Ответ знает Елена Бундюкова, владелица аптеки "Юг" ООО "Планета здоровья", расположенной в Марьино ЮВАО Москвы на ул. Братиславской, д. 16, корп. 1.
Елена Геннадьевна, почему решили пойти в фармбизнес?
— В 2011 году мы открыли эту аптеку вместе с моим супругом Алексеем Анатольевичем Горюновым — прекрасным специалистом, выпускником ММА им. И.М. Сеченова, который, по моему мнению, был гениален в своей любви к профессии и подходе к делу. Он всегда мог оказать квалифицированную помощь и поддержку людям, дать грамотный совет. Я благодарна Алексею Анатольевичу за то, что он обучал меня всему, и когда, к моему глубокому сожалению, его не стало в 2015-м, мне пришлось продолжить наш бизнес и самой возглавить аптеку. На данный момент генеральным директором аптеки является мой брат — Юрий Геннадьевич Бундюков, который помогает мне буквально во всем.
Так, со временем, день за днем, не имея фармацевтического образования, я вникла во все тонкости бизнеса и стала достаточно хорошо разбираться в данной теме. За первым столом, конечно же, не стою, а работаю в основном с заказами дорогостоящих препаратов. Что касается общего ассортимента, этим занимаются мои сотрудники, которые лучше понимают, что нужно населению. Однако у меня всегда все под контролем.
Месторасположение аптеки — можно его назвать одним из факторов успешности аптеки «Юг»?
— Безусловно, месторасположение — один из главных факторов успеха. У нас — это шаговая доступность от метро, тем более что в аптеку едут со всех районов города и из области. Место здесь очень оживленное и проходимость хорошая. В нашем доме пытались работать многие, включая сетевые аптеки "ГорЗдрав" и "Формулы здоровья", но мы пока держимся дольше всех.
Вас не путают с одноименной сетью "Планета здоровья"?
— Вы правы, порой это доставляет нам некоторые хлопоты. Иногда люди путают нас с этой сетью, приезжают с их дисконтными картами, приходится им объяснять, что мы "не та планета". Бывает так, что на наш адрес приходит их корреспонденция.
Сразу скажу, название придумали не мы, юридическое лицо перешло к нам уже с этим наименованием. Но мы постарались наполнить эти слова — "планета здоровья" — реальным смыслом. Аптечная сеть из Перми пришла на фармрынок столицы позднее.
Зато название для нашего интернет–сайта — "Аптека Юг" мы придумали сами и именно его считаем своим брендом. Изначально в большей степени он нес информативную нагрузку, знакомил потенциальных клиентов с нашей аптекой. Сейчас у людей есть возможность сделать заказ на сайте и после нашего подтверждения прийти и выкупить его. Доставку мы не осуществляем.
С другими интернет–площадками по поиску лекарств работаете?
Мы фигурируем на всех справках Москвы, в том числе и на сайте aptekamos.ru. И мы нуждаемся в таких сервисах, потому что в ассортименте аптеки помимо традиционных лекарственных средств представлены онкологические препараты. Часто, когда клиенты видят, что некоторые редкие препараты оказываются в наличии только в нашей аптеке, они едут из других концов города и даже из области.
А что еще пользуется спросом у посетителей?
— Ассортимент у нас разнообразен — включает свыше 4 000 позиций. У нас посетитель не услышит слова "нет в наличии". Если вдруг такое случилось, что необходимого ему препарата не оказалось, он может быть уверенным — завтра тот точно будет доставлен в аптеку.
![Салон оптики в аптеке Юг Салон оптики в аптеке Юг](https://img.mosapteki.ru/images/media/26907)
Отмечу, что кроме отдела готовых форм у нас открыт ортопедический отдел и работает салон оптики, услуги которого, замечу, пользуются большим спросом: консультант может проверить зрение на соответствующем оборудовании, а цены очень конкурентны относительно многочисленных сетевых оптик. Правда, подчеркну, что рекомендуем все–таки приходить с рецептами от врача–офтальмолога. В нашем салоне оптики проверка зрения носит скорее уточняющий, дополнительный характер.
А вот от включения в ассортимент большого количества косметики мы отказались, изучив опыт сетевых аптек в этом направлении. Мы вполне можем ограничиться обычным проверенным ассортиментом.
Как Вы относитесь к доставке лекарств?
— На мой взгляд, это было бы удобно и для многих клиентов, и для самой аптеки. Однако есть много нюансов, связанных, например, с рецептурными препаратами. Передавать в доставку их ни в коем случае нельзя, потому что курьер не сможет самостоятельно проверить правильность оформления рецепта. Это пока открытый вопрос. Я считаю, что на данный момент не все нюансы отработаны и могут иметь место нарушения. Неизвестно, что заказал человек, сидя дома у компьютера, без консультации с врачом и провизором.
В аптеке мы все-таки видим, что и кому отпускаем. Если речь идет о нелекарственном ассортименте, который не требует специального назначения, думаю, что его можно включать в доставку. Но лекарства должны продаваться только в аптеке, ведь занимаясь самолечением, человек может причинить себе вред. Если государство считает, что продажа аптечного ассортимента возможна через маркетплейс, нужно разбираться со всеми вопросами соблюдения условий отпуска, хранения и транспортировки, ведь многие препараты термолабильные.
Хотелось бы услышать Ваше мнение по пилотному проекту отпуска лекарств по электронным рецептам?
— Я пока не имею четкого представления, как это будет происходить на практике. В любом случае, мы готовы ко всем нововведениям. Например, к обязательной маркировке мы тоже были не готовы, но в итоге быстро освоились и реализовали ее в аптеке. Мы без вопросов внедрим все, что будет принято на законодательном уровне. А насколько это будет удобно и нужно посетителям–пациентам, покажет будущее. Главное — всегда помнить о них, о доступности лекарств нашим гражданам.
С маркировкой лекарственных препаратов разобрались, теперь на повестке дня — маркировка БАД, начиная с сентября. Что можете сказать об этом?
— В целом я не противник маркировки, вполне понимая, что для конечного потребителя она во благо. Определенный учет, безусловно, должен быть, чтобы не было контрафакта на рынке, а только проверенная, качественная продукция. Маркировка нужна только для дорогостоящих препаратов, стоимость которых исчисляется несколькими тысячами рублей. Конечно, я могу ошибаться, но… тратить время на маркировку трав, йода и прочих мелких лекарственных средств, на мой взгляд, — неоправданно, и очень много времени у нас уходит на приемку товара. Дополнительных сотрудников набирать не всегда целесообразно, поэтому очень большая нагрузка легла на уже работающих специалистов "первого стола". Кроме того, у нас есть нарекания к работе системы "Честный знак": программа часто работает нестабильно, на сайте ведутся технические работы, товар вовремя не приходуется. Все это создает определенные неудобства.
Все мы знаем, как зарегулирован фармацевтический бизнес, необходимо знать все нововведения в законодательстве. Как Вы справляетесь с этим?
— Я доверяю все эти вопросы профессионалам. С нами сотрудничает команда юристов, которая отвечает за соблюдение всех законодательных норм, правильное оформление документации, соответствие всех процессов правилам лицензирования, технике безопасности, соблюдению фармпорядка и т.п.
Каких критериев Вы придерживаетесь при приеме на работу?
— Для меня важно, чтобы это был человек в истинном понимании этого слова: честный, порядочный, отзывчивый, сочувствующий чужой беде. К нам приходят люди в большинстве своем нездоровые или имеющие больных родственников. Мир так устроен, что заработать хотят все, но в нашем бизнесе это не может быть основным критерием. На первом месте должно быть желание помочь, а не просто отработать свою смену.
Честно скажу, я стараюсь не брать на работу молодых специалистов, потому что больше доверяю людям более зрелым, с большим жизненным опытом. Для меня важно четкое знание ассортимента (с точки зрения возможных замен) и основных характеристик лекпрепаратов, умение оказать грамотную фармацевтическую помощь. Немаловажным качеством является и стрессоустойчивость. Как правило, основной контингент аптеки — люди взволнованные, тревожные (в силу понятных причин), нам зачастую приходится успокаивать посетителей.
У Вас большой коллектив?
— У нас небольшой, но очень дружный коллектив: работают четыре фармацевта — дипломированные специалисты с большим опытом — и сотрудники отдела оптики. Как я говорю, от нас уходят либо по болезни, либо в декрет.
Постоянные посетители знают наших специалистов, ходят к ним на протяжении многих лет и знают, что получат грамотный ответ на свои вопросы, могут рассчитывать на полноценную фармпомощь.
Часто в аптеке обращаются к фармацевту за консультацией?
— Конечно, часто. Более того, к нам иногда приходят с неисправными тонометрами, потому что не могут разобраться, куда их нести в случае поломки. Наша позиция проста: с чем бы к нам ни пришел наш клиент, даже если это вопрос не по нашему профилю, любую просьбу не оставим без внимания. Юрий Геннадьевич иногда даже сам брался за ремонт.
![Специалист первого стола Специалист первого стола](https://img.mosapteki.ru/images/media/26904)
Если людей интересуют вопросы лекарственной совместимости, сотрудник «первого стола», в меру своей компетенции, дает такие рекомендации. Если речь идет об антибиотиках, предлагаем приобрести еще и пребиотики, чтобы обезопасить от нежелательных последствий для ЖКТ. При отпуске онкологических лекарств всегда уточняем, не забыл ли врач посоветовать какое-то противорвотное средство. Иногда во время приема пациента врач может что–то упустить: были случаи, когда мы звонили врачу прямо из аптеки и решали определенные вопросы. Сотрудники у нас опытные — обычно уже знают, что идет в комплекте к тем или иным серьезным препаратам, как они взаимодействуют с другими.
Также мы можем предложить вместо обычных систем введения препаратов химиотерапии средства с мембранной очисткой, которые переносятся гораздо легче. Так что всегда стараемся оказать посильную помощь.
Если говорить конкретней, то чаще всего задаются вопросы по симптомам и лечению заболеваний ЖКТ: тошнота, тяжесть в животе, диарея. Даже человеку с головной болью наш фармспециалист, отпуская препарат, настоятельно порекомендует обратиться к врачу, ведь причин ее возникновения может быть множество, иная представляет собой реальную угрозу жизни. К сожалению, люди не любят ходить к врачу — причины всем известны... Однако это делать необходимо. Мы даем консультации в меру потребностей человека и только в рамках нашей профессиональной компетенции.
Что делается для привлечения новых покупателей в аптеку?
Иногда я придумываю что-то интересное и мы стараемся замысел осуществить. В отличие от сетей, наши акции не носят планомерного характера, а зачастую придумываются спонтанно. К примеру, в новогодние праздники мы дарили тонометры всем, кто сохранял 5 чеков на сумму от 1 000 рублей, а когда, например, открывали оптику, дарили небольшие подарки всем без исключения.
Мы предоставляем скидки по социальным документам (СКМ или документы по инвалидности) в размере 5% на весь ассортимент аптеки и 10% — на ассортимент оптики. Это не касается дорогих препаратов, наценка и конечная цена на которые устанавливается индивидуально. И это только наше решение, скидки мы делаем по собственной инициативе.
С учетом современных реалий сложнее Вам стало формировать ассортимент?
— Раньше все было проще, сегодня же, в связи с СВО, влияниями санкций недружественных стран, ограничениями в работе с зарубежными партнерами нам приходиться работать с удвоенной энергией. Стараемся находить альтернативные препараты, тем более что выпуск большинства лекарств для лечения онкологических заболеваний уже налажен в нашей стране. По нашему опыту, почти 90% пациентов идут на такую замену. Более того, многие врачи до сих пор пребывают в парадигме мнения, что импортные оригиналы априори лучше, но это уже далеко не так, за исключением каких–то индивидуальных особенностей больного человека. Мы стараемся донести информацию о российских аналогах и уже видим обратную связь.
![Отдел ортопедии Отдел ортопедии](https://img.mosapteki.ru/images/media/26906)
В целом мы справились с трудностями, скорректировали наш ассортиментный портфель в пользу отечественных и дженериковых аналогов, дефектура если и появляется, то небольшая. На основной ассортимент лекарств аналоги всегда можно найти.
Елена Геннадьевна, Вы можете назвать успешной деятельность своей аптеки?
— Да! Я убеждена, что главная причина нашего успеха заключается в том, что мы ценим каждого клиента, стараемся решать любую проблему индивидуально. И люди отвечают нам взаимностью. Тем более, большая часть наших постоянных посетителей — это жители окрестных домов. Нами изначально был выбран формат домашней аптеки. "Помочь каждому, кто приходит в аптеку" — таков девиз коллектива, и мы ему всегда следуем. Это во-первых.
Другой немаловажный фактор — наша специализация по реализации онкологических препаратов. Врачи из разных лечебных учреждений знают об этом и направляют к нам своих пациентов. Поскольку мы работаем уже продолжительное время, у нас довольно большая клиентская база. Кроме того, "сарафанное радио" тоже никто не отменял. Наши услуги рекомендуют друзьям, знакомым, соседям, также рекомендации идут, конечно, от врачей и пациентов.
И еще один наш конкурентный "конек" — профессиональное фармконсультирование. Каждый раз, когда продается какой–нибудь дорогостоящий препарат или препарат, требующий особых условий транспортировки и хранения, мы не забываем проинформировать об этом посетителей-пациентов.
Мы отправляем посылки в зону СВО, оказываем посильную помощь. К добрым делам привлекаем и наших неравнодушных посетителей. У нас есть список необходимых препаратов, и любой человек может купить их и положить в специально отведенное место. Хочу отметить, что люди оказались невероятно отзывчивыми и с энтузиазмом подержали данную инициативу. Мы даже получили письменную благодарность от командира одной из частей, подполковника А. Побокова, который выразил благодарность коллективу и покупателям ООО "Планета здоровья" за активную жизненную позицию, отзывчивость и неравнодушие. Эту благодарность мы с гордостью поместили в торговом зале. Мы всегда стараемся оказать посильную помощь.
Таких, как наша аптека, в Москве осталось немного. Здесь каждый запрос доходит непосредственно до руководителя. Мой телефон не умолкает буквально ни на секунду, и каждому я стараюсь уделить внимание, если это находится в рамках моей компетенции.
Ведь это не просто бизнес — для меня аптека как ребенок, которого ты растишь и вкладываешь в него свои силы. Мне приятно слышать, когда мои сотрудники говорят о том, что, когда я прихожу на работу, аптека будто оживает. Надеюсь, что это на самом деле так, ведь я вкладываю в нее всю свою душу, любовь и энергию.