Кадры для аптеки: среднее профобразование
Не первый год фармацевтические факультеты сталкиваются с недобором абитуриентов. А это значит, что в обозримом будущем отрасль столкнется с дефицитом высококвалифицированных специалистов от фармпрома до аптеки.
Выпускники высшей школы сейчас не идут в аптеки, первостольников готовит среднее профобразование. Но несмотря на то, что техникумы и колледжи нарастили выпуски, нехватка аптечных специалистов — давно известная проблема, обусловленная снижением престижа профессии, небольшими зарплатами, большим количеством аптек и привлечением фармацевтов в других областях фармотрасли, например, в логистике.
«Если вы вспомните аптеки 10-15 лет назад, то это были несколько касс, с наличием средних смен и заведующей, которая всегда была на своем рабочем месте. А сейчас картина выглядит совершенно иначе: кластерные заведующие на 3-5 аптек, посменная работа по 12 часов и зачастую всего одна-две кассы, — с замечает Акоп Варпетян, директор по развитию аптечной сети и франшизы «Аптека Фарма». — Такая вот «оптимизация» штатной численности — при росте количества аптечных точек, несоразмерных с выпуском специалистов из учебных заведений».
«Недавно мы столкнулись с необходимостью найти сотрудников для аптеки с рецептурно-производственным отделом, — вспоминает Дарья Парфенова, заместитель заведующей аптекой ООО «Фармлюкс». — Это оказался целый квест, такие специалисты — буквально как мамонты, не побоюсь подобного сравнения. Их действительно остались считанные единицы».
В среднем специальном образовании уже несколько лет наблюдается стабильный рост количества студентов по специальности «Фармация», отмечает директор фармацевтического техникума Санкт-Петербургского государственного химико-фармацевтического университета Дмитрий Лисицкий. По состоянию на минувший 2023 год общая численность таких учащихся составляла 52 706 человек. А с 2014 по 2021 год количество выпускников школ, принятых в организации среднего профобразования для обучения фармацевтическому делу, выросло на целую четверть. Но достаточен ли сегодняшний кадровый резерв будущих фармацевтов для большого количества российских аптек?
«Инфраструктура российской фармрозницы стремительно развивается и для обеспечения этого роста персонала, естественно, не хватает. Частично вопрос решили в 2022 г. за счет сокращения на год срока подготовки фармацевтов. Это помогло не допустить критической нехватки сотрудников, однако ряд проблем все же остался, — констатирует Николай Беспалов, директор по развитию аналитической компании RNC Pharma. — Для линейного персонала такого ускоренного обучения в основном достаточно, но работа на руководящих должностях или в специализированных аптечных учреждениях (например, тех же производственных или больничных аптеках) требует принципиально иного — широкого набора знаний. А в рамках сокращенного курса их получить невозможно. К тому же сейчас возобновилась дискуссия о требованиях к заведующему аптекой и все чаще звучат мнения, что он должен быть именно провизором».
Остановить депрофессионализацию фармации
Проблемы есть и в самой организации подготовки будущих фармацевтов. Как обращает внимание старший преподаватель ДПО «АСНА АКАДЕМИЯ» Надежда Шинева: «Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) 2014 года для среднего профессионального образования предусматривал перечень дисциплин и профессиональных модулей, которые должен был пройти обучающийся на пути к получению диплома, а вот действующий ФГОС 2021 года регламентирует уже только список образовательных циклов и минимальное количество часов для обучения. Примерная основная образовательная программа для специальности СПО «Фармация» пока еще находится в виде проекта».
Вывод из этих двух фактов достаточно прост: ответ на вопрос, какие дисциплины преподавать студентам, остается на усмотрение образовательной организации. Колледжи и техникумы вынуждены разрабатывать свои программы, что называется, собственными силами. А значит, в подготовке кадров может наблюдаться некоторая рассогласованность.
Свою роль сыграли и события, связанные с ковидной пандемией. Их «эхо» системе образования — как и самой отрасли — еще предстоит преодолеть.
«Мы регулярно стали встречать фармацевтов, которые получили образование полностью в дистанционном формате по очно-заочной форме обучения и ни разу за время учебы не держали в руках ни ступку с пестиком, ни рецептурный бланк, не пробовали проводить титрование или таксировать реальный рецепт на экстемпоральноелекарство, — рассказывает Надежда Шинева. — Такой специалист, уже будучи в аптеке, спокойно говорит о том, что те минимальные знания, которые он приобрел в ходе учебы на «дистанте», вполне достаточны, потому что он торговый работник и его задача – просто продавать товары аптечного ассортимента».
С этой депрофессионализацией фармрознице предстоит справиться в кратчайшие сроки. Если, конечно, стоит задача сохранить и саму аптеку, и профессии фармацевта и провизора, и лекарственную помощь пациенту.
Кадры для всей фармотрасли: провизор широкого профиля
В сфере высшего фармацевтического образования есть еще одна серьезная проблема, из-за которой не первый год бьют тревогу университеты и отраслевое сообщество.
«Сегодня профессиональные стандарты и условия работы в аптеках практически приравнивают фармацевтов к провизорам. Для возрождения востребованности профессии провизора нужно законодательно разграничить и зоны ответственности, и обязанности фармацевтических работников», — убеждена декан фармацевтического факультета и и.о. директора Методического симуляционно-аккредитационного центра СПХФУ Юлия Ладутько.
Фундаментальное вузовское образование в области фармации дает огромное количество точек приложения полученных знаний и вне аптечного сегмента. Провизоры как воздух нужны и самой фармотрасли, и соприкасающимся с ней направлениям.
Как замечает директор по развитию образовательного портала для провизоров и фармацевтов Pharmznanie.ru Александр Трибунский, выпускников фармвузов и фармфакультетов ждут в организациях оптовой фармдеятельности (включая руководящие должности в компаниях, занятых дистрибуцией лекарств и медизделий), в Росздравнадзоре и его территориальных органах (например, в отделе контроля качества фармацевтической и медицинской помощи), а также в Роспотребнадзоре, в лабораториях судебной экспертизы и различных химических лабораториях. О каждой из таких возможностей нужно непременно рассказывать абитуриентам и студентам. А обязательную двухгодичную ординатуру для выпускников-провизоров, желающих продолжать свой профессиональный путь в аптеке, заменить годичной интернатурой или курсом профпереподготовки.
И даже это далеко не все. «На мой взгляд, провизор как специалист с высшим образованием должен детально изучать процессы, связанные с «жизненным циклом лекарства». То есть с разработкой, производством, регистрацией, контролем качества (на любых этапах — от создания химической субстанции и исследований доклинического этапа на токсичность и специфическую активность до клинических испытаний с участием пациентов), продвижением… — считает Дмитрий Лисицкий. — Глубокие знания провизора в области биологии, знание молекул растительного, химического или биотехнологического происхождения, оказывающих воздействие на организм человека, могут послужить стимулом для разработки новых препаратов и коррекции патологий, которые ранее не поддавались лечению».
Высшая школа: спецкурсы на выбор
Учебные программы фармфакультетов могут быть дополнены некоторыми специальными курсами на выбор обучающихся. Ведь, например, как замечает директор по персоналу компании «Валента Фарм» Екатерина Берестова, начинающие специалисты зачастую мало знакомы с одной из главных составляющих современного производства лекарств — системе надлежащих практик, или GxP-практик. А ведь те же правила GMP исключительно необходимы промышленным предприятиям фармотрасли.
Возможность присмотреться к будущим профессиям способна появиться также в ходе практик или стажировок. Тем более что она востребована. «В фармацевтической отрасли кадровый вопрос всегда стоял очень остро: за квалифицированных специалистов конкурируют не только промышленные предприятия, но и аптечные учреждения… И сегодня, согласно общим тенденциям на рынке труда, все больше вузов открывают направления подготовки провизоров, — комментирует директор по персоналу Renewal (АО «ПФК Обновление») Мария Сазонова. — Чтобы помочь будущим специалистам определиться с выбором направления, мы предлагаем необычную практику: студент-старшекурсник опробует себя в нескольких подразделениях по очереди (разработка, производство, лаборатории) и, как правило, на следующий год приходит уже на конкретную должность».
Чего ожидает специалист от системы повышения квалификации?
«Стартовая» подготовка кадров в колледже и вузе — лишь часть задачи, которую нужно решить. Ведь повышать квалификацию профессионалам фармотрасли необходимо всю жизнь: фармацевтическая наука развиваются постоянно в силу требований самой действительности. При этом к системе непрерывного медицинского и фармацевтического образования (НМФО) также остается ряд вопросов. «Значительная часть фармспециалистовотносится к последипломному обучению именно как к формальности — обязанности послушать какой-то (даже не особенно полезный в профессиональной практике) курс для начисления баллов. К тому же, в ряде образовательных материалов содержится масса сообщений рекламного характера, что превращает НМФО в один из инструментов маркетинга, — констатирует Николай Беспалов. — Между тем многие аспекты фармдеятельности, о которых аптечные работники действительно хотели бы знать подробнее, продолжают оставаться «за кадром». Сейчас, конечно, система находится в стадии становления и к этой проблематике можно относиться как к неизбежным «детским болезням», но в ближайшее время они тоже потребуют решения». «Сотрудникам производственных аптек были бы очень нужны курсы с конкретными современными прописями и способами их приготовления! — замечает Дарья Парфенова. — Ведь всем нам необходимо то обучение, которое максимально отражает действительность и помогает специалистам всегда быть к ней готовыми. Если же говорить о НМФО в целом (включая курсы для сотрудников аптек готовых форм), многое также требует доработки. Тесты и ситуационные задачи, на мой взгляд, необходимо приблизить к практике. Пока они в значительной мере оторваны от действительности. Вижу это на собственном примере (и примере моих коллег) при прохождении аккредитации».
Одной из проблем непрерывного фармацевтического образования является отсутствие критериев эффективности, полагает заместитель директора по образовательной деятельности Института фармации Казанского госмедуниверситета Светлана Егорова. Значительная часть обучающих программ посвящена вопросам фармконсультирования и информирования, в том числе в рамках ответственного самолечения.
Вернуть аптеку Минздраву
Повышение престижа профессии, привлечение абитуриентов, обеспечение фармотрасли необходимыми кадрами напрямую зависят от ее финансового состояния и возможностей оплаты труда. Поэтому ряд решений для современного фармобразования в части подготовки аптечных специалистов лежит за его пределами, в первую очередь, в области регуляторики. «Считаю, что провизоры и фармацевты должны быть интегрированы в систему здравоохранения, — комментирует Светлана Егорова. — А ведь их деятельность в сфере фармацевтического информирования и консультирования посетителей аптеки в рамках ответственного самолечения должна быть регламентирована стандартизованными алгоритмами (протоколами), разработанными в отношении основных симптомов — причин обращения в аптеку при ответственном самолечении, утвержденными Минздравом и направленными на выполнение задач охраны здоровья граждан».
Актуальность теоретического предположения подтверждают и профессионалы-практики.
«Среди посетителей лишь единицы понимают, кто такие фармацевты и провизоры. Да и отрасль сравняли с обычной торговлей. Поэтому многие специалисты не ощущают уважения к себе. А сами клиенты называют их продавцами, что до боли обидно каждому фармацевтическому работнику… Уважения к профессии не хватает катастрофически, — констатирует Акоп Варпетян. — Зачастую именно фармацевт и провизор становятся первыми специалистами, из рук которых пациент (по сути, именно пациент, а не клиент или потребитель) получает помощь и благодаря ей сохраняет здоровье. Только вот почему-то, в отличие от медицинской сестры или санитара, сотрудники аптеки не удостоены звания работников здравоохранения, что, на мой взгляд, сильно принижает фармацию и является в корне неправильным».
О необходимости организовать в структуре Минздрава аптечное управление, а саму аптеку вернуть в здравоохранение, присвоив ей код ОКВЭД в данной сфере, фармацевтическое сообщество говорит уже больше десяти лет. Профильный регулятор по вопросам охраны здоровья во многом согласен с позицией отрасли. Еще в апреле минувшего 2023 г. Минздрав разработал и направил на рассмотрение в Минэкономразвития проект уточнений в ОКВЭД, устанавливающий для аптечных организаций код 86.90.5 именно в области здравоохранения. А в начале 2024 г. эту инициативу МЗ РФ поддержал Комитет Госдумы по охране здоровья — отметив, в числе прочего, целесообразность предложения и его юридическую обоснованность.
Итоговое решение, по всей видимости, остается за Минэком, ранее полагавшим, что документ нуждается в доработке. Хотелось бы надеяться, что фармация, веками вносившая свой вклад в сохранение здоровья нации, в данном случае все-таки будет услышана.
Источники:
.
Варпетян Акоп Эмильевич, директор по развитию аптечной сети и франшизы «Аптека Фарма», кандидат философских наук
.
Парфенова Дарья Андреевна, заместитель заведующей аптекой ООО «Фармлюкс»
.
Лисицкий Дмитрий Сергеевич, директор фармацевтического техникума федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургского государственного химико-фармацевтического университета» Министерства здравоохранения Российской Федерации, кандидат биологических наук
.
Беспалов Николай Владимирович, директор по развитию аналитической компании RNC Pharma
.
Ладутько Юлия Михайловна, декан фармацевтического факультета и и.о. директора Методического симуляционно-аккредитационного центра федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургского государственного химико-фармацевтического университета» Министерства здравоохранения Российской Федерации, доцент
.
Шинева Надежда Валериевна, старший преподаватель ООО «АСНА АКАДЕМИЯ», кандидат фармацевтических наук
.
Трибунский Александр Юрьевич, директор по развитию Pharmznanie.ru & Орден Фармацевтов, Digital Pharma Community
.
Берестова Екатерина, директор по персоналу компании «Валента Фарм»
.
Сазонова Мария Александровна, директор по персоналу компании Renewal («ПФК Обновление»)
.
Егорова Светлана Николаевна, заместитель директора по образовательной деятельности Института фармации Казанского Государственного медицинского университета, заведующая лабораторией фармацевтического консультирования, доктор фармацевтических наук, профессор, Лауреат Государственной премии Республики Татарстан в области науки и техники