Господин Вернике, могли бы Вы поделиться основными результатами своей работы в нашей стране после назначения полтора года назад на должность генерального директора Merck Biopharmaв России и СНГ?
— Недавно компания Merck отпраздновала свой 350-летний юбилей по всему миру и 120–летний юбилей работы в России. Российский рынок очень важен для нас. Мы чрезвычайно серьезно относимся к научному обмену в рамках германо–российских отношений, т.к. видим взаимную выгоду как для российской системы здравоохранения и экономики, так и для нашей компании. Прошлый год был для Merck очень насыщенным.
Одно из самых важных событий для нас — запуск на базе завода "Нанолек" в Кировской обл. полного цикла производства препаратов "Глюкофаж"® (Glucophage®) и "Глюкофаж Лонг"® (Glucophage Long®) для лечения предиабета и сахарного диабета 2–го типа. В настоящее время эти заболевания — настоящий вызов для глобальной системы здравоохранения. Согласно статистике, за которой наша компания тщательно следит, на сегодняшний день более 4,5 млн россиян живут с сахарным диабетом 2–го типа, при этом почти у 20% населения России есть предиабет. Компания Merck выступила с предложением организовать День предиабета в России. Сейчас все мы — производители, правительство, законодатели — работаем над повышением качества медицинской помощи, направленной на снижение смертности от неинфекционных заболеваний. Кроме того, мы заключили соответствующие соглашения о сотрудничестве с ФГБУ "НМИЦ эндокринологии" и ФГБУ «НМИЦ профилактической медицины» в области профилактики предиабета и сахарного диабета 2-го типа, чтобы объединить наши усилия в борьбе с этими заболеваниями.
Хотелось бы отметить еще одно событие, которое стало очень важным как для нашей компании, так и для всего сообщества пациентов. 20 мая 2019 г. в Ботаническом саду МГУ «Аптекарский огород» состоялось открытие Недели борьбы с рассеянным склерозом. Компания Merck в партнерстве с РООИ "Здоровье человека", МООИ "Московское общество рассеянного склероза" и "Аптекарским огородом" открыла тактильный сад, который призван стать символом надежды для пациентов с рассеянным склерозом. В этот день множество людей собрались вместе, чтобы выразить поддержку больным с таким диагнозом. Нашей целью было дать больше информации об этом серьезном заболевании и обсудить возможность повышения качества жизни для пациентов с рассеянным склерозом.
В 2018 г. мы провели ряд мероприятий, направленных на привлечение внимания к проблемам бесплодия и демографии. Считаем, что популяризация экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) — эффективный способ решения демографической проблемы в России. Наша компания является глобальным лидером в области лечения бесплодия и единственной компанией, предлагающей рекомбинантные версии трех природных гормонов, необходимых для проведения процедуры ЭКО, а также полный и клинически доказанный набор средств для лечения бесплодия на каждой стадии репродуктивного цикла.
Какие особенности работы на российском фармацевтическом рынке Вы бы отметили в первую очередь?
— Я считаю, что российский фармацевтический рынок находится на том этапе, когда важно принять целый ряд стратегических решений. На сегодняшний день многие достижения связаны с государственной программой "Фарма–2020". Если мы хотим продолжать двигаться в этом направлении — сильная российская наука, большие производственные проекты и реализация международного потенциала, в т.ч. в области экспорта продукции из России, — нам необходимо, не останавливаясь, работать над такими важными вопросами, как защита интеллектуальной собственности и ускорение доступа к инновационным лекарствам для российских пациентов.
Вы говорили о необходимости улучшения доступа российских пациентов к высококачественным современным лекарственным препаратам. Какие проблемы в этой сфере Вы бы обозначили? И как их решать?
— Сегодня регистрация нового препарата в России занимает около одного года, и это дольше, чем в Европе и США. Как только препарат зарегистрирован, может потребоваться как минимум еще один год, чтобы зарегистрировать цену на него и включить его в систему возмещения.
Для изменения сложившейся ситуации в области здравоохранения нам нужно всегда в первую очередь думать о пациентах. Конечно, это непросто, т.к. расходы на здравоохранение для правительства всегда высоки. Я лично убежден, что ситуация улучшится, как это уже произошло во многих странах мира. В частности, потому что российская экономика становится сильнее и большие объемы государственного финансирования будут направляться на здравоохранение.
Приведите пример успешной репатриации лекарственного препарата на российском рынке.
— Конкор® — один из наших препаратов для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, продвигался другой фармацевтической компанией в России. Мы вернули себе право на продвижение и сейчас успешно реализуем этот проект самостоятельно. Это было важное решение для нас. Пришлось менять организационную структуру и многие бизнес-процессы. Однако сегодня мы можем сказать, что это было правильное решение, которое сделало нашу компанию более заметной и в конечном итоге увеличило наши продажи в России.
Как строится работа с представителями государственного института лекарственных средств и надлежащих практик, которые занимаются инспектированием площадок фармпроизводителей?
— Это строго регламентированный процесс. Мы просто следуем закону. В России аналогичные строгие процедуры действуют в отношении препаратов местного и международного производства.
Какие форматы приняты в компании для продвижения продукции? И есть ли региональные особенности продвижения?
— Мы производим и продаем только рецептурные препараты, а это строго зарегулированная область. Окончательное решение по выписке данных лекарственных средств для использования в терапии принимают врачи. При этом компания Merck хорошо зарекомендовала себя во многих терапевтических областях, все наши препараты стабильно поставляются на рынок. Мы очень избирательны в стратегии продвижения наших препаратов на рынке. Некоторые наши лекарственные средства мы продвигаем напрямую (например, "Конкор"®, "Глюкофаж"®). В этом случае мы опираемся на собственных медицинских представителей и цифровые технологии. Однако в некоторых областях мы полностью полагаемся на наших партнеров, как например, при продвижении препарата "Ребиф"® для лечения рассеянного склероза, но и здесь у нас есть планы по фундаментальному изменению ситуации, т.к. мы планируем вывести на российский рынок новые лекарственные средства в данной области. Кроме того, в ряде случаев мы работаем вместе с нашими партнерами по локализации. Например, это касается препаратов для лечения онкологических заболеваний и препарата "Эрбитукс"® (действующее вещество цетуксимаб).
Если же говорить в целом, то нет каких–либо серьезных различий по обеспечению поставок наших препаратов в различные регионы России: они доступны по всей стране. Что касается специфики, я бы сказал только несколько слов о логистике. Россия огромна, и логистика тут отличается от логистики в Европейском союзе. Несмотря на это, сегодня нам удалось сделать наши лекарства доступными от Калининграда до Владивостока.
Расскажите, пожалуйста, о локализационных проектах, которые компания реализует совместно с российскими партнерами?
— Мы решили инвестировать в российских производителей. Я уже говорил о локализации полного цикла на заводе компании "Нанолек" и хочу упомянуть еще одного партнера — компанию "Фармстандарт". Мы производим препарат "Ребиф"® на их мощностях, и у нас есть планы локализации нашего онкологического портфеля на этом заводе. Это означает, что мы оцениваем возможности производства препарата "Эрбитукс"® с использованием мощностей компании "Фармстандарт". Несмотря на то, что сегодня этот препарат доступен на рынке, дальнейшая локализация облегчит нам цепочку поставок. Запуская процесс локализации, мы всегда в первую очередь думаем о преимуществах для пациентов.
Какие препараты уже готовы к выводу на российский рынок? На какие терапевтические направления Вы ориентируетесь при разработке новых препаратов?
— Компания Merck имеет многолетние традиции в неврологии и иммунологии, в т.ч. значительный опыт исследований и разработок, а также продвижения препаратов для лечения рассеянного склероза (РС). Один из новых препаратов, доказавших свою эффективность, — "Мавенклад"® (кладрибин, тб.). Это пероральное лекарственное средство с коротким курсом приема (схема назначения состоит из двух курсов по 10 дней в первый и второй годы лечения). Действие препарата сохраняется в течение последующих двух лет без его приема. Препарат эффективно снижает основные показатели активности заболевания у пациентов с высокоактивным РС. В то же время, поскольку его необходимо принимать только в течение нескольких дней и не нужно посещать больницу, это может действительно помочь пациентам почувствовать меньше ограничений в связи с болезнью и дать максимальную возможность вернуться к нормальной жизни.
В одном из интервью Вы сказали, что «компании необходимо становиться центром инноваций, начать двигаться быстрее, потому что мир не стоит на месте». В каких направлениях будет двигаться Merck Biopharma?
— Не так давно компания приняла новую стратегию развития в России, которая основана на нескольких приоритетах. В здравоохранении мы сфокусированы на локализации и репатриации своих ключевых продуктов. Мерк уже запустила локализационные проекты с российскими партнерами по производству стратегически важных биофармацевтических препаратов для лечения рассеянного склероза, онкологических, сердечно–сосудистых заболеваний, предиабета и сахарного диабета 2–го типа. Также мы начали репатриацию наших продуктов, которые раньше продвигались в России нашими партнерами, чтобы быть еще ближе к пациентам в России. Процессы локализации и репатриации сопровождаются трансфером технологий в Россию, что также связано с существенными инвестициями.