Стоит серьезная задача — выстоять в условиях давления со стороны других "коллег", как правило, большего масштаба и размера. Неудивительно, что конкурентная борьба в фармацевтической рознице стала одной из главных тем "Аптечного саммита", состоявшегося в Москве в начале октября. Особенно интересны оказались аналитические данные о региональном присутствии различных форматов и компаний.
Когда крупнейшие — далеко не первые
По данным DSM Group, сегодня в нашей стране осталось только четыре региона, не охваченных федеральными сетями. Нулевое количество крупносетевых "точек" отмечено в Республике Тыва, Магаданской области, в Ненецком и Чукотском автономных округах.
Еще в 15 субъектах лидируют аптечные организации регионального охвата — областные, краевые, республиканские… Это город Севастополь, Томская, Архангельская и Иркутская области, республика Алтай, Забайкалье, Брянская и Астраханская области, Дагестан, Красноярский край, Курганская, Кемеровская и Амурская области, республика Крым и Белгородская область. Масштабы присутствия разнятся от 57 до 30,7%.
Здесь важно отметить, что областной формат достаточно мал. Лидер данного списка — красноярские "Губернские аптеки" — насчитывает 302 аптечных учреждения. "Серебряный" и "бронзовый" участники регионального рейтинга — "Башфармация" и "Мособлмедсервис" — соответственно 287 и 282 аптеки.
Всегда ли побеждают "гиганты" фармрынка?
Межобластные аптечные организации сохраняют лидирующие позиции в девяти регионах нашей страны — Приморье, Карелии, Хабаровском крае, Башкирии, Хакасии, областях: Сахалинской, Ленинградской, Новгородской и Псковской (процент присутствия при этом составляет от 25,8 до 59,9%). Многие такие сети изначально были региональными, но в процессе развития успешно освоились в соседних субъектах.
Еще в 48 регионах нашей страны, напротив, велика доля федеральных компаний. Рекордсмен по этому показателю — Пермский край, где присутствие "гигантов" фармрынка составляет 76,3%. И тенденция к росту крупнейших продолжается. Но, как отмечают участники саммита, все же не везде.
"Экспансия имеет результаты там, где в ответ на нее «дрогнули» и местный лидер согласился продать свою организацию, — прокомментировал ситуацию Василий Слепов, собственник кубанской сети "Здоровье". — Но есть и обратные примеры. Среди аптечных компаний Краснодарского края вся "первая четверка" — местная, хоть один из ее представителей и стал уже федеральным. А в Ростовской области местными являются три аптечных сети из региональной ТОР-5".
Иногда стремление крупноформатных сетей к экстенсивному росту дает совсем не те плоды, на которые "гиганты рынка" рассчитывали, обратил внимание Антон Ярусов, глава работающей в Республике Хакасия аптечной сети "Фармлидер Сибири". Случалось и такое, что известная на всю страну компания приобретала помещения "крыльцо в крыльцо" с аптеками-старожилами, благодаря чему произошел 2,5-кратный рост аудитории именно последних. "Конкурент приводит своих, и у пациента появляется выбор, — с юмором подчеркивает Ярусов. — Либо туда, либо сюда".
Но если крупный "сетевик" внимательно подходит к своей работе, такой эффект, положительный для старой местной аптеки и ее посетителя, нейтрализуется в достаточно небольшие сроки. Иногда соседство с федеральными "ценовиками" помогало малым аптечным организациям ровно до того момента, пока сетевые компании не пересматривали свою товарную номенклатуру.
Аптечная "консолидация" в эпоху пандемии
По сведениям DSM Group, всего за первые шесть месяцев 2023-го на карте России стало на 3076 аптечных точек больше, чем по результатам 2022-го. Теперь общая численность аптек в нашей стране составляет 73 499. Но на доступности фармацевтической помощи это могло отразиться не особенно: быстрее всего "набрали вес" крупнейшие игроки рынка. А к отдаленным районам и небольшим населенным пунктам они, как правило, стремятся не всегда.
Организации меньшего масштаба, напротив, "отступают". Как пояснила Юлия Нечаева, директор отдела стратегических исследований аналитической компании, 2483 открывшихся в нынешнем году аптеки принадлежат компаниям из ТОР-15.
Явление аптечной конкуренции участники саммита смогли изучить не только в "синхронном срезе", но и в динамике нескольких лет, начиная с "предковидного" 2019-го. Перед тем, как грянула пандемия, "гигантов" фармрынка было всего 12. А вот в прошлом году в сегмент крупнейших входили уже шестнадцать компаний. Ряды областных аптечных сетей, напротив, существенно поредели. До начала пандемии их было 298, а перед наступлением 2023 г. — уже 257.
Крупнейшие игроки фармрозницы выросли как по количеству юрлиц, так и по численности аптечных "точек". Перед 2020-м годом сегмент федеральных сетей включал в себя 16240 аптек. По состоянию на 2022 г. цифра изменилась весьма значительно — у "гигантов рынка" стало 26657 "мест присутствия".
Существенно укрепить свои позиции получилось и у межрегиональных сетей. Если в 2019-м они располагали 6074 аптечными учреждениями, то в прошлом году были представлены уже 9445.
В сегменте крупнейших первыми по рыночной динамике (опять же по результатам 2019-2022 гг.) оказались краснодарский "Апрель", самарская "Имплозия" и московская "Ригла". Пришедший с юга дискаунтер открыл 3930 "точек", сеть из Самары — 1322, а компания из Москвы — 838.
Ковидный 2020–й и независимая аптека
Отрицательная динамика в эпоху пандемии была отмечена у небольших аптечных организаций. Областные аптечные сети сократились почти на три тысячи аптек: в 2022-м их стало 13795 вместо 16765-ти до начала пандемии. Но сильнее всего пришлось "отступить" классическим индивидуальным аптекам: в прошлом году их оставалось 12229, что крайне мало в сравнении с данными 2019 г. — тогда в нашей стране работали 16078 единичных аптек.
По данным аналитической компании RNC Pharma, пик закрытия независимых (единичных) аптек пришелся на 2020 год. Именно тогда прекратили свою деятельность 4060 несетевых аптечных учреждений по всей стране.
Помимо влияния ковида, массовое закрытие малых аптечных организаций в 2020 г. связывали с отменой единого налога и вызванным этим кратным ростом экономической нагрузки.
Насколько неизбежна "сетевизация"?
В ходе саммита коммерческий директор "Аптечной сети 36,6" Сергей Демин дал следующий прогноз: в ближайшие несколько лет присутствие «первой десятки» сетевых аптек составит около 80% рынка. При этом в местах с невысоким уровнем урбанизации доля федеральных компаний вряд ли будет значительна.
Ежегодный прирост количества аптек эксперт назвал конечной тенденцией, предположив, что с течением времени она "поменяет знак": численность аптечных учреждений станет изменяться не в "плюс", а в "минус". Формально будучи отрицательными, в действительности эти изменения станут скорее полезными, ведь действительная потребность в аптеках находится на уровне около пятидесяти тысяч на всю страну.
С подобным сценарием многие участники саммита не согласились. Как заметил Александр Миронов, гендиректор рязанской сети "Аптека Фарма": "Развитие будет идти скорее в формате ассоциаций и франшиз. Это тоже определенного рода консолидация, однако без потери права собственности".
Тем более что у небольших форматов есть свои уникальные преимущества, которые организациям из разряда крупнейших просто-напросто не скопировать.
"Не стоит "отправлять в историю" аптеки неструктурированной формы. Они были, есть и будут, — подвел итог Евгений Коротков, глава маркетингового союза "ПроАптека". — Даже в Америке сети сперва "скушали" все, но потом индивидуальные аптеки вернулись. Конечно, вероятно, что сегодня у нас нет аптек, которые не "прислонились" бы ни к одному объединению. Но все–таки…"