21.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
21.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Фармрынок // Лицензирование

Лицензирование в сфере обращения ЛС

О лицензировании отдельных видов деятельности в сфере обращения лекарственных средств.

Крупнова Ирина Викторовна
Заместитель начальника Управления лицензирования и правового обеспечения Росздравнадзора

Государственное регулирование отношений, возникающих в сфере обращения ЛС, осуществляется путем:

  • государственной регистрации ЛС;
  • лицензирования отдельных видов деятельности в сфере обращения ЛС;
  • аттестации и сертификации специалистов, занятых в сфере обращения ЛС;
  • государственного контроля производства, изготовления, качества, эффективности, безопасности ЛС;
  • государственного регулирования цен на ЛС.

Лицензирование – один из важных инструментов осуществления государственной политики в сфере здравоохранения и социального развития.

Лицензия – это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Срок действия лицензии не может быть менее пяти лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата.

Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии.

Срок рассмотрения дела – 45 дней.

ПОЛНОМОЧИЯ ЛИЦЕНЗИРУЮЩИХ ОРГАНОВ:

  • предоставление лицензий;
  • переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;
  • приостановление действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий и возобновление действия лицензий;
  • прекращение действия лицензий;
  • ведение реестров лицензий, предоставление заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании;
  • контроль соблюдения лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий;
  • обращение в суд с заявлениями об аннулировании лицензий.

Порядок осуществления полномочий лицензирующих органов устанавливается положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Постановления Правительства РФ о лицензировании фармацевтической деятельности:

√ No416 от 06.07.06 «Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности»;

√ No648 от 04.11.06 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ».

Количество замечаний по пакетам документов для лицензирования: более 2 замечаний – 59%, 1–2 замечания – 32%, без замечаний – 9%.

В 2005 г. была выдана 5671 лицензия на фармацевтическую деятельность, в 2006 г. – 4898 лицензий, в 2007 г. – 5137 лицензий, за 9 месяцев 2008 г. – 3806 лицензий.

Причины отказов в предоставлении лицензии:

  • не соблюдено право собственности – 60%;
  • руководитель не имеет высшего образования – 20%;
  • не соблюдены технические условия хранения ЛС – 10%;
  • не произведена уплата госпошлины – 5%;
  • предоставлены недостоверные данные – 3%;
  • допущены ошибки в заключении санэпидемнадзора – 2%.

За период с 01.07.2004 г. по 15.10.2008 г. было выдано 2 лицензии на деятельность, связанную с оборотом наркотических средств (НС) и психотропных веществ (ПВ) Списка I, 7620 лицензий на деятельность, связанную с оборотом НС и ПВ Списка II, и 5676 лицензий на деятельность, связанную с оборотом ПВ Списка III.

Хранение запасов НС и ПВ в ЛПУ:

  • суточный запас должен храниться в сейфе, расположенном на посту в отделении;
  • трехсуточный запас – в сейфе, расположенном в кабинете старшей медсестры;
  • пятисуточный (резервный) запас – в сейфе, расположенном в кабинете старшей медсестры отделения реанимации;
  • месячный запас – в сейфе, расположенном в хранилище аптеки или специально оборудованном помещении.

Основания для перевозки НС и ПВ:

  • договор перевозки, поставки, передачи на уничтожение НС и ПВ или иной договор;
  • обеспечение своих структурных подразделений (филиалов, представительств, иных обособленных подразделений).

Приказ о перевозке должен содержать:

  • данные о лицах, ответственных за получение, доставку, передачу и сохранность НС и ПВ;
  • данные о транспортных средствах;
  • дату и номер договора (при наличии).

Документы, сопровождающие перевозку НС и ПВ:

  • товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, требования или иные документы с указанием наименования и количества перевозимых НС и ПВ;
  • заверенные копии лицензии и приказа о перевозке;
  • маршрут перевозки;
  • акт опечатывания НС и ПВ (опломбирования).

Охрана при перевозке осуществляется:

  • самим юридическим лицом, осуществляющим перевозку;
  • вневедомственной охраной при ОВД РФ;
  • ведомственной охраной ФОИВ;
  • юридическим лицом, имеющим лицензию на осуществление негосударственной (частной) охранной деятельности.

Росздравнадзор осуществляет государственный контроль производства, изготовления, качества, эффективности, безопасности, оборота и порядка использования ЛС на территории РФ.

Цель – средствами контроля и надзора обеспечить предоставление населению эффективных и безопасных лекарственных средств, качественной медицинской помощи.

Росздравнадзор и 78 территориальных управлений Росздравнадзора осуществляют:

  • проверку соблюдения лицензионных требований и условий;
  • плановые и внеплановые (при выявлении несоответствия качества ЛС установленным требованиям) проверки в рамках госконтроля за качеством ЛС.

Объекты проверок – федеральные государственные аптеки, аптечные склады.

Лицензирующие органы субъектов РФ осуществляют проверки соблюдения лицензионных требований и условий.

Объекты проверок – аптеки субъектов РФ, муниципальные ИП.

Основные направления лицензионного контроля (независимо от вида деятельности):

  • поддержание надлежащего уровня профессиональной подготовки специалистов;
  • обеспечение материальной базы и организационно-технических условий;
  • соблюдение прав собственности.

Причины, послужившие основанием для приостановления лицензий на фармацевтическую деятельность в 2007 г.:

  • отсутствие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему по праву собственности или на ином законном основании помещений, соответствующих санитарным правилам, а также оснащенных оборудованием, техническими средствами и приборами, необходимыми для осуществления лицензируемой деятельности – 110 случаев, 50% (91 случай, 29% в 2006 г.);
  • нарушения правил хранения и обращения с ЛС с учетом их физико-химических, фармакологических и токсикологических свойств, а также с ЛС, обладающими огнеопасными и взрывоопасными свойствами; нарушение правил обеспечения стандартов качества ЛС при их хранении, реализации и изготовлении – 69 случаев, 31% (151 случай, 48% в 2006 г.);
  • несоблюдение правил оптовой и розничной торговли ЛС, изготовления ЛС в аптечных учреждениях – нет (57 случаев, 18% в 2006 г.);
  • отсутствие у руководителей организаций оптовой торговли и аптечных учреждений, работа которых непосредственно связана с приемом, хранением, отпуском, изготовлением и уничтожением ЛС, высшего фармацевтического образования, стажа работы по специальности не менее 3 лет и сертификата специалиста; отсутствие у специалистов высшего или среднего фармацевтического образования и сертификата специалиста – 41 случай, 195 (16 случаев, менее 5% в 2006 г.).

Оформление результатов проверки: акт проверки или протокол об административном правонарушении.

Проверяющий (лицензирующий) орган готовит и направляет исковое заявление о привлечении юридического лица к ответственности в арбитражный суд и мировому судье. Копия заявления вручается юридическому лицу.

Арбитражный суд выдает решение: штраф, приостановление, возобновление или аннулирование.

Лицензиат, в свою очередь, уплачивает штраф, готовит акт (письмо) в проверяющий орган об устранении замечаний и осуществляет проверку по устранению выявленных нарушений.

Цель административного наказания – предупреждение совершения новых правонарушений.

Виды административных наказаний: предупреждение, административный штраф или административное приостановление деятельности.

Следует обратить внимание на то, что в XII Государственной фармакопее изменились правила хранения ЛС.

Температурный режим хранения

лекарственных средств

ГФ X

ГФ XII

Глубокое охлаждение

ниже –15°С

В холодильнике

2–8ºС

Холодное или прохладное место

12–15ºС

8–15ºС

Комнатная температура

18–20ºС

15–25ºС

Теплый

40–50ºС

40–50ºС

Горячий

80–90ºС

80–90ºС

Температура водяной бани

98–100ºС

98–100ºС

Температура ледяной бани

0ºС

 

Рекомендуемые условия хранения

Расшифровка рекомендуемых условий

Хранить при температуре не выше 30ºС

от 2 до 30ºС

Хранить при температуре не выше 25ºС

от 2 до 25ºС

Хранить при температуре не выше 15ºС

от 2 до 15ºС

Хранить при температуре не выше 8ºС

от 2 до 8ºС

Хранить при температуре не ниже 8ºС

от 8 до 25ºС

По материалам круглого стола "Аптечная секция" в рамках "ФармМедОбращения-2008"

Специализированные
мероприятия
 
   
Статьи подрубрики лицензирование:
Патентные споры: неиспользование обеспечительных мер

Вышедший на рынок оригинальный препарат находится под патентной защитой, и компании, решившие выпустить дженерик, могут сделать это лишь по истечению срока действия патента. Однако на практике обеспечительные меры по защите интеллектуальной собственности срабатывают не всегда, поэтому патентные споры в фармотрасли не редкость.

Этика и качество - основа клинических испытаний

Ни один препарат не может выйти на рынок без достаточного объема данных о его эффективности и безопасности. Получить его, минуя клинические исследования, невозможно. Чтобы информация была полной и точной, нужно тщательно подойти ко всем этапам их проведения.

Лицензию теперь можно получить в электронном виде

По информации из единого реестра Росздравнадзора на территории Москвы фармацевтическую деятельность и деятельность по обороту наркотических средств и психотропных веществ осуществляют около 4 тыс. юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на более чем 7,5 тыс. территориально обособленных объектах.

Перечень препаратов, подлежащих ПКУ, требует дополнения

Фармацевтическую деятельность, связанную с оборотом наркотических средств (НС), психотропных веществ (ПВ), осуществляют свыше 5000 лицензиатов на 13 000 объектах, и большая часть лицензиатов осуществляет деятельность на территории Москвы и Московской обл.

Лицензирование: контроль постоянный и эффективный

Департамент здравоохранения г. Москвы (далее – ДЗ Москвы) осуществляет полномочия Российской Федерации, переданные субъектам РФ в сфере здравоохранения в соответствии с ФЗ от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан РФ» и постановлением Правительства Москвы от 22.08.12 №425-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте здравоохранения г. Москвы».

Специализированные
мероприятия