11.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
11.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Фармрынок // Мониторинг

Изменение структуры аптечного сегмента за I–III кв. 2023 г.

Эксперты–аналитики RNC Pharma представили рейтинг российских аптечных сетей и ассоциаций по итогам I-III кварталов 2023 года, а также отметили ряд тенденций в экономическом развитии современной фармации.

Доходность и динамика

Ситуация с рентабельностью работы аптек все еще оставляет желать лучшего. В 2023 году денежный прирост объемов реализации был связан в основном с инфляцией: примерно с начала осени цены стали ощутимо повышаться, следуя за валютными курсами. Стараясь поддержать спрос, многие аптечные компании значительно снизили наценки, поскольку пока располагают такой возможностью за счет маркетингового сотрудничества с фармпроизводствами.

Снижение рентабельности фармдеятельности уже отражается на ситуации в соответствующей инфраструктуре: с лета 2023-го здесь идет процесс деградации. С января по сентябрь нынешнего года в нашей стране прибавилось только 220 аптечных учреждений, а в 2022-м открывалось около 350 новых аптек ежемесячно.

Любопытно, что слияний и поглощений за исследуемый период отмечено немного. Единственной сравнительно крупной сделкой можно назвать приобретение "Аптечной сетью 36,6" компаний "Родник здоровья" и "Лекопторг". А после закрытия "Аптеки от склада" (вероятно, связанного с ликвидацией ее единственного поставщика — дистрибутора "Годовалов") на освободившиеся места приходят другие "сетевики". По мнению экспертов–аналитиков, скорее всего, идет процесс переуступки прав аренды, и такой подход может быть значительно безопаснее, чем покупка целого крупного предприятия.

Парафармацевтика: наступление интернет–ритейла

Не внушает оптимизма и внешняя среда современной аптеки. В очередной раз серьезно ужесточены условия взаимодействия с дистрибуцией, к тому же продолжает усиливаться влияние маркетплейсов. Градус конкурентного давления особенно высок в сегменте парафармацевтики: для такой медицинской аппаратуры как небулайзеры или тонометры выручка интернет–ритейлеров за январь-сентябрь выросла более чем на 80%. Сравним эту цифру с ростом аптечной реализации лекарств: за те же девять месяцев он составил около 5,4% в рублях.

Возможности онлайн–компаний уже мало кто недооценивает: они стремительно наращивают мощности. Кто–то предпочитает развиваться органическим путем, кто–то избирает метод слияний и поглощений. Почти два года назад сеть продуктовых супермаркетов "Лента" приобрела интернет--–магазин "Утконос", а около двух месяцев назад еще один FMCG-ритейлер — "Магнит" — сообщил о достигнутой договоренности на предмет покупки маркетплейса «Казань Экспресс». На основе данного портала планируется работа другого маркетплейса — "Магнит–Маркет".

Поэтому нельзя не предполагать, что за пределами фармотрасли коммерческий интерес к медизделиям и биодобавкам будет продолжать расти. Со всеми вытекающими последствиями.  И остается важный вопрос: сможет ли аптечная организация компенсировать свой доход, с недавних пор отбираемый интернет–ритейлерами?

Аналитики предполагают, что это было бы вероятно при расширении нелекарственного ассортимента, однако данная инициатива пока что не одобрена. Возможны и другие подходы, например, субсидирование работы аптек (что может быть тесно связано с инициативой об определении для фармации кода ОКВЭД именно в сфере здравоохранения, частью которой она всегда являлась).

ТОР аптсетей за три квартала

Специализированные
мероприятия
 
ПрофМитинг
Статьи подрубрики мониторинг:
Оценка ключевых факторов роста фармрынка

Рост объема фармрынка и уменьшение влияния государства на его развитие — тенденции последних месяцев, которые по прогнозам экспертов продолжат свое развитие. Годовой объем российского фармрынка по состоянию на I полугодие составляет 24,7 млрд. долларов с ростом +9%. С такими показателями он занимает 12-е место в рейтинге глобального рынка, что считается достаточно серьезной позицией.

 

В TOP-15 Rx-препаратов остался только один российский

В текущем году в списке ТОР-15 самых дистрибутируемых рецептурных препаратов остался лишь один российский продукт, тогда как в прошлом году в этот рейтинг входили три. Рост конкуренции и изменение в распределении свидетельствуют о динамике на фармацевтическом рынке и переменах в потребительских предпочтениях.

Тренды развития рынка в 2024 году

Ситуация на фармрынке уже не столь сложная и неопределенная, как пару лет назад, но вызовы, стоящие перед отраслью, не исчезли. Однако игроки не только принимают их с достоинством, но и находят новые перспективы развития.

Аптеки в 2024 г.: конкуренция растет

Первое полугодие 2024 г. было отмечено стремительным ростом национального розничного рынка лекарств — плюс 16,9%, правда, не в натуральном, а в денежном выражении.

Национальный фармпром: итоги первого полугодия

С января по июнь 2024 г. объем фармпроизводства в России составил более 2 млрд. упаковок лекарств. С учетом форм выпуска это 41 млрд. единиц. В сравнении с результатами первых двух кварталов прошлого года, динамика будет умеренно положительной: плюс 3% в упаковках и плюс 5,3% в минимальных дозировочных единицах.

Специализированные
мероприятия
 
ПрофМитинг