капли, мази, суспензии, порошки, косметические средства). Что касается более сложных препаратов, то это потребует огромных вложений в сертификацию, контроль качества, подготовку кадров.
С другой стороны, это может привести к росту квалифицированных кадров именно химико-технологического профиля, а впоследствии благотворно скажется и на всей отрасли в целом, повысит качество отечественных препаратов. Возможно, это будет более востребовано в аптеках госпитального сектора, когда уже есть назначение врача.
Елена Олеговна, в будущее смотрите с оптимизмом?
— Без оптимизма жить и работать невозможно. Хотелось бы, что бы у нас появилось больше постоянных посетителей. Тех, кто хочет вести здоровый образ жизни, правильно питаться, быть внимательным к окружающему миру, а еще тех, кто правильно лечится, а не пытается только маскировать симптомы. Именно этому нужно уделять пристальное внимание.