Инновационная таблетка от кризиса
Колобов Дмитрий
Начальник отдела фармацевтической промышленности и биотехнологического комплекса Министерства промышленности и торговли РФ
На настоящий момент большая часть возникших в ходе обсуждения вопросов согласована. Надеюсь, что в ближайшие месяцы Стратегия выйдет в Правительство для утверждения.
Кризис не меняет целей Стратегии, которые предполагают увеличение доли отечественных производителей на фармацевтическом рынке РФ. И кризис только подталкивает к этому. Высокие валютные курсы, нестабильность внешних поставок – все это приводит к тому, что доля российских производителей должна увеличиваться даже большими темпами, чем предполагается в рамках реализации Стратегии.
Использование возможностей быстрорастущего в РФ рынка лекарств:
- для локализации производства и разработки, и
- для перехода на инновационную модель развития отрасли.
В рамках Стратегии предусмотрено определение лекарственной политики государства – формулирование заказа, законодательное обеспечение.
Кризис может способствовать ускоренной локализации производства и разработки ЛС в РФ.
ЭТАПЫ И ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
Цель 1 этапа Локализация высокотехнологичного производства и R&D 2009-2013
Цель 2 этапа 50% импортозамещение высокотехнологичных дженериков 2014–2017
Цель 3 этапа 50% импортозамещение инновационных ЛС 2018–2020
Потенциал роста рынка ЛС РФ в долгосрочной перспективе не меняется. Произойдет замедление роста рынка (2009–2011) за счет дорогостоящих импортных лекарств. Кризис может сдвинуть сроки, но не подход!
ТЕКУЩАЯ СИТУАЦИЯ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ФАРМИНДУСТРИИ
Фармкомпании сконцентрировали значительные финансовые ресурсы (более 113 млрд долл.). Однако общая стоимость 20 крупнейших фармкомпаний составляет около 1 трлн долл. – меньше чем в 2000 г. и продолжает падать.
Акции биотехнологических компаний рекордно подешевели
- многие компании без собственных продуктов на рынке находятся на грани банкротства;
- отмечается значительное увеличение активности в области M&A во второй половине 2008 г.
Значительная часть директорского корпуса фармкомпаний обновилась или обновится в ближайшем будущем. Примеры: CEO GSK, Roche, Wyeth, BMS. Акционеры требуют от нового руководства более энергичных действий.
Следует ожидать появления большого количества недовведенных до рынка разработок, которые можно было бы переносить в РФ, используя такие институты развития, как РВК и РосНано, – делать новые лекарства.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНДУСТРИЯ: ВОЗМОЖНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПРАВИЛ ИГРЫ В США
- продолжающийся кризис угрожает подорвать существующую систему государственного страхования и возмещения стоимости лекарств;
- в 2009 г. с приходом к власти правительства демократов повышается вероятность реформирования существующей системы ценообразования на лекарства и по образцам, сходным с Канадой, Швецией или Германией;
- с оценкой рисков потери части существующего фармрынка в США (до 40% от мирового) существенно возрастает привлекательность новых и динамично растущих рынков. В этих условиях мы готовы отдавать преференции тем фирмам, которые развернут на территории России собственное производство и исследовательские центры.
Российское правительство могло бы использовать эту новую мотивацию и отдавать преференции тем фирмам, которые готовы локализовать в РФ производства и R&D.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЖЕНЕРИКОВАЯ ИНДУСТРИЯ
- расширение деятельности фармкомпаний в области дженериков и безрецептурных препаратов;
- конкуренция за рынки с консолидирующимися традиционными производителями дженериков.
Расширение деятельности инновационно ориентированных производителей бренд-дженериков в рамках соглашений о совместных продажах c биофармой.
Покупка местных операторов основными производителями дженериков.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНДУСТРИЯ: ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДЕВЕРТИКАЛИЗАЦИЯ
- расширение аутсорсинга и деятельности по лицензированию новых препаратов от биотехнологических компаний. Этой тенденции практически нет альтернативы, т.к. существующая модель организации исследований себя во многом исчерпала;
- в 5–10-летней перспективе фармкомпании могут оставить за собой деятельность по организации маркетинга и продаж, организовав сети из подрядчиков по исполнению исследований.
Развитие российских сервисных компаний (CRO)
Расширение российских инновационно ориентированных компаний на мировом рынке за счет лицензирования, кросслицензирования и соглашений о совместных продажах и разделении рисков
Шанс для Инновационного развития фармотрасли РФ:
Российские фармпроизводители совместно с РВК и РосНано могли бы БЕСПЛАТНО получать лицензии на «подвисшие» на Западе в доклинике и клинике инновационные препараты для их доведения в РФ.
Возможная модель «трансфера» инноваций в РФ
Зарубежный партнер с «подвисшим» в доклинике или 1–2-й фазе клиники лекарстве. Передача лицензии российскому партнеру.
Завершение клиники в РФ
Передача результатов клиники
КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ЗА РУБЕЖОМ
Проведен анализ по всем препаратам и ЛС, закупаемым за счет бюджетных средств. Данные показали, что 463 МНН из ДЛО и госпитальных закупок 2007 г. представляют более 90% этих сегментов в денежном выражении. Всего 10% ЛС имеют субстанцию под патентом после 2013 года!!!
В ближайшее время российский рынок лекарственных средств будет расти опережающими темпами по сравнению с другими странами. Это наш шанс локализовать высокотехнологичные производства и разработки и перейти на инновационную модель развития отрасли.
По материалам конференции "Фармацевтический бизнес в России"