29.05.2024 Издается с 1995 года №4 (361) апр 2024 18+
29.05.2024 Издается с 1995 года №4 (361) апр 2024
// Фармрынок // Мониторинг

Фармацевтика онлайн: активность падает, конкуренция растет

Фармрынок в части "электронной коммерции" в нынешнем году "взял паузу". Как сообщают аналитики RNC Pharma, занятые в данной сфере компании в большинстве своем перенаправили вложения на задачи с более четкими перспективами.

Однако динамика все же положительная: рублевый прирост реализации лекарств и парафармацевтической продукции в январе-марте 2023-го составил 2,3% в сравнении с годом прошедшим. Конечно, 2022-й показывал совсем другую, почти 70-процентную динамику при таком же относительном расчете. Но всплеск спроса прошлой весной был связан не с поступательным развитием интернет-сегмента, а с ситуацией ажиотажа: на просторах всемирной сети пациент старался разыскать те наименования, которые в аптечных запасах временно отсутствовали.

В режиме экономии

Общая доля "электронной коммерции" на фармрынке (опять же в рублевом эквиваленте) приблизилась к 80%. Данный показатель сформировался скорее не за счет результатов интернет–ритейла, а из-за относительно невысокой активности покупателей–пациентов в классических аптеках: на смену "пиковому" спросу пришла общая тенденция к экономии средств. Денежные объемы аптечной реализации уменьшились на 7,8% в сравнении с цифрами за тот же период года минувшего. Суммарные изменения в национальной фармрознице (включая нелекарственную продукцию) — также отрицательные, но чуть менее значительные: минус 6,2%.

Общий же объем онлайн–реализации и бронирования фармпродукции за три первых месяца 2023-го составил немногим более 80 млрд. руб. (в итоговых розничных ценах с учетом НДС).

Сегмент крупнейших

Более половины лидеров фармацевтического интернет-ритейла уменьшили свою активность. Однако градус конкуренции тем не менее повысился. И теперь на долю "первой двадцатки" приходится почти 90% электронного фармрынка — 71,4 млрд. руб. из 80,2 млрд. Степень концентрации увеличилась почти на три процента: менее крупные организации чувствуют себя в онлайне достаточно некомфортно.

Самый активный рост показала сеть "Апрель". "Электронные" продажи компании увеличились на 69%, что связано не только с интернет–активностью, но и, в первую очередь, с физическим открытием аптек. За первый квартал 2023 г. в составе организации начали работу 449 новых "точек".

"Серебряным призером" в аспекте динамики стала "Эркафарм&Мелодия Здоровья", прибавившая 53%, а перед этим сменившая собственника и меняющая схемы управления. В «первую пятерку» по приросту в онлайне вошли также "АСНА" с 41%-ным повышением результатов, "Ютека" и "Фармленд" (+31% и 26% соответственно).

RNC e-com фармритейл 1 кв

Статьи подрубрики мониторинг:
Зимние рекорды: как работал фармпром в январе-феврале

Начало 2024 года ознаменовалось большой активностью национальной фармотрасли, сообщают эксперты-аналитики из RNC Pharma.

Как чувствовал себя фармпром на старте 2024-го?

Первый месяц 2024 года выдался достаточно плодотворным для национальной фармпромышленности. Она показала значительный рост объемов производства в сравнении с январем 2023-го.

Аптечный онлайн: стабилизация после стремительного роста

Если лекарство нужно забронировать или заказать с доставкой на дом в Интернете, лучше иметь дело с проверенными источниками — хорошо зарекомендовавшим себя сервисом по поиску и бронированию медикаментов либо собственным сайтом аптечной организации.

Фармпром в 2023-м: несмотря на сложности – стабильный рост

Оценить работу национального фармацевтического производства по итогам минувшего года достаточно сложно: сказывается "эффект высокой базы" предшествующего 2022-го. И все же заметно, что отрасль продолжает поступательное развитие и наращивает мощности независимо от изменений во внешней среде.

В какой форме подошел к новому году национальный фармпром?

Полной статистикой за 2023 г. отрасль пока не располагает: подсчитываются декабрьские результаты. Однако аналитические данные первых одиннадцати месяцев говорят уже о многом.