Маркировка БАД ведет к сокращению их нелегального оборота
Они заняли одно из ведущих мест в ассортименте аптек и в нашей стране. Так, например, пандемия COVID–19 кардинально изменила отношение людей к своему здоровью, и доля БАД достигла около 30% в стоимостном выражении в парафармацевтических группах товаров и около 6% во всем ассортименте аптечных организаций.
Маркировка направлена против контрафакта
С ростом рынка БАД растет и актуальность таких вопросов, как незаконный оборот продукции, верификация легальности их нахождения в обороте, необходимость контроля за поставками несоответствующей требованиям законодательства продукции из третьих стран, а также отсутствие достоверной статистики об обороте БАД на территории РФ, что не позволяет анализировать рынок в целях принятия управленческих, маркетинговых или иных решений.
По мнению регуляторов, с этими проблемами позволит справиться система маркировки продукции, тем более, уже есть подобный опыт в области оборота лекарственных средств и ряда пищевых продуктов.
По оценкам НИУ ВШЭ, объем незаконного оборота БАД в 2022-м составил 466 млн. упаковок или около 45% от общего объема рынка. Уход с рынка нелегальных поставщиков и сокращение доли незаконного оборота биоактивных добавок позволит увеличить объемы производства, импорта и прибыли легальных участников рынка, снизит общую нагрузку на бизнес.
У производителей появится достоверная аналитика, расширятся возможности контролировать состояние рынка и планировать свою деятельность, т.е.:
- управлять продуктовой линейкой, логистикой;
- контролировать эффективность маркетинговых активностей;
- принимать правильные управленческие решения.
Для дистрибуторов выгоды налицо:
- исключение неэффективных посредников и сделок по перепродаже в цепочках движения товара;
- уменьшение стоимости факторинга;
- оптимизация товарных запасов;
- снижение потерь в рознице вследствие мошенничества поставщиков и хищения сотрудников.
Система маркировки позволяет добиться большей прозрачности при реализации БАД в рознице и препятствует продаже немаркированного товара, товара с идентичными кодами, нелегального или просроченного, а также поставкам со стороны неуполномоченных организаций.
Государство, помимо прочего, получает реальные инструменты повышения собираемости таможенных и налоговых сборов, экономии затрат бюджета на контроль товарных рынков, а также возможность собирать и анализировать статистику в масштабе всей страны в режиме реального времени.
Маркировка БАД станет обязательной с октября
В соответствии с постановлением Правительства №673 с марта 2021 года в России проводился эксперимент по маркировке БАД, который завершился в конце февраля 2023 года. В ходе эксперимента были протестированы все типы нанесения маркировки, процессы перемещения и продаж, полные цепочки прослеживаемости. Согласование Правил маркировки находится сегодня в завершающей стадии.
Как рассказала представитель оператора системы, руководитель направления БАД товарной группы "Фарма" ЦРПТ Любовь Андреева, согласно дорожной карты старт внедрения системы запланирован на 1 сентября; с 1 октября 2023-го маркировка БАД станет обязательной для производителей, а с ноября – для импортеров. Кроме того, с 1 октября вводится добровольная маркировка товарных остатков и немаркированных товаров, введенных ранее в оборот.
Что касается розничной торговли, то обязательная реализация маркированной продукции в ритейле и обязательное выбытие маркированной продукции станет правомерной согласно законодательству с 1 марта 2024 года. С 1 мая 2024-го включается объемно-сортовой учет в УПД. Достижение полной поэкземплярной прослеживаемости запланировано к 1 сентября 2025 года.
По материалам круглого стола "Маркировка БАД" в рамках XII Фармацевтического форума PharmPRO