Нехватка кадров от невозможности совмещения работы и учебы
По данным Росздравнадзора, количество аптек и аптечных пунктов в России увеличилось на 68% с 2014 по 2015 г.: с 36 897 до 53 808. Аналогичные темпы роста предполагаются и в текущем году. Но фармацевтических кадров не хватает, отпуск ведут кадры медицинские, это в лучшем случае. Зададимся вопросом: получить профессиональное фармацевтическое образование работающему специалисту — почему сегодня это непросто?
При этом известно, что даже самой маленькой аптеке для полноценного функционирования необходимо минимум три специалиста: два квалифицированных фармацевта и заведующий. Такую высокую потребность в профессиональных кадрах, способных легко влиться в работу, с трудом покрывают существующие на сегодняшний день высшие и средние специальные учебные заведения. Популярность последних в связи с возрастающими кадровыми потребностями аптечной отрасли постоянно растет, а количество выпускников вузов увеличивается с каждым годом.
ПОЧЕМУ ЛЮДЕЙ НЕ ХВАТАЕТ?
Вузовских предложений по получению профессии фармацевта сегодня в России недостаточно. Конкурс на бюджетные места по этой специальности даже в непопулярных вузах страны достигает иногда 30 человек на место. Однако количество бюджетных мест минимально. Например, сейчас в период набора на новый учебный год Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова открыл только 25 бюджетных мест на специальность "Фармация", РУДН — 15 мест. Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова — 200. Но на всю Москву этого количества явно недостаточно.
Не секрет, что возможностей получить новую специальность фармацевта стало намного меньше с 1 сентября 2014 г. Именно с этой даты высшие учебные заведения прекратили прием студентов на заочное и очно-заочное. По информации Министерства образования и науки РФ, поводом для принятия такого решения послужило снижение качества подготовки специалистов по данной специальности.
Нововведение вызвало волну возмущения. Свой протест выразили владельцы аптечных сетей и сотрудники самих вузов. Аптечная индустрия и фармацевтический бизнес, и без того находящиеся в постоянном кадровом голоде, заявили о надвигающейся катастрофе в своей отрасли. Преподаватели же категорически не согласились с оценкой качества заочного фармацевтического образования и настаивали на том, что введение новых правил разрушит давно сложившуюся систему подготовки квалифицированных специалистов.
Кроме того, отмена возможности учиться на фармацевта заочно значительно ограничила выбор учебного заведения для тех, кто планировал получить специальность фармацевта или повысить свою квалификацию после получения среднего специального образования. Теперь на "Фармации" в вузе можно учиться только очно, а это значит, что львиная доля желающих пополнить ряды квалифицированных аптечных специалистов отдадут предпочтение другой специальности или не пойдут учиться вовсе.
ЕДИНСТВЕННАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ
Невозможность совмещения работы и очной учебы была и остается одной из основных причин нехватки кадров в аптечной и фармацевтической отрасли. Многие аптечные консультанты отказались от мечты о продвижении по карьерной лестнице и повышении заработной платы только из-за того, что система фармацевтического образования коренным образом изменилась.
Сегодня для сотрудников аптек, работающих в должности консультантов и не имеющих фармацевтического образования, очно-заочное обучение осталось единственной возможностью получить профильное образование без прерывания трудового стажа.
"Мало кто из наших потенциальных студентов может себе позволить полноценную учебу на очном отделении, —делится опытом директор московского фармацевтического колледжа "Новые знания" Елена Рогозная. — Именно поэтому мы предлагаем всем, кто вынужден работать, но хотел бы повысить свою квалификацию или с нуля овладеть профессией фармацевта, очно-заочную форму. В этом году мы открыли 300 мест на очно–заочном отделении на специальность 33.02.01 "Фармация" и приглашаем абитуриентов любого возраста, имеющих образование не ниже основного общего".
Выбор в пользу очно–заочного (вечернего) обучения для работающего специалиста очевиден. Преимуществом является возможность совмещать работу и учебу. При этом график занятий чаще всего составляется исходя из пожеланий студентов — это может быть дневная, вечерняя, смешанная форма или форма выходного дня.
Очно-заочная форма одобрена специалистами, т.к. дает возможность получить новую профессию любому желающему, исключая пробелы в образовании, свойственные заочной форме обучения. Кроме того, эксперты все чаще говорят, что современный уровень профессиональной подготовки молодых специалистов в колледжах и училищах в последние годы совершил качественный скачок и на сегодняшний день может составить достойную конкуренцию классическому высшему образованию.
"Средние специальные учебные заведения сегодня наравне с вузами стараются обеспечивать фармрынок квалифицированными специалистами, — отмечает проф. РАН, заведующий кафедрой Московского государственного медико-стоматологического университета имени А.И. Евдокимова Константин Гуревич. — При этом качество образования в современных фармацевтических колледжах достойно высокой оценки: их учебные программы учитывают потребность студентов как в теоретической, так и практической образовательной подготовке, а использование новейших технологий обучения позволяет выпускать подготовленных профессионалов".
Кажется, что проблема получения профильного образования "без отрыва от производства" решена. Теперь этот пробел готовы заполнить колледжи и техникумы. Но покроют ли предложения колледжей реальный спрос на профессию у абитуриентов?
В Москве в настоящее время открыто 450 мест для приема на обучение по очно-заочной форме. По области и того меньше — 75. Большинство медицинских колледжей Москвы не открыли набор на очно-заочную форму на обучение по специальности "Фармация". К тому же сейчас находится в стадии расформирования старейший фармацевтический колледж Департамента здравоохранения г. Москвы. И хотя продолжателем традиций флагмана фармацевтического образования выступает фармацевтический колледж "Новые знания", будет ли достаточным количество открытых мест для приема – покажет время и итоги набора, которые будут подведены в конце августа.
Сегодня же остается надеяться, что имеющиеся количественные ограничения не отпугнут абитуриентов от получения заветной профессии, и вчерашние выпускники и специалисты, работающие в аптеках на должности консультантов, не откажутся от намерения получить профессиональное образование по выбранной специализации.
Табл. Средние специальные учебные заведения Москвы и МО
и условия поступления на очно-заочное отделение в 2016 г.
№
|
Название учебного заведения, тел. приемной комиссии
|
Стоимость обучения за семестр (руб.)
|
Сроки обучения
|
Открытых мест для приема
|
Вступительные испытания
|
Расписание занятий
|
1.
|
г. Москва, Фармацевтический колледж «Новые знания»; тел. : +7(495) 225-2755 доб. 209 (м. «Марьино»)
|
24 500
|
3 года 10 мес. (после 11 кл.)
|
300
|
Конкурс аттестатов
|
Возможность выбрать из 3 вариантов: утренний, вечерний, выходного дня
|
2.
|
г. Москва, Московский государственный образовательный комплекс (Московский государственный техникум технологии и права); тел.: +7(495) 491-6888 (м. «Тушинская»)
|
50 000
|
3 года 3 мес. (после 11 кл.)
|
150
|
Конкурс аттестатов
|
1 вариант: два дня в неделю по вечерам, суббота – день
|
3.
|
г. Красногорск, Красногорский филиал Московского областного медицинского колледжа №1; тел.: +7(495) 631-7498)
|
40 000
|
3 года 10 мес. (после 11 кл.)
|
25
|
Конкурс аттестатов
|
1 вариант: два дня в неделю по вечерам, суббота – день
|
4.
|
г. Серпухов, Московский областной медицинский колледж №5; тел.: +7(496)7 72-0421
|
25 000
|
3 года 10 мес. (после 11 кл.)
|
50
|
Конкурс аттестатов
|
1 вариант: два дня в неделю по вечерам, суббота день
|
5.
|
г. Москва, Фармацевтический колледж Департамента здравоохранения г. Москвы
|
В 2016 г. не проводит прием документов на обучение (расформирован в соответствии с Приказом №152 от 25.02.14 ДЗ г.Москвы)
|
6.
|
г. Москва, медицинские колледжи №1, 2, 5, 6, 7
|
В 2016 г. не открыли набор на обучение по специальности "Фармация" по очно–заочной форме
|