29.05.2024 Издается с 1995 года №4 (361) апр 2024 18+
29.05.2024 Издается с 1995 года №4 (361) апр 2024
// Фармрынок // Фармобразование

Фармклассы для отрасли

В последние годы острота кадрового вопроса для отрасли заметно усилилась, т.к. открываются новые производства, где используются современные технологии и оборудование, требующие высокой квалификации и хороших практических навыков. 

Представители фармсообщества отмечают, что необходимо не только больше молодых специалистов как таковых, но и повышение уровня знаний для всех участников отрасли, причем основной упор должен быть на практику.

Ирина Новикова, генеральный директор GxP news, обращает внимание, что системная аналитика и официальная статистика отраслевого рынка труда как таковая отсутствует, т.к. информация ведущих агрегаторов вакансий некорректно отражает данные по фармпроизводству, когда в один рубрикатор объединяют медицину и фармацевтику. Кроме того, не фиксируются прогнозные значения по потребностям в кадрах на новых производственных площадках. Стоит отметить, что за 10 лет были открыты 74 фармацевтические производственные площадки в 25 регионах, при этом 16 заводов построены иностранными компаниями. В нынешнем году заработали 5 производственных площадок в Санкт-Петербурге, Калининградской и Ярославской области, Республики Мордовия и Зеленограде. В рамках создаваемых площадок открыто более 2500 рабочих мест.

В сентябре GxP news совместно с социальной сетью "Фарма РФ" был проведен экспертный опрос на тему: "Что происходит с фармацевтическим образованием?", по результатам которого 68% респондентов отметили снижение престижа профессии и ее привлекательности для абитуриентов, 28% опрошенных — снижение качества фармацевтического образования в вузах, а 77% участников полагают, что фармацевты и провизоры фактически "уравнялись" в правах.

Фармпроизводство

Эксперт считает, что в перспективе 2-3 лет дефицит кадров на отраслевом рынке труда может достичь 25-30%. Наибольшая конкуренция ожидается в секторе исследований и разработок, проведения клинических исследований, обеспечения технологических производственных процессов. В связи с этим профориентационная работа может  переместиться в среднюю и даже начальную школу. Затраты на удержание персонала, повышение квалификации и переподготовку сотрудников существенно возрастут. Для борьбы с негативными тенденциями необходимо усилить просветительскую и профориентационную работу с акцентом возможности построения карьеры именно на фармпроизводстве. Кроме того, нельзя упускать из виду глобальные тренды, когда поступление в вуз либо откладывается на неопределенное будущее, либо со временем перестает быть жизненной целью, а также быстрое взросление и получение практических навыков, позволяющих за короткое время получить постоянный источник дохода.

В том, что кадры для фармпроизводства необходимо искать и готовить со школы, уверена и директор по качеству ГК "Р-Фарм" Татьяна Вязьмина. Для этого нужно открывать фармацевтические классы и популяризировать профильные предметы фарминдустрии — химию, биологию. Для формирования положительного имиджа фармспециальностей стоит наладить прямое общение с представителями отрасли, причем не только во время учебы, но и на отдыхе, например, в летних лагерях.

Для подготовки специалистов и их обучения общим практическим навыкам необходимо создавать и развивать образовательные центры и отраслевые программы  подготовки кадров после вузов, а также проводить мастер–классы и чемпионаты профессионального мастерства.

Шестаков Владислав

Владислав Шестаков, директор ФБУ "ГИЛС и НП" Минпромторга РФ, считает целесообразным разработать анкету для участников отрасли, чтобы выявить дефицит специалистов и развивать симуляционные центры для практики, где требуемые навыки могли бы отрабатывать все — от студентов до инспекторов. Важно также поднимать престиж профессии.

Титова Лилия

Исполнительный директор Союза профессиональных фармацевтических организаций Лилия Титова отмечает, что из-–а дефицита компетентных специалистов в отрасли наблюдается такая тенденция как переманивание кадров. Работодатели сегодня ждут компетентных специалистов со знанием лабораторного оборудования и контроля качества и тех, кто может развивать науку. Еще одно препятствие для новых кадров заключается в том, что фармкомпании работают с вузами больших городов, однако заводы, как правило, строятся за городом, и переезжать выпускники не спешат. Изменить это может система кураторства с определенными вузами, которая даст молодым специалистам уверенность в трудоустройстве. Нелишней будет и отработка практических навыков в специальных центрах с оборудованием, поскольку во время учебы не всегда удается получить должную подготовку.

Пятигорская Наталья

Заведующая кафедрой промышленной фармации Сеченовского Университета, член–корр. РАН, проф. Наталья Пятигорская уверена, что не только студентам, но и всем участникам отрасли, например, регуляторам и преподавателям необходимо совершенствовать знания и навыки, и полезными в этом деле станут различные стажировки.

По материалам панельной дискуссии "Системный взгляд на отраслевое образование как фактор опережающего развития фарминдустрии" в рамках VIII Всероссийской GMP–конференции с международным участием 

Статьи подрубрики фармобразование:
Каким станет медицинский аспект вузовской реформы?

Стартующая реформа системы образования может затронуть и подготовку медицинских кадров.

Поступление в ординатуру: что уточняется в его организации?

Этой осенью Минздрав разработал и представил предварительную версию обновленного порядка приема в ординатуру по мед– и фармспециальностям. В случае одобрения "проекта", приказ вступит в силу с 1 марта 2024-го со сроком действия до 1 марта 2030 г.

Прием в ординатуру: как меняются дополнительные баллы?

В сентябре Минздравом был подготовлен проект обновленного порядка приема в медицинскую и фармацевтическую ординатуру.

Халтурщикам здесь не место

Минздрав намерен улучшить качество услуг в сфере доп. мед,– фарм. образования. Для этого ведомство проработало поправки в №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Аккредитация: как сделать первые шаги?

Система непрерывного медицинского и фармацевтического образования, кажется, уже давно вошла в нашу жизнь. Однако остается масса нерешенных вопросов. Среди них — один из главных для специалиста: о наборе баллов, необходимых для продолжения профессиональной деятельности.