24.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024 18+
24.04.2024 Издается с 1995 года №3 (360) мар 2024
// Фармрынок // Государственное регулирование

Инновационная таблетка от кризиса

Проект Стратегии развития фармацевтической промышленности, разработчиком которой являлся Минпромторг РФ, был представлен для согласования федеральными органами власти осенью 2008 г.

Колобов Дмитрий
Начальник отдела фармацевтической промышленности и биотехнологического комплекса Министерства промышленности и торговли РФ

На настоящий момент большая часть возникших в ходе обсуждения вопросов согласована. Надеюсь, что в ближайшие месяцы Стратегия выйдет в Правительство для утверждения.

Кризис не меняет целей Стратегии, которые предполагают увеличение доли отечественных производителей на фармацевтическом рынке РФ. И кризис только подталкивает к этому. Высокие валютные курсы, нестабильность внешних поставок – все это приводит к тому, что доля российских производителей должна увеличиваться даже большими темпами, чем предполагается в рамках реализации Стратегии.

Использование возможностей быстрорастущего в РФ рынка лекарств:

  • для локализации производства и разработки, и
  • для перехода на инновационную модель развития отрасли.

В рамках Стратегии предусмотрено определение лекарственной политики государства – формулирование заказа, законодательное обеспечение.

Кризис может способствовать ускоренной локализации производства и разработки ЛС в РФ.

ЭТАПЫ И ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ

Цель 1 этапа            Локализация высокотехнологичного производства и R&D      2009-2013

Цель 2 этапа            50% импортозамещение высокотехнологичных дженериков    2014–2017

Цель 3 этапа            50% импортозамещение инновационных ЛС     2018–2020

Потенциал роста рынка ЛС РФ в долгосрочной перспективе не меняется. Произойдет замедление роста рынка (2009–2011) за счет дорогостоящих импортных лекарств. Кризис может сдвинуть сроки, но не подход!

ТЕКУЩАЯ СИТУАЦИЯ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ФАРМИНДУСТРИИ

Фармкомпании сконцентрировали значительные финансовые ресурсы (более 113 млрд долл.). Однако общая стоимость 20 крупнейших фармкомпаний составляет около 1 трлн долл. – меньше чем в 2000 г. и продолжает падать.

Акции биотехнологических компаний рекордно подешевели

  • многие компании без собственных продуктов на рынке находятся на грани банкротства;
  • отмечается значительное увеличение активности в области M&A во второй половине 2008 г.

Значительная часть директорского корпуса фармкомпаний обновилась или обновится в ближайшем будущем. Примеры: CEO GSK, Roche, Wyeth, BMS. Акционеры требуют от нового руководства более энергичных действий.

Следует ожидать появления большого количества недовведенных до рынка разработок, которые можно было бы переносить в РФ, используя такие институты развития, как РВК и РосНано, – делать новые лекарства.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНДУСТРИЯ: ВОЗМОЖНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПРАВИЛ ИГРЫ В США

  • продолжающийся кризис угрожает подорвать существующую систему государственного страхования и возмещения стоимости лекарств;
  • в 2009 г. с приходом к власти правительства демократов повышается вероятность реформирования существующей системы ценообразования на лекарства и по образцам, сходным с Канадой, Швецией или Германией;
  • с оценкой рисков потери части существующего фармрынка в США (до 40% от мирового) существенно возрастает привлекательность новых и динамично растущих рынков. В этих условиях мы готовы отдавать преференции тем фирмам, которые развернут на территории России собственное производство и исследовательские центры.

Российское правительство могло бы использовать эту новую мотивацию и отдавать преференции тем фирмам, которые готовы локализовать в РФ производства и R&D.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЖЕНЕРИКОВАЯ ИНДУСТРИЯ

  • расширение деятельности фармкомпаний в области дженериков и безрецептурных препаратов;
  • конкуренция за рынки с консолидирующимися традиционными производителями дженериков.

Расширение деятельности инновационно ориентированных производителей бренд-дженериков в рамках соглашений о совместных продажах c биофармой.
Покупка местных операторов основными производителями дженериков.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНДУСТРИЯ: ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДЕВЕРТИКАЛИЗАЦИЯ

  • расширение аутсорсинга и деятельности по лицензированию новых препаратов от биотехнологических компаний. Этой тенденции практически нет альтернативы, т.к. существующая модель организации исследований себя во многом исчерпала;
  • в 5–10-летней перспективе фармкомпании могут оставить за собой деятельность по организации маркетинга и продаж, организовав сети из подрядчиков по исполнению исследований.

Развитие российских сервисных компаний (CRO)

Расширение российских инновационно ориентированных компаний на мировом рынке за счет лицензирования, кросслицензирования и соглашений о совместных продажах и разделении рисков

Шанс для Инновационного развития фармотрасли РФ:

Российские фармпроизводители совместно с РВК и РосНано могли бы БЕСПЛАТНО получать лицензии на «подвисшие» на Западе в доклинике и клинике инновационные препараты для их доведения в РФ.

Возможная модель «трансфера» инноваций в РФ

Зарубежный партнер с «подвисшим» в доклинике или 1–2-й фазе клиники лекарстве. Передача лицензии российскому партнеру.

Завершение клиники в РФ

Передача результатов клиники

КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ЗА РУБЕЖОМ

Проведен анализ по всем препаратам и ЛС, закупаемым за счет бюджетных средств. Данные показали, что 463 МНН из ДЛО и госпитальных закупок 2007 г. представляют более 90% этих сегментов в денежном выражении. Всего 10% ЛС имеют субстанцию под патентом после 2013 года!!!

В ближайшее время российский рынок лекарственных средств будет расти опережающими темпами по сравнению с другими странами. Это наш шанс локализовать высокотехнологичные производства и разработки и перейти на инновационную модель развития отрасли.

По материалам конференции "Фармацевтический бизнес в России"

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban
 
   
   
 
   
Статьи подрубрики государственное регулирование:
Ветпрепараты в аптеках: сложно но все же жизненно важно

Неделю назад в сообществе Фарма.РФ завершился опрос, темой которого стало предложение профессиональных ассоциаций разрешить отпуск ветеринарных лекарств не только в профильных, но и в "обычных" аптеках.

Е.А. Жаворонков: о некоторых задачах маркировки в 2024 году

Этой весной начал действовать целый ряд нововведений в области маркировки биодобавок и медизделий. Об основных моментах данного процесса, на которые следует обратить внимание аптекам и медорганизациям, а также о планах развития сферы мониторинга медицинской и фармацевтической продукции, рассказывает руководитель товарной группы "Фарма" ЦРПТ Егор Жаворонков.

Как фарме взаимодействовать с государством и обществом

Каким может быть профит фармкомпании от участия в создании информационного поля с идеями, способными изменить отношение общества к определенным темам обсуждалось на вебинаре "Синергия государства, фармы и общества: секреты взаимодействия"

Юрий Клюшенков: самое главное — проверять самих себя

Сегменты биодобавок и лекарственных препаратов близки не только в стенах аптечных организаций. В самой структуре данных направлений есть ряд общих особенностей — например, высокий уровень конкуренции и развитие отраслевого саморегулирования.

"Подводные камни" рекламы лекарств

У лекарств и медицинских товаров выше требования не только к их производству и реализации, но и к рекламе. Однако даже добросовестные производители порой допускают нарушения в данной области.

Специализированные
мероприятия
 
RU PHARMA 2024 ban