20.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024 18+
20.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024
// Фармрынок // Лицо фармации

Гарик Тадевосян: "Фармсообщество должно быть единым"

Мы так привыкли к вечной конкуренции и постоянному одиночеству, что уже не представляем себе другой жизни. А она возможна!

Теоретик может найти общий язык с практиком, профессор — с менеджером, а конкуренты — продуктивно работать в одной команде. Главное, чтобы был человек, способный "сочетать несочетаемое" и подружить людей, не понимающих, как много у них общего.
Сегодня в гостях у МА председатель Ассоциации аптечного менеджмента и маркетинга (ААММ) Гарик Алексеевич Тадевосян, который успешно помогает разрозненному профессиональному сообществу стать единым.

Гарик Алексеевич, почему Вы выбрали фармацию?
— Сложного вопроса выбора "кем быть" передо мной никогда не стояло. Еще в школе понимал, что хочу заниматься именно фармацией, и даже немного знал специфику профессии. Мама моего друга работала в аптеке. И я там часто бывал. Мне нравились запах лекарств, стерильная чистота и спокойная обстановка. Поэтому и пошел учиться в Сеченовку (в н/в — Первый МГМУ им. И.М. Сеченова).

А сейчас поддерживаете связь с альма–матер?
— Связь бывших выпускников с родным вузом очень важна. Буквально недавно была зарегистрирована и начала свою работу Ассоциация выпускников Первого МГМУ им. И.М. Сеченова. Призываю всех выпускников вступать в ассоциацию и активно участвовать в ее деятельности.

Также очень важно создать единую информационную среду среди студентов фармацевтических факультетов и их будущих работодателей — это аптечные сети, фармкомпании и дистрибуторы. В рамках нашей Ассоциации мы пытаемся создать эту единую среду, где будет пересекаться обучение в вузе и работа в аптеках. Та теоретическая база, которая дается сейчас студентам, не в полной мере адаптирована под наши жизненные реалии. Поэтому мы стараемся вовлечь высшие образовательные учреждения в живые процессы, происходящие на аптечном рынке.

Один из ярких примеров этого — активная вовлеченность руководителей медицинских вузов в работу организуемой нами Международной фармацевтической премии "Зеленый Крест". Впервые в истории организации подобных премий они стали членами экспертного совета фармацевтической премии и, наряду с представителями аптечных сетей, будут участвовать в выборе самых достойных представителей аптечного сообщества.

А чем это может помочь фармацевтическому сообществу?
— Преподаватели включаются в жизнь фармацевтического сообщества. Они знают, что на этом рынке происходит, и делятся информацией со студентами. Будущие провизоры больше знают об аптечных сетях и фармацевтических компаниях и могут начать свою профессиональную деятельность в той или иной компании. Ведь один из основных недостатков современного фармацевтического образования заключается именно в сложности выбора для выпускников вузов — молодой специалист попросту не знает, что его ждет в той или иной компании, и ожиданий самой компании.

Кстати, подобное объединение теории и практики — прекрасный шанс и для аптечных сетей. У них появляется возможность рассказать о себе будущим специалистам, заинтересовать, привлечь их. Ситуация с кадрами на нашем рынке очень сложная и любая аптечная организация заинтересована в привлечении новых молодых и подготовленных сотрудников.

А как насчет качества фармацевтических кадров?
Вопрос очень важный. Работники аптек, фармацевты и провизоры — не просто лицо аптечной организации. От их знаний, профессионализма и умения общаться с покупателями зависит эффективность организации в целом. Именно поэтому наша Ассоциация уделяет большое внимание возможностям профессионального развития и обучения сотрудников аптек.

Одной из возможностей для этого является и организуемая нами Всероссийская фармацевтическая олимпиада аптечных работников. Уверены, что ее организация позволит увеличить не только профессиональный уровень среди фармацевтов и провизоров, но и знание нормативной базы, и умение общаться с покупателями.

Расскажите немного о проекте "Что? Где? Когда?" с участием представителей фармацевтического сообщества?
— Действительно, это уникальный проект с точки зрения организации и создания команды. Мы смогли сделать невероятное — объединить руководителей аптечных сетей в единую команду — для участия в конкурсе трудовых коллективов, организованных телекомпанией "Что? Где? Когда?".

В конкурсе… трудовых коллективов?
— Да, официальное название именно такое. В этом году знаменитой игре исполняется 40 лет, и в честь этого был объявлен конкурс на звание лучшего трудового коллектива, победитель которого получит уникальную возможность открыть в прямом эфире Первого канала осенние игры.

Вы сами понимаете, как сложно организовать команду из столь разных и очень занятых людей. Тем не менее, нашей Ассоциации это удалось — мы собрали не одну, а целых две команды, усадив за один стол людей, которые в обычной жизни являются конкурентами, потому что представляют аптечные сети "Ригла", "Солнышко", "Флория", "АСНА", "А.в.е." и др. Тем не менее за два месяца тренировок удалось создать единую, сплоченную, организованную и интеллектуальную команду.

Буквально недавно, 14 марта, мы провели первые индивидуальные игры команд в знаменитом Охотничьем домике в Нескучном саду.

Какие вопросы Вам запомнились?
— Как мне кажется, основная особенность и преимущество игры — что не нужно быть эрудитом и возможно ответить на вопрос, ответа на который ты не знаешь, пользуясь лишь знаниями среднего человека. Главное условие для этого — слаженная работа команды.

Все вопросы были интересными, и выделить один какой–то достаточно трудно. Могу привести вопрос с черным ящиком. "То, что находится в черном ящике, когда–то называли индийским яблоком. Голландские художники использовали его на натюрмортах в качестве символа фальшивого друга, который скрывается под приятной наружностью". При обсуждении было много вариантов, но все же правильный ответ был найден — это лимон, красивый снаружи и кислый внутри.

Расскажите немного об Ассоциации.
— Ассоциация аптечного менеджмента и маркетинга — общественная организация, объединяющая руководителей, ведущих менеджеров и специалистов аптечных сетей России. Целью создания ААММ является объединение и координация деятельности работников аптечных сетей — специалистов в области аптечного и фармацевтического менеджмента и маркетинга, защиты их прав, законных интересов, выработки общих рациональных стандартов в реализации всех элементов управленческой и маркетинговой деятельности аптек и аптечных сетей.

В первую очередь мы стараемся содействовать совершенствованию профессионального уровня работников аптечных учреждений, специалистов и менеджеров, создать единую информационную среду, помогать взаимодействию аптечных сетей с фармацевтическими компаниями и дистрибуторами.

Мы участвуем в конференциях, организуем круглые столы и совместные встречи представителей аптечных сетей, дистрибуторов и производителей, чтобы обсудить общие проблемы и выработать единую стратегию развития в текущих нелегких рыночных реалиях.

Согласно рейтингу влиятельности некоммерческих профессиональных объединений и ассоциаций, подготовленному аналитической компанией RNC Pharma, наша Ассоциация попала в ТОР–10 за 2014 год, заняв 9–е место, а работаем–то всего лишь около года. Тем особенно лестно признание и высокая оценка деятельности фармацевтическим сообществом.

Трудно ли сейчас аптечным организациям находить общий язык с производителями и дистрибуторами?
— Конечно же, у каждого из сегментов фармацевтического рынка есть свои собственные цели, свое видение и задачи. Но у всех нас есть одна общая и главная цель — обеспечение населения качественными и доступными лекарственными средствами. Координация деятельности для достижения этой цели особенно важна сейчас, с учетом сложной финансовой ситуации на рынке.

Мне легче понять особенности и специфику работы каждого сегмента, т.к. на протяжении своей профессиональной деятельности удалось поработать практически на всех этапах — разработке, производстве, продвижении и продаже лекарственных препаратов. Работал в НИИ, в различных фармацевтических компаниях и в аптеке.

А что еще, кроме хорошего понимания рынка и специфики работы аптечных сетей, Вам дал опыт работы в аптеке?
— Например, благодаря тому, что через мои руки ежемесячно проходили десятки тысяч рецептов льготно отпуска, я стал специалистом в распознавании любого почерка любого врача.

Как Вы думаете, что ожидает аптечный рынок в этом году?
— Год действительно будет достаточно сложным для аптечного рынка. Значительное падение курса рубля и рост ставок на рынке банковского кредитования серьезно повлияли на состояние участников.

В течение года на аптечном рынке будет продолжаться значительный рост доли сетевого сегмента, причем в значительной мере — за счет поглощений и слияний с участием ведущих игроков. Средние же и небольшие аптечные сети будут стараться удержать свои позиции, что окажется достаточно сложно сделать. Степень влияния дистрибуторских компаний будет падать за счет увеличения доли прямых договоров между аптечными сетями и производителями.

Результаты января и февраля по продажам аптечных сетей оказались не столь пессимистичными. Можно сказать, даже наоборот. Удалось избежать падения продаж, несмотря на то, что цены на лекарственные препараты в аптеках увеличились на 20—30%. Скорее всего, пик падения курса рубля уже пройден, и сейчас идет его фиксация на новом уровне. С учетом этого в ближайшие несколько месяцев будет происходить коррекция цен на лекарственные препараты, особенно иностранного производства, при этом они зафиксируются на уровне около 30% выше текущих.

Что бы Вы посоветовали тем молодым людям, которые сейчас выбирают профессию провизора и фармацевта?
— Вы выбрали прекрасную и нужную профессию. Лекарственное обеспечение населения — один из приоритетов государства в повышении уровня и качества жизни населения, сохранения и укрепления здоровья. И основная роль в лекарственном обеспечении населения принадлежит именно аптекам. Также в ближайшие годы будут увеличиваться производственные мощности фармацевтических компаний. Выбирая сейчас профессию провизора или фармацевта, вы можете быть уверены в ее востребованности, с легкостью устраиваясь на работу в аптеки или фармкомпании.

В аптеку часто приходят не просто за тем или иным препаратом, а за советом и консультацией. Мало кто из пациентов представляет, сколько терпения, доброты, знаний и профессионального мастерства требуется от аптечного работника! Желаю вам стать профессионалами в своем деле, чтобы работа приносила вам радость и удовлетворение.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
Платиновая унция
   
   
 
   
Статьи подрубрики лицо фармации:
Владимир Гридякин: медицина и фармация — единое целое

Какие бы условные барьеры между медицинской и фармацевтической помощью ни были установлены в настоящее время, их объединяет одна общая цель — сохранить здоровье и спасти жизнь.

Настасья Иванова: в этом году наша задача — выстоять

2022 год наглядно подтвердил, что логистика исключительно важна. Особенно если речь идет о логистике лекарственных препаратов. Однако нельзя сказать, что в сложной обстановке важна только деятельность "первой десятки" фармдистрибуторов.

Е.А. Тельнова: ограниченный выбор дает большие возможности

Не стало хорошего человека, умницы, начинателя и организатора всех современных процессов в области лекарственного обеспечения и контроля. Вспомним ее добрым словом, расскажем о ней…

В. Гридякин: микроклимат аптеки — это разговор обо всем

Минувший год был очень сложным для малых и средних предприятий. И это еще мягко сказано.

Дана Алборова: самое важное — не быть равнодушным

Сложные времена не отменяют рабочих процессов — пусть порой и кажется, что основные задачи уходят в тень, уступая место заданиям срочным. Однако так ли это на самом деле?

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
Платиновая унция