Мировой опыт содержит набор разных подходов к регулированию фармрынка в интересах здоровья населения, включая жесткую централизацию, создание специальных регуляторов, разные степени рецептурного отпуска лекарств и т.п.
На встрече, проходившей в рамках коллективной дискуссии экспертов-практиков, рассматривался целый ряд вопросов: каким должен быть российский фармацевтический рынок лекарств и медицинских препаратов? Как создать национальную систему химического анализа рецептур и качества производства лекарств, а также – каким образом можно добиться соблюдения строгого режима рецептурного отпуска лекарственных средств и нужно ли вводить систему полурецептурного отпуска (по рекомендации квалифицированного провизора)?
Необходим антинаркотический кодекс
По мнению Ю.В. Крупнова, председателя межрегиональной общественной организации «Движение развития», в России необходимо разработать и принять антинаркотический кодекс, регламентирующий работу с наркозависимыми. Дело в том, что лечение наркозависимости требуется только 10% страдающим этим недугом, остальным 90% необходима социальная реабилитация и реинтеграция в общество.
Сложность ситуации усугубляется тем, что наибольший процент потребителей этих и других видов наркотических веществ, приходится на молодое поколение – до 25 лет.
Если в прежние десятилетия подавляющее число пациентов были героиновыми наркоманами, то теперь, например, в Нижневартовске, 60–70% больных приходится на дезоморфиновых наркоманов. Сырьем к производству дезоморфина в бытовых условиях для них выступают кодеиносодержащие препараты, реализуемые в аптечной сети. На сегодняшний день кодеиновая наркомания в ряде регионов России приобрела намного большее распространение, чем опиатосодержащая. По данным ФСКН, дезоморфин стал наркотиком для «бедных» – тех, кто не в состоянии приобрести кокаин или героин.
Это уже создает угрозу физическому существованию народов России, т.к. в результате употребления подобного средства человек «сгнивает» заживо буквально за два-три года.
«Сейчас не идет речи о том, что наркоманам оказывается недостаточное лечение. Важно обеспечить им социальную реабилитацию. Современное антинаркотическое законодательство рассеяно по разным законам и кодексам. В нем нигде не прописаны нормы, касающиеся лечения и реабилитации наркозависимых, их возможности и пределы ограничения данных им прав со стороны общества и государства», – считает Ю.В. Крупнов.
Вот почему требуется создать целостную законодательную систему в виде полноценного антинаркотического кодекса, который бы учитывал все аспекты сложной работы с наркозависимыми членами нашего общества. В ней необходимо обратить внимание не только на медицинскую часть реабилитации, но и на социальную занятость, т.к. бывшему наркоману нужно куда-то устроиться на работу, иначе он вернется к наркозависимости.
В этих условиях следует создать т.н. антинаркотический фронт – консолидацию представителей общественных, государственных и частных организаций, направленную на ликвидацию угрозы тотальной «наркотизации» населения России.
Необходим запрет на продажу любых наркотических средств, которые ныне попадают в торговлю под видом «разрешенных», – спайсов, солей, смесей и пр.
От государства требуется последовательная политика по ликвидации наркоугрозы в стране, включающая усиление полицейских мер, интенсификацию мониторинга и выявление страдающих наркоманией, создание сети государственных реабилитационных центров. От частных лиц необходимы поддержка и распространение негосударственных реабилитационных центров, их расширение.
Фармрынок в интересах населения
Каким должен быть фармацевтический рынок в интересах здоровья российского населения? Отвечая на этот вопрос, Ю.В. Крупнов подчеркнул, что проблема аптечной наркомании существует во всем мире.
Другой аспект – качество жизни в мире. Сегодня оно становится важнейшей категорией во внутренней политике многих государств, особенно в области продуктов питания и лекарств. С конца XX в. в социальной работе наиболее развитых стран (Канада, Великобритания, Швеция) философия качества жизни вышла на первый план, поскольку позволяет осуществлять интегральную оценку эффективности управления в этих государствах.
Понятие качества жизни ни в коем случае нельзя путать с понятием уровня жизни, т.к. оно является интегральной характеристикой. В нее входит согласованный комплекс параметров:
- Наличие возможности высококвалифицированного и интересного труда, уровень жизни, свободное время и его качество (досуг), число и характер самоубийств (особо выделяя самоубийства среди детей и подростков).
- Смертность и ее структура, перспективность и безопасность детства, семейность, количество детей в семье, частота разводов, здоровье и образование детей, качество питания, качество одежды (особенно ежедневной), качество информации с точки зрения ее достоверности и полноты, ценовая и техническая доступность передвижения по стране.
- Безопасность на транспорте и общая безопасность, отсутствие криминального давления, элементарная чистота, порядок и пр.
Общество, в котором воспроизводство и наращивание мирового качества жизни каждого гражданина станет первостепенной государственной задачей, станет одним из лидеров мировой цивилизации.
В отношении упорядочения продажи кодеиносодержащих препаратов участники заседания предложили ввести четкую систему ответственности. Например, полурецептурный отпуск, при котором фармацевты станут отвечать за осуществление обоснованного отпуска подобных лекарственных препаратов.
«Добросовестные аптечные работники понимают, что рано или поздно произойдет ужесточение порядка отпуска кодеинсодержащих препаратов и поддерживают эту идею», – отметила Н.В. Игнатьева, исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей. Например, руководители некоторых аптек вообще не выставляют их на прилавок. Поэтому добросовестным потребителям и представителям фармацевтической общественности крайне неприятно видеть тех участников рынка, которые этим злоупотребляют. Дошло до того, что некоторые посетители стараются даже не заходить в их аптечные организации.
РААС как общественная организация выступает за максимальный контроль рынка лекарственных препаратов со стороны государства. В качестве примера Н.В. Игнатьева привела историю с Золдиаром, препаратом от головной боли. При регистрации он не попал в список предметно-количественного учета. Лишь спустя время, благодаря усилиям аптечных работников, это лекарственное средство было в него туда внесено. То же самое следует сделать и с кодеиносодержащими препаратами. В прежние годы уже предпринимались попытки принять такое решение на уровне Правительства России и его отраслевого ведомства – Минздравсоцразвития. Однако проблема остается, и работа над ней продолжается.
Борьба с фальсификатами
В рамках обсуждения этой темы Н.В. Игнатьева отметила, что стопроцентной гарантии того, что те или иные препараты не окажутся сфальсифицированными, никто из аптечных работников не дает. Вместе с тем в настоящее время на российском рынке имеет место тенденция по сокращению их количества. Например, РААС вводит среди своих членов систему ужесточения проверки качества. Однако гарантировать лечебные свойства лекарств должны производители, предоставляя на рынок информацию о своей продукции.
М. Перельройзен, директор новосибирского института хроматографии «ЭкоНова» в своем выступлении подчеркнул: «По статистике, представленной в свое время Росздравнадзором, на долю фальсифицированных препаратов приходится порядка 30%. В настоящее время в нашей стране практически разрушена система анализа и контроля качества фармпрепаратов. К тому же двухмерные штрихкоды, наносимые на упаковки, никоим образом не гарантируют качества лекарств в процессе их хранения и доставки».
Поэтому возглавляемый им институт впервые в мире предложил систему т.н. жидкостной хромотографии с помощью специальных приборов. Посредством этих устройств можно проверять качество не только субстанции, но и других компонентов, входящих в состав лекарственных средств. В результате по сравнению со стандартной фармакопеей удалось уменьшить расходы на экспертизу более чем в сотню раз, после чего средняя стоимость одного анализа составила 40–45 руб.
Разработчики института также предложили двухуровневую систему контроля. На первом производители могут привозить свои препараты в лабораторию. В другом случае – самостоятельно проводить контроль, предоставляя информацию о его результатах для занесения в базу данных. Если лекарство не соответствует заявленным свойствам, то производитель может предъявить претензии цепочке посредников, поставивших компоненты для его производства.
По материалам мероприятия