О специалистах говорили не только в аспекте их дефицита и параметров заработной платы. Эксперты отрасли обсудили и современные подходы к управлению, и проблематику профессионального выгорания, и основные принципы подбора персонала, а также неочевидные факторы, которые на них влияют.
Иван Личкановский, HR бизнес–партнер центра компетенций АСНА, рассказал о нескольких типах "местных" ситуаций с аптечными вакансиями.
Конечно, на карте нашей страны есть "счастливые" для специалиста по кадрам регионы, где подходящий кандидат на должность фармработника находится едва ли не буквально в мгновение ока. Например, этой осенью в одном из южных субъектов был случай, когда в течение одного дня оказались успешно "закрыты" три вакансии — и при этом остался резерв.
Однако в большей части территорий поиск сотрудников для аптеки все-таки затруднен, и осложняют его некоторые внешние факторы. Острее всего кадровая проблема ощущается в маленьких городах, городских поселках и на селе. И не только из–за материальных условий.
Если вдруг в городке с населением в десяток тысяч жителей распространится слух даже о мнимой недобросовестности той или иной аптечной компании, к ее руководителю просто-напросто не придут. "Даже небольшой локальный бренд можно потерять в один миг", — подчеркивает Личкановский.
Когда жизненно важное "перевешивает" бонусы
Противоположный полюс — ситуация в крупнейших городах. Подбор специалистов для аптек Москвы (как и для некоторых других областных центров), вопреки распространенному мнению о том, что все ценные кадры стремятся трудоустроиться именно в столице, в реальности представляет собой задачу крайне затруднительную.
Во-первых, предложение со стороны работодателей здесь буквально "зашкаливает" (речь именно о потребностях и объявлениях "на сегодня", а не о степени долгосрочности трудовых перспектив). Во-вторых, несмотря на конкуренцию за потенциальных кандидатов, обеспечить жильем будущих сотрудников может далеко не каждый. А при традиционной продолжительности смены в аптечной организации ежедневный путь на работу даже из Химок, Королева и Красногорска превращается в серьезную проверку на прочность (не говоря уже о расходах на аренду).
Как несколько лет назад рассказывал МА руководитель небольшой аптечной сети в одной из областей Центральной России, даже значительный отток сотрудников в направлении Москвы (благо путь до нее занимает "всего" два с половиной часа в одну сторону) — явление по своей сути временное. В режиме, когда значительную часть времени поглощают междугородняя маршрутка, метро и автобусы, а в выходные получается только "досыпать" после продолжительной смены и продолжительной дороги, человек может проработать несколько лет. После этого он возвращается к работе в родном городе — пусть зарплата и ощутимо меньше, зато есть возможность нормально отдыхать и быть рядом с близкими.
"Аптека будущего": верно ли, что фармация исчезнет?
Рассуждая об управленческих кадрах — руководителях аптечных организаций, участники саммита выдвинули ряд прогнозов о том, какой может стать «аптека будущего». Первыми, в ходе пленарной сессии, прозвучали слова главы «Риглы» и председателя Координационного совета РААС Александра Филиппова о том, чтонеобходимо сохранить профессии фармацевта и провизора, ведь парадоксальна ситуация, когда у таких высококлассных специалистов зарплата не выше, чем у грузчика. Если не принять действенные меры, то наше ближайшее будущее — пункт выдачи, хорошо известный многим по общению с интернет-ритейлерами.
Анкетирование фармработников на тему «аптеки будущего» провели даже в одной из областей нашей страны. Почти 40% опрошенных фармацевтов и провизоров предположили весьма невеселую футуристичную картину: в недалеком завтра все задачи аптечного специалиста (без какого бы то ни было исключения) будут переданы роботам. Практически каждый пятый из респондентов заметил, что в ближайшем будущем аптек, скорее всего, не будет.
Однако чуть менее 30% специалистов уверены, что если что-то и изменится в обозримом будущем, то это только номенклатура лекарств и парафармацевтики. Какими бы ни были времена, человеку требуется фармакотерапия. Не случайно само слово "аптека", обозначавшее место приготовления врачом различных препаратов, появилось в Древней Греции, а близкие к современному пониманию рецепты существовали уже в Древнем Египте.
Человек приходит к человеку
В предложенной первостольникам анкете были и другие вопросы. Например, такой: какие знания, навыки и качества главные для фармработника?
Первую тройку аптечных компетенций (по мнению самих специалистов) вполне логично составили фармацевтическая грамотность, стрессоустойчивость (а проще говоря, терпение и выдержка) и детальное знание ассортимента — лекарственного и парафармацевтического. Как вместе, так и по отдельности эти знания, качества и умения едва ли могут быть заменимы "компьютерным разумом".
"Да, приходят в аптеку за лекарствами. Это вне всяких сомнений. Но человек — все же не робот, — подчеркнула Светлана Голубева, глава аптечной сети "Фарматека". — Наши фармспециалисты спасали жизни людей. И они приходили к нам снова. Просто чтобы искренне поблагодарить".
Прозвучала и иная точка зрения: человеческое общение врача или фармацевта с пациентом — не необходимость, а дополнительный "бонус", и в ближайшем будущем этот подход восторжествует. «За коммуникацию с провизором, но не роботом посетитель аптеки в скором времени начнет платить в качестве специального вознаграждения, — сделал прогноз Валерий Мехеда, владелец сети "Фарм-М". — Человеческое общение станет дорожать".
Ответом на это немедленно стал риторический вопрос другого участника дискуссии: к кому придет пациент — к "говорящей голове" или к человеку в белом халате, способному оказать помощь?
Является ли фармспециалист узким специалистом?
Провизор — это зачастую не только провизор. И даже не только человек в белом халате. Как верно заметил Олег Гончаров, эксперт в сфере фарммаркетинга, аптечному работнику необходимо быть хорошо знакомым с широким спектром иных профессий.
Чтобы пришедшему посетителю стало чуть легче на душе, первостольнику важно быть хорошим психологом. Чтобы в аптечных помещениях было максимально комфортно и сотрудникам, и покупателям, фармспециалисту требуется иметь часть навыков художника и даже архитектора. Если же порог аптеки переступил человек в плохом самочувствии, не подозревающий о том, что его состояние экстренное, провизору и фармацевту срочно понадобятся базовые медицинские знания. Чтобы быстро и верно оценить ситуацию, вызвать "03" и помочь больному дождаться приезда "скорой".
Даже в спокойной обстановке широкий профессиональный кругозор необходимо поддерживать. Это может быть полезно и самому специалисту — переключение заданий во многом помогает избежать выгорания.
Когда новые знания — часть здоровья
Как заметила Полина Бетина, директор по персоналу "Аптечной сети 36,6", состояние выгорания наступает тогда, когда после достижения пика профессионализма появляется стагнация. Специалист вроде бы знает уже все и стремиться дальше в избранном деле ему некуда. Чтобы справиться с такой ситуацией, нужно направить человека в "зону некомпетентности". К тем задачам, которые действительно интересны, но пока еще незнакомы. Например, опытный провизор мог бы быть прекрасным наставником для новичка, только окончившего вуз или колледж. Но… Как быть, если в аптеке всего два-три человека?
Руководитель, конечно, может сделать многое. И именно от него во многом будет зависеть отношение сотрудников к профессии, пациенту и рабочим задачам. "Будьте для своих сотрудников тем маяком, благодаря которому они захотят выбрать правильный ориентир", — обращается к руководителям аптек Елена Мцанаканян, заместитель директора по работе с персоналом пятигорской аптечной сети "Вита Плюс". "Главное — учиться вместе со своими сотрудниками", — призывает Иван Личкановский. Эта возможность действительно необходима, значит, директору или собственнику упускать ее нельзя.
Вместо постскриптума
А еще аптеке жизненно необходимы все те льготы и субсидии, которые защитили бы ее сотрудников от вынужденной необходимости регулярно думать о вопросе выживания.
Упомянутая Александром Филипповым «зарплата грузчика» при дипломе о профессиональном образовании — действительно парадокс. Который вряд ли полезен здравоохранению и пациенту.