26.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
26.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Фармрынок // Государственное регулирование

Какие лекарства нужны России в условиях кризиса?

16 апреля в Совете Федерации прошел круглый стол на тему "Какие лекарства нужны России в условиях кризиса?".

Заседание провел первый заместитель председателя СФ А.П. Торшин, который заявил, что « проблема обеспечения граждан качественными медицинскими препаратами в условиях кризиса – тема острая и серьезная для отечественного здравоохранения. Для улучшения ситуации с медицинскими препаратами в нашей стране необходимы конкретные эффективные предложения и действия».

Что же конкретного предложили члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, представители Минздравсоцразвития и ФФОМС, а также представители фармацевтической отрасли, принявшие участие в дискуссии?

Во-первых, участники «круглого стола» обсудили проблемы определения приоритетов в сфере обеспечения граждан России лекарственными средствами в условиях спада экономической активности, снижения уровня доходов населения и роста цен на ЛС.

Во-вторых, собравшиеся отметили, что антикризисная программа, разработанная Правительством России, включает в себя комплекс мер по расширению доступности качественных, эффективных и безопасных лекарственных средств, повышению конкурентоспособности российской фармацевтической отрасли на международном уровне.

В-третьих, присутствующие на мероприятии подтвердили, что главная задача фармацевтического рынка – повышение качества медицинской помощи, получаемой пациентами, в т.ч. за счет расширения доступа к современным лекарствам.

В-четвертых, для решения предыдущей задачи необходимо расширить список препаратов, реализуемых в рамках государственных программ льготного обеспечения, за счет инновационных лекарств, в основе которых лежат новейшие разработки современной медицинской науки.

В-пятых, в рамках стратегии развития российского здравоохранения должен быть сделан серьезный акцент на формировании и усилении инновационного производства лекарств в стране, развитии отечественного производства, включая импортозамещающие препараты. Это может укрепить российскую фарминдустрию и поможет стимулированию разработки инновационных лекарств. Естественно, что без государственной поддержки и без создания качественной нормативно-правовой базы ситуация в лучшую сторону не переменится. А переход российской фармацевтической промышленности на инновационный путь развития невозможен без гармонизации стандартов по разработке и производству лекарств с международными требованиями.

«Несмотря на кризис, медицинские учреждения должны предоставлять качественное и доступное лечение, чтобы российские граждане не пострадали», – подытожил дискуссию первый вице-спикер Совета Федерации и поддержал мнение большинства участников «круглого стола» о том, что надо соблюдать принципы равной конкуренции для всех компаний-производителей. Единые правила работы для всех участников рынка стимулируют производителей повышать качество медикаментов, отчего, в конечном итоге, выигрывают пациенты.

По результатам обсуждения участники «круглого стола» одобрили проект рекомендаций, который после доработки будет направлен в администрацию президента России, Правительство РФ, в Государственную Думу РФ.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию РФ, Правительству РФ, руководителям федеральных органов исполнительной власти, представителям научно-исследовательских организаций здравоохранения, общественных организаций, фармацевтических предприятий, средств массовой информации.

Антикризисная программа, разработанная Кабинетом министров, включает в себя комплекс мер по обеспечению населения Российской Федерации необходимыми лекарственными средствами и предусматривает осуществить комплекс мер по расширению доступности качественных, эффективных и безопасных лекарственных средств, повышению конкурентоспособности российской фармацевтической отрасли на международном уровне.

  • Главной задачей любых инициатив на фармацевтическом рынке должно быть повышение качества медицинской помощи, получаемой пациентами, в том числе за счет расширения доступа к эффективным современным лекарствам.
  • В этой связи необходимо расширить список препаратов, реализуемых в рамках государственных программ льготного обеспечения, за счет инновационных лекарств, в основе которых лежат новейшие достижения современной медицинской науки.
  • В рамках стратегии развития российского здравоохранения должен быть сделан серьезный акцент на формировании и усилении инновационного производства лекарственных средств в стране, развитии отечественного производства, включая импортозамещающие препараты, и это, безусловно, укрепит российскую фармацевтическую индустрию в долговременной перспективе. Необходимо стимулировать разработку инновационных лекарственных средств российскими компаниями, в том числе в партнерстве с зарубежными производителями инновационных препаратов.

Необходима выработка механизмов государственной поддержки разработки инновационных препаратов, сочетающих, с одной стороны, необходимость увеличения затрат на создание новых эффективных и качественных лекарств, а с другой – снижение их стоимости.

  1. Обеспечение перехода российской фармацевтической промышленности на инновационный путь развития невозможно без гармонизации стандартов по разработке и производству лекарств с международными требованиями.
  2. Главная опасность любых ограничений свободной конкуренции компаний-производителей на рынке (например, по территориальному признаку) – возможное ущемление права пациентов на получение оптимального лечения за счет выбора наиболее эффективных и безопасных препаратов. Пациентам важно качество лекарства, его способность бороться с заболеванием, а не страна происхождения. По мере развития системы здравоохранения России потребность в инновационных эффективных лекарствах будет неуклонно возрастать, и она не может быть удовлетворена за счет препаратов, производимых в одной какой-либо стране. Важно обеспечить соблюдение принципов равной конкуренции для всех компаний-производителей, ведь именно единые правила работы для всех участников рынка способствуют его планомерному развитию и стимулируют компании-производители повышать качество своих медикаментов, отчего в конечном итоге выигрывают пациенты. Необходимо выравнивание условий доступа на рынок для отечественных и зарубежных производителей.
  3. Необходимо обеспечить высокий уровень российского патентного законодательства и законоприменительной практики в области фармацевтики, что будет стимулировать международные компании принимать активное участие в научно-исследовательских разработках в партнерстве с российскими научными учреждениями.
  4. Привлечение иностранных фармацевтических компаний на российский рынок с целью инвестирования в строительство предприятий по производству лекарственных препаратов, а также инвестиционная поддержка существующих предприятий, занимающихся массовым производством лекарств, внедрением новых высокоэффективных препаратов в России.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Пожелания участникам фармрынка, выработанные на «круглом столе» в Совете Федерации уже стали претворяться в жизнь. Так, администрация Санкт-Петербурга готовится выделить земельные участки для строительства новых фарммощностей для производства ранее не производимых в России препаратов. А Торгово-промышленная палата России и Московская фондовая биржа подписали соглашение о сотрудничестве. Старт публичных торгов фармацевтической продукцией намечен уже на конец апреля. Может быть, вывод лекарств и субстанций на контролируемые площадки позволит сделать стоимость медикаментов «рыночной и справедливой». МФБ, согласно тексту соглашения, берется за полную организацию электронных торгов.

По материалам "круглого стола"

Специализированные
мероприятия
 
   
Статьи подрубрики государственное регулирование:
Как защитить интеллектуальную собственность на лекарство

Для обеспечения лекарственной безопасности необходимо не только разрабатывать инновационные препараты, но и расширять процесс дженерикового импортозамещения.

Фармацевтические споры: о чем говорит практика

Хотя российское право не является прецедентным, некоторые споры в фармацевтическом секторе могут стать основой для формирования новых тенденций правоприменения. На конференции «Quality PharmLog-2024» советник адвокатского бюро «Трубор» Мария Борзова рассказала о значимых судебных разбирательствах в 2024 году.

Госпрограммы в сфере здравоохранения

Итоги реализации федеральных проектов по борьбе с социально-значимыми заболеваниями, текущие потребности системы здравоохранения, защита интеллектуальной собственности на фармацевтическом рынке, а также развитие системы медицинского страхования стали ключевыми вопросами прошедшего конгресса «Право на здоровье».

Как новый закон поможет отрегулировать рынок БАД

Проект закона об особенностях оборота БАД в России принят в первом чтении Госдумой. В чем суть этого закона, что он даст врачам и пациентам и как поможет сделать рынок БАД безопаснее, рассказывает директор по правовым вопросам и комплаенсу компании «Алцея» Катасова Ирина.

Правило второй лишний требует доработки

С января 2025 года компании из России и стран-участниц ЕАЭС, производящие препараты по полному циклу, получат преимущество при госзакупках. Если такой производитель решит принять участие в торгах, остальные заявки автоматически отклоняются.

Специализированные
мероприятия