Модернизация здравоохранения: будущее московской медицины
Плавунов Николай Филиппович
Первый заместитель руководителя Департамента здравоохранения Москвы
В рамках Федерального закона №326 «Об обязательном медицинском страховании» создана Программа модернизации московского здравоохранения, рассчитанная на два года (2011–2012), являющаяся базисом для развития московского здравоохранения.
В Программе главными задачами признаны укрепление материально-технической базы медицинских учреждений, внедрение современных информационных технологий в здравоохранение, а также введение стандартов оказания медицинской помощи.
На оказание приоритетной помощи больным с вышеуказанными заболеваниями и развитие различных городских служб, т.е. собственно на реализацию Программы, за эти два года объем вложений составит 103 млрд руб. из федерального и московского бюджета. Немалая сумма! Планы впечатляют! В программе участвуют учреждения городского подчинения – больницы, госпитали, роддома, поликлиники, медсанчасти и т.д.
Кроме того, в текущем году из бюджета города уже выделено дополнительно 9 млрд руб. на текущий и капитальный ремонт медицинских учреждений, на приобретение оборудования.
Практически все торги по объектам капитального ремонта уже проведены согласно принятой в городе программе модернизации здравоохранения. Капитальный ремонт предстоит 129 учреждениям. Всего же в нем нуждается 30% зданий системы здравоохранения города, большинство из которых были построены в 60-80-е гг. Необходимо увеличение объемов капитального строительства в здравоохранении, поскольку в ходе капитального ремонта на 15–20% с учетом санитарных нормативов снижается коечный фонд.
Особое внимание планируется уделить усилению профилактической направленности в здравоохранении, повышению эффективности скорой медицинской помощи, более полному удовлетворению потребностей населения в высокотехнологичной диагностике и лечении. В Программе есть разделы, посвященные общей организации столичного здравоохранения. Предполагается, в частности, в каждом округе выделить две основные больницы, которые будут оказывать максимальный объем медицинских услуг населению. Предусматривается также создание госпитальных объединений: больница плюс одна-две поликлиники.
Городские службы столицы, в т.ч. и учреждения медицинского профиля, готовы к работе в условиях летней жары. Однако следует признать, что повсеместной системы кондиционирования в столичных клиниках пока нет. Реанимации и операционные оснащены в той или ной степени системами кондиционирования. Тем более что и по старым нормативам реанимационные и операционные отделения обязаны иметь автономную систему вентиляции. Можно модернизировать: поставить холодильный агрегат и добиться кондиционирования. Что касается палатных помещений, это сделать намного сложнее, потому что там совсем другие объемы. Но делать это, безусловно, нужно.
За два года реализации московской программы модернизации здравоохранения около 50–60% учреждений будут приведены к нормативному функционированию систем вентиляции.
Отделения скорой помощи и больницы работают в полном объеме, и нет тотального ухода в отпуск медицинского персонала.
С 1 июля в Москве возобновляют работу 44 отделения неотложной помощи на базе городских поликлиник, что позволит снизить количество непрофильных выездов бригад скорой медицинской помощи. «Неотложка» – это врач-терапевт и водитель. Предполагается, что они разгрузят «скорые», обеспечив более качественное функционирование бригад, силы которых будут брошены на тяжелые случаи.
Программа модернизации московского здравоохранения предполагает увеличение числа отделений неотложной помощи: уже в 2012 г. их будет 66. За два года они возьмут на себя до полумиллиона вызовов горожан. А к концу 2012 г. появится и 47 отделений, и 83 бригады детской «неотложки».
В настоящее время на скорой помощи дополнительно развернуто два диспетчерских пункта по взаимодействию с данным подразделением, вызвать «неотложку» москвичи смогут по привычному «03», а диспетчер переадресует вызов в отделение неотложной помощи».
Если же по приезде «неотложки» выяснится, что вызов тяжелый и больному необходима госпитализация, то врач остается с пациентом и оказывает ему необходимую помощь до прибытия «скорой». Среднее время прибытия московских карет скорой помощи по поводам, опасным для здоровья, сегодня составляет 14–15 мин. На место ДТП врачи приезжают через 9–12 мин.
На вопрос нашей газеты о специфике электронного рецепта первый заместитель руководителя Департамента здравоохранения Москвы ответил объяснением: «Каждый выписанный врачом рецепт снабжен машиночитаемым штрих-кодом, в котором закодированы: данные врача, фамилия пациента и его диагноз, дата выписки рецепта, наименование препарата. Аптечные учреждения при помощи сканера штрих-кода смогут считывать необходимую информацию, что значительно быстрее и надежнее, чем внесение данных вручную. Когда пациент придет на прием, то врач через терминал вышлет электронный запрос в аптеку. Своей электронной профкартой он подтверждает необходимость выписанного лекарства. В общей базе данных будет видно, где этот препарат есть в наличии. Еще один большой плюс этой системы: каждый отдельный рецепт будет контролироваться и регистрироваться в реальном времени, что позволит обеспечить немедленное выполнение заказа и автоматизацию дальнейшего контроля и обработки данных.
Система способна оптимизировать и сократить время, которое тратится врачом на выписку и регистрацию рецептов. Что соответственно позволит уделить больше внимания пациенту. Экономия времени будет особенно ощутима при выписке нескольких льготных рецептов одному пациенту. По результатам исследования специалистами можно сказать, что на выписку одного льготного рецепта требуется затратить минимально рекордное время – 40 сек.
Помимо автоматизации процесса выписки и учета рецептов льготного лекарственного обеспечения, одной из основных задач «Системы учета дополнительного лекарственного обеспечения по льготным рецептам» является контроль обоснованности выписки лекарственных средств».
По материалам круглого стола в пресс-центре «Росбалт»