26.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024 18+
26.11.2024 Издается с 1995 года №10 (367) окт 2024
// Фармрынок // Государственное регулирование

Мы совсем не особенная страна со своим путем…

В рамках VI Международной конференции «Фармацевтический бизнес в России — 2011» состоялся пресс–брифинг Ассоциации международных фармпроизводителей (AIPM). Главы представительств западных фармкомпаний поделились своим видением перспектив развития отрасли на ближайшие несколько лет.

«Самая большая ошибка считать, что в России все происходит так, как и в других странах, но еще большая ошибка считать, что в России все происходит совершенно по-другому». Пожалуй, этими словами Павла Чистякова, главы представительства компании «Бофур-Ипсен Интернасьональ», можно охарактеризовать нынешнюю ситуацию на отечественном фармрынке.

Марина Велданова, глава российского представительства компании «Ипсен Фарма», отметила, что по параметрам объема и роста российский фармрынок является сегодня объектом пристального внимания международной фармы. Давно уже зрелые рынки не показывают наших 13% прироста в валюте, их показатели гораздо скромнее. Любые изменения на нашем рынке тщательно изучаются в штаб-квартирах крупнейших компаний отрасли. Перемены на отдельно взятом российском рынке оказывают влияние и на рынки стран Таможенного союза. Это не просто местные перемены, это глобальные процессы. «Мы уже давно не локальный рынок и не локальная проблематика, а проблематика мировой фарминдустрии», – подчеркнула Марина Велданова.

Законодательные инициативы государства в отношении отрасли (усиление ценового регулирования, увеличение налоговой нагрузки на розничный сектор и мн.др.), разработка стратегии развития собственного фармпрома (создание кластеров, возрождение научных лабораторий), а также активное привлечение инвестиций, – для большинства западных стран это уже пройденный этап.

Российский развивающийся рынок только подходит к этому этапу. Во всем мире стоит вопрос об оптимизации затрат на здравоохранение, о регулировании этой отрасли, т.к. она, с одной стороны, социально значима, с другой – инновационно емкая. Государство то призывает иностранных производителей локализоваться на территории РФ и активнее инвестировать в отрасль, то издает указы, отбивающие любое желание это делать. Тем не менее, уверена Наира Адамян, глава представительства компании «Янссен Фармацевтика НВ» по России и странам СНГ, Россия движется в правильном направлении, пытаясь сделать фармрынок регулируемым, как во всем мире. Но опыта у нас мало, поэтому перемены идут с издержками.

Правительство страны пытается решить непростую задачу обеспечения лекарствами как можно большего числа пациентов, имея при этом ограниченный бюджет. Непонятно, почему регулятор фармрынка в лице Минздравсоцразвития РФ не обращается к мировому опыту в решении этих вопросов! Наира Адамян привела пример широко практикуемого в других странах risk sharing (распределение риска), когда компания производит дорогой инновационный лекарственный препарат, который может помочь, а может, и нет. Risk sharing позволяет измерить результаты применения данного препарата. Если лекарство помогает, за пациента платит государство, если не помогает, то компания не получает возмещения.

Владимир Григорьевич Шипков, исполнительный директор AIPM, не ставя под сомнение право государства принимать, пусть и спорные, решения, отметил, что нужно учитывать и мнение участников рынка. Ассоциация всегда занимала активную позицию, выстраивая диалог с государственными органами. С самого начала разработки закона №61 «Об обращении лекарственных средств» AIPM предлагала свои апробированные модели, например, лекарственного возмещения. Когда закон уже был принят, от имени Ассоциации лично министру здравоохранения и социального развития Т.А. Голиковой был передан большой пакет поправок. Поначалу предложения были проигнорированы министерством, но в последнее время ведомство прислушивается к мнению AIPM. Регулярный диалог государства и представителей фармотрасли позволит оздоровить ситуацию на фармрынке.

Участники пресс-брифинга коснулись и проблемы взаимоотношений врачебного сообщества и медицинских представителей фармкомпаний. Дискуссии на эту тему активно ведутся последние полтора года, как только появился проект закона «Об охране здоровья граждан РФ». Он будет внесен на рассмотрение в Госдуму ФС РФ в первом полугодии этого года и вступит в силу в начале 2012 г. Больше всего вопросов вызывает ст. 70, серьезно ограничивающая медицинских и фармацевтических работников в общении с медпредставителями. Запрещается все: получать подарки, отдыхать за счет компаний, принимать любые денежные средства от фарморганизаций и мн.др.

В.Г. Шипков обозначил позицию Ассоциации по этому вопросу. Медицинские представители являются сегодня одним из самых эффективных инструментов доведения до врачей современной научной информации о препаратах, новейших способах лечения, побочных эффектах, взаимодействии с другими препаратами, без чего врачи в XXI в. не могут даже помышлять о современном лечении граждан. Медпредставитель в нашей стране чаще всего врач, имеющий кандидатскую степень. Это не торговый представитель, а партнер врача в стране, где в регионах у медиков нет компьютеров, доступа в Интернет (к мировым библиотекам, например). При наличии языкового барьера и того факта, что врач повышает свою квалификацию лишь раз в год (по закону), а ежегодно регистрируются сотни новых лекарственных препаратов, медпредставитель становится незаменимым. М. Велданова отметила, что если завтра медпредставители не смогут общаться с врачами, то она не знает, как еще компенсировать прореху в информационном обеспечении российских медиков. Конечно, компании будут искать новые модели взаимодействия. Другого пути нет.

По словам В.Г. Шипкова, подрывать основы института медпредставителей неоправданно со всех точек зрения. Ни одна страна в мире не вводит запретов в отношении медпредставителей, только регулирует взаимоотношения с врачебным сообществом, делая их понятными и прозрачными на уровне закона и на уровне саморегулирования со стороны врачебного сообщества и фарминдустрии. Запретительные же меры, если они будут применены, пагубны для российского здравоохранения и пациентов.

Специализированные
мероприятия
 
   
Статьи подрубрики государственное регулирование:
Как защитить интеллектуальную собственность на лекарство

Для обеспечения лекарственной безопасности необходимо не только разрабатывать инновационные препараты, но и расширять процесс дженерикового импортозамещения.

Фармацевтические споры: о чем говорит практика

Хотя российское право не является прецедентным, некоторые споры в фармацевтическом секторе могут стать основой для формирования новых тенденций правоприменения. На конференции «Quality PharmLog-2024» советник адвокатского бюро «Трубор» Мария Борзова рассказала о значимых судебных разбирательствах в 2024 году.

Госпрограммы в сфере здравоохранения

Итоги реализации федеральных проектов по борьбе с социально-значимыми заболеваниями, текущие потребности системы здравоохранения, защита интеллектуальной собственности на фармацевтическом рынке, а также развитие системы медицинского страхования стали ключевыми вопросами прошедшего конгресса «Право на здоровье».

Как новый закон поможет отрегулировать рынок БАД

Проект закона об особенностях оборота БАД в России принят в первом чтении Госдумой. В чем суть этого закона, что он даст врачам и пациентам и как поможет сделать рынок БАД безопаснее, рассказывает директор по правовым вопросам и комплаенсу компании «Алцея» Катасова Ирина.

Правило второй лишний требует доработки

С января 2025 года компании из России и стран-участниц ЕАЭС, производящие препараты по полному циклу, получат преимущество при госзакупках. Если такой производитель решит принять участие в торгах, остальные заявки автоматически отклоняются.

Специализированные
мероприятия