29.05.2024 Издается с 1995 года №4 (361) апр 2024 18+
29.05.2024 Издается с 1995 года №4 (361) апр 2024
// Фармрынок // Государственное регулирование

Маркировка БАД ведет к сокращению их нелегального оборота

Одним из наиболее популярных способов повысить свой иммунитет и предотвратить возникновение различных заболеваний стало регулярное употребление биологически активных добавок к пище (БАД), объем мирового рынка которых, по разным данным, растет ежегодно примерно на 10%.

Они заняли одно из ведущих мест в ассортименте аптек и в нашей стране. Так, например, пандемия COVID–19 кардинально изменила отношение людей к своему здоровью, и доля БАД достигла около 30% в стоимостном выражении в парафармацевтических группах товаров и около 6% во всем ассортименте аптечных организаций.

Маркировка направлена против контрафакта

С ростом рынка БАД растет и актуальность таких вопросов, как незаконный оборот продукции, верификация легальности их нахождения в обороте, необходимость контроля за поставками несоответствующей требованиям законодательства продукции из третьих стран, а также отсутствие достоверной статистики об обороте БАД на территории РФ, что не позволяет анализировать рынок в целях принятия управленческих, маркетинговых или иных решений.

По мнению регуляторов, с этими проблемами позволит справиться система маркировки продукции, тем более, уже есть подобный опыт в области оборота лекарственных средств и ряда пищевых продуктов.

Маркироавка против контрафакта

По оценкам НИУ ВШЭ, объем незаконного оборота БАД в 2022-м составил 466 млн. упаковок или около 45% от общего объема рынка. Уход с рынка нелегальных поставщиков и сокращение доли незаконного оборота биоактивных добавок позволит увеличить объемы производства, импорта и прибыли легальных участников рынка, снизит общую нагрузку на бизнес.

У производителей появится достоверная аналитика, расширятся возможности контролировать состояние рынка и планировать свою деятельность, т.е.:

  • управлять продуктовой линейкой, логистикой;
  • контролировать эффективность маркетинговых активностей;
  • принимать правильные управленческие решения.

Для дистрибуторов выгоды налицо:

  • исключение неэффективных посредников и сделок по перепродаже в цепочках движения товара;
  • уменьшение стоимости факторинга;
  • оптимизация товарных запасов;
  • снижение потерь в рознице вследствие мошенничества поставщиков и хищения сотрудников.

Система маркировки позволяет добиться большей прозрачности при реализации БАД в рознице и препятствует продаже немаркированного товара, товара с идентичными кодами, нелегального или просроченного, а также поставкам со стороны неуполномоченных организаций.

Государство, помимо прочего, получает реальные инструменты повышения собираемости таможенных и налоговых сборов, экономии затрат бюджета на контроль товарных рынков, а также возможность собирать и анализировать статистику в масштабе всей страны в режиме реального времени.

Маркировка БАД станет обязательной с октября

В соответствии с постановлением Правительства №673 с марта 2021 года в России проводился эксперимент по маркировке БАД, который завершился в конце февраля 2023 года. В ходе эксперимента были протестированы все типы нанесения маркировки, процессы перемещения и продаж, полные цепочки прослеживаемости. Согласование Правил маркировки находится сегодня в завершающей стадии.

Андреева Любовь

Как рассказала представитель оператора системы, руководитель направления БАД товарной группы "Фарма" ЦРПТ Любовь Андреева, согласно дорожной карты старт внедрения системы запланирован на 1 сентября; с 1 октября 2023-го маркировка БАД станет обязательной для производителей, а с ноября – для импортеров. Кроме того, с 1 октября вводится добровольная маркировка товарных остатков и немаркированных товаров, введенных ранее в оборот.

Что касается розничной торговли, то обязательная реализация маркированной продукции в ритейле и обязательное выбытие маркированной продукции станет правомерной согласно законодательству с 1 марта 2024 года. С 1 мая 2024-го включается объемно-сортовой учет в УПД. Достижение полной поэкземплярной прослеживаемости запланировано к 1 сентября 2025 года.

По материалам круглого стола "Маркировка БАД" в рамках XII Фармацевтического форума PharmPRO

Статьи подрубрики государственное регулирование:
Трансформация рынка БАД и тренд на его увеличение

Популяризация здорового образа жизни, забота о состоянии здоровья и иммунитета, борьба со стрессовыми состояниями, особенно после пандемии Covid-19, лишь подстегнула интерес людей к биологическим активным добавкам к пище (БАД). Существенно заметен рост продаж пробиотиков, поливитаминов, антиоксидантов, коллагенов, продуктов для здоровья суставов, а также витаминов, в частности, группы B и магния.

Влияние искусственного интеллекта на фармдизайн

Фармацевтическим дизайном называется интеллектуальная деятельность, направленная на поиск и создание материального продукта (вещества), который при взаимодействии с соответствующей биологической мишенью формирует лечебный эффект, целью которого является достижение физиологического и духовного комфорта (излечения) пациента, пребывающего в состоянии патологии (болезни).

Фармация Х невозможна без помощи искусственного интеллекта

На современном этапе российского здравоохранения, когда суверенность все глубже проникает в жизнедеятельность страны, постепенно становясь долгосрочным трендом, а здоровье приобретает базовую ценность на фоне растущих ограничений, в приоритете позитивный нравственный императив ЗОЖ работника фармацевтического фронта (и не только).

Фарминдустрия: тренды и задачи

Фармотрасль в условиях "турбулентности" изменилась и благодаря, а не вопреки, нарастила мощности, объемы производства, номенклатуру продукции, усилила свои компетенции. 

Ветпрепараты в аптеках: сложно но все же жизненно важно

Неделю назад в сообществе Фарма.РФ завершился опрос, темой которого стало предложение профессиональных ассоциаций разрешить отпуск ветеринарных лекарств не только в профильных, но и в "обычных" аптеках.